Расширенный поиск по базе
из 34 727 игр для PC и консолей
Игровые форумы AGFC
Крупнейшее российское
игровое сообщество.

Десятки тысяч участников,
миллионы полезных
тем и сообщений.
Grand Theft AG
Самый крупный сайт
в России о серии GTA
и ее «детях» -
Mafia, Driv3r и т.п.

Новости, прохождения,
моды, полезные файлы.
Геройский уголок
Лидер среди сайтов
по играм сериала
Heroes of Might & Magic.

Внутри - карты, советы,
турниры и свежие
новости о Heroes 6.
Летописи Тамриэля
Один из крупнейших
в мире ресурсов
по играм серии
The Elder Scrolls.

Если вы любите Arena,
Daggerfall, Morrowind
и Oblivion -
не проходите мимо!
ГотикAG
Проект, посвященный
известному немецкому
RPG-сериалу Gothic.

Новости, моды, советы,
прохождения и еще
несколько тонн
полезной информации.
Wasteland Chronicles
Портал для любителей
постапокалиптических RPG.

В меню: все части
Fallout, Metalheart, The Fall,
Wasteland, Койоты и Ex Machina.
Absolute Top + Мuзейm
Сайт ежегодного
голосования AG, где
читатели и редакция
определяют лучшие игры.

Архив старых голосований
работает круглосуточно
и без выходных.
Battles.ru
Выдалась свободная минутка?
Порадуйте себя казуальными
или браузерными играми!

На серверe Battles.ru
каждый найдет себе
подходящее развлечение.
RF Online
Бесплатная футуристическая MMORPG.

Игровой портал AG.ru

Сворачивание персонального меню
доступно только зарегистрированным
пользователям.
Выбор, заливка и редактирование
аватара доступно только
зарегистрированным пользователям.
Напомните себе пароль, если забыли.
Переписка в пределах AG.ru доступна
только зарегистрированным
пользователям.
Персональное указание количества
обновлений AG.ru доступно
только зарегистрированным пользователям.
Открыть меню вариантов
Регистрация на AG, форумах и т.д.
Настройки вашего профиля,
сайта, форумов и т.д.

Демо-версия.
Сервисы и бонусы, доступные
нашим VIP-пользователям.

Которым можете стать и вы.
А здесь будет кое-что интересненькое...
Количество агрублей
на вашем счету.

Демо-версия.
Писем: 0Обновлений: 0
AG.Tracker
Функция слежения за играми будет доступна вам после регистрации.

Интервью


Навигация

Достойно внимания

God of War
Видео, 9:58, геймплей показан
For Honor
Видео, 10:18, геймплей показан
Friday the 13th: The Game
Видео, 0:51, геймплей показан
Gears of War 4
+18 скриншотов

Выбор читателей

Опрос | прошлые темы

Какую консоль нового поколения вы планируете купить?
» Предложите тему для опроса

Интервью: Русская Индустрия ч.2: Shareware

Русская Индустрия ч.2: Shareware

Случилось так, что я недавно приболел. Вызвал врача всё по стандартной схеме. Ничего страшного не произошло, обычная простуда, но оформлять какую-то справку или больничный лист надо.

Врач задаёт закономерный вопрос: «Учитесь/работаете?». После короткого рассказа о том, чем занимаюсь, и о том, что игры делают и в России, глаза у моего посетителя несколько округлились. Наверное, этот человек не столь просвещён в компьютерах и прочем, но что в играх тёмный факт несомненный. «И что, можно делать игры, работая целыми коллективами, а потом их продавать?» спросил с явным удивлением в голосе эскулап. На мой утвердительный ответ последовал лишь кивок, мне поверили, но, по всей видимости, не до конца.

Скорее всего, среди наших читателей нет сомневающихся в том, что серьёзно заниматься разработкой игр в России всё-таки можно не такая уж это и экзотика, да и профессионалы в этом деле у нас есть. Именно их мы вам представим в серии материалов, рассказывающих о том, что есть game development и всё, что с ним связано в России. Серия будет состоять из 4-х статей, каждая из которых представляет собой интервью на заданную тему: локализации; создание shareware-игр; занятия аутсорсингом и in-house development, когда компания-разработчик принадлежит более крупной компании, является её подразделением, разрабатывающим игры.

Сегодня мы предлагаем вам один из материалов, повествующий о некоторых аспектах и тонкостях работы над играми в нашей стране. Все детали и подробности ниже.

AG: Представься, пожалуйста, и расскажи немного о себе: сколько времени уже работаешь в индустрии, в какой должности и т. д.

Александр Лысковский: Александр Лысковский, директор ООО «Алавар». Занимаемся мы в основном разработкой и продажей shareware-игр, ну и по мелочи другими игровыми и околоигровыми проектами. Фирма существует уже года три, а я лично играми, наверное, лет 6-7 «болею» сначала как разработчик, сейчас уже как «начальник над разработчиками».

AG: Поведай нам о shareware-играх что это вообще такое, какими они были раньше, как выглядят сейчас, куда движутся?

Александр Лысковский: Это большой вопрос:).

Shareware-программы это, скорее, способ распространения, чем какой-то отдельный вид ПО. Основан он на девизе «try-before-you-buy». То есть программа (в нашем случае игра) предоставляется совершенно бесплатно, качай, запускай, играй, но только в течение определенного периода, например, 30 дней. Чаще всего такая демонстрационная версия еще как-то ограничена скажем, в играх можно открыть 10 уровней из 100 или сделать недоступным мультиплеер.

Shareware, как тип распространения ПО, существует уже лет 15. Игры таким образом продавать стали тоже давно. Последние несколько лет в этой области наблюдается бурный рост, в основном связанный с развитием Интернета раньше все это дело распространялось с помощью BBS и бумажных конвертов с деньгами или чеками. Страшно даже представить:).

Насчет того, куда все это движется… лет так через 5 ВСЕ программы и все игры будут именно «шареварными»! Может быть, называться сие будет по-другому, но принцип распространения окажется именно таким на игру можно будет взглянуть, не покупая ее, а просто скачав демо-версию, и если она понравилась, то также через Сеть оплатить и получить полную версию. Сейчас это невозможно, потому что не у всех есть Интернет, а даже если и есть, не все могут выкачать целиком большую игру представляете, качать 3CD с Diablo 2 по модему. Именно поэтому сегодня многие «шареварные» игры маленькие по размеру, 5-20Mb.

AG: Как я понимаю, shareware-игры условно-бесплатные продукты; немного поиграл, а за остальное уже надо платить (так было с DOOM, если не ошибаюсь). Как обстоят дела с платежами в наше время и в нашей же стране: можешь на словах описать кривую их роста/падения?

Александр Лысковский: Да, так было и с DOOM, и с Duke, разве что в качестве демонстрационной тогда распространялась именно версия с одним эпизодом из трех, а купившим высылались дополнительные файлы с новыми уровнями. Сейчас чаще просто закрывают эти уровни паролем, который высылается при покупке.

С платежами конкретно в России не все просто если на Западе большинство операций осуществляется с помощью кредитной карты, то у нас кредитки еще мало распространены, хотя тот же Альфа-банк оформляет их за $5 и за 3 дня. Вот и приходится использовать всякие Сбербанковские переводы, телеграфные переводы, WebMoney и прочее.

Именно поэтому в России продается на порядок меньше игр, чем на Западе, несмотря на цену 50 рублей здесь против 15-20 долларов там.

«Кривая продаж» растет, и это нам очень нравится, поскольку означает, что российский рынок можно воспринимать серьезно, несмотря на критические высказывания скептиков.

AG: Насколько я знаю, на незарегистрированную shareware-игру накладывается ряд ограничений. Не мог бы ты рассказать о них, объяснив, почему разработчики (и вы, как я понимаю, в том числе) выбираете именно такие методы ведения «борьбы»?

Александр Лысковский: Ну, мы лишь выбираем самые действенные методы. То есть, чтобы у человека, скачавшего игру, не пропал интерес из-за большого количества ограничений и, в то же время, чтобы ему такой версии было мало. Самые стандартные это ограничения по времени игры, количеству уровней и, допустим, оружию.

AG: Как влияет пиратство на рынок, в котором вы работаете наверняка ваши игры взламывают, чтобы бесплатно получать недостающие эпизоды и т. п.? Ведёте ли вы какую-нибудь деятельность в этом направлении? Если не секрет, то какую именно?

Александр Лысковский: Я бы применил другой термин. «Пиратство» это, наверное, когда кто-то другой получает деньги за наши игры. Здесь же авторы всяческих кряков, лоадеров и кейгенов деньги за это не получают, скорее, трудятся для себя.

В последних версиях наших игр мы используем библиотеку ASProtect нашего соотечественника Алексея Солодовникова. Ее пока никто еще не вскрыл уж больно там серьезные алгоритмы и методы защиты:).

Кстати, зачастую в России пользуются кряками, потому что просто не могут нормально купить программу не знают, как, или не имеют технической возможности. Именно поэтому мы держим такую низкую цену всего 50 рублей, и стараемся работать со всеми возможными способами перевода денег. Впрочем, есть возможность получить игру и совершенно бесплатно; мы проводим множество акций, где раздаем регистрации конкурс рисунков, например, за размещение ссылок на наш сайт и так далее. К тому же многие идут к нам тестерами, которые, естественно, получают все игры совершенно бесплатно. У нас, между прочим, подобралась отличная команда российских тестеров самые настоящие фанаты игр, которые мы издаем.

AG: Среди множества ваших, да и вообще «шареварных» игр присутствует большое количество римейков старых проектов. Не считаешь ли ты, что это не совсем правильно и что надо двигаться вперёд, создавать что-то совершенно новое и оригинальное? Было бы интересно услышать твою точку зрения на этот счет.

Александр Лысковский: Да, тут ты прав римейков много. Во многом это связано со спецификой рынка игру скачали, запустили и, если не смогли за 5-10 минут разобраться в правилах и управлении, просто стерли и забыли. Поэтому авторы «шареварных» изделий и стараются делать игры как можно проще и понятней с точки зрения управления. А что может быть понятней игры, правила которой уже знаешь? Правда, полные римейки все-таки разрабатываются редко обычно это какая-то модификация популярной идеи или смешение двух разных игр. Но это не значит, что мы делаем одни римейки, есть множество совершенно новых идей и игр, которые уже потом, в свою очередь, становятся известными и повторяемыми. Так, помнится, было с нашим вариантом Арканоида, мы сделали его трехмерным и с тех пор находим уже несколько вариантов реализации этой идеи. Или есть еще совершенно новая игра BrickShooter, которую придумал один из наших коллег Сергей Столбов; за год с момента ее выхода появилось несколько римейков от других авторов.

AG: Понятно, что, как и любая другая ветвь игровой индустрии, shareware изменяется и развивается во времени. Ты, как человек, живущий внутри всего этого, не мог бы дать нашим читателям некое overview на тему того, что было, что есть и что в скором времени будет на рынке shareware?

Александр Лысковский: Я очень оптимистично смотрю на этот рынок он будет бурно развиваться, в том числе и в России. Как я уже говорил выше, считаю, что скоро большинство игр будет распространяться похожим способом. Насчет того, что есть сейчас, могу сказать, что в России работают около 20-30 команд и разработчиков-одиночек, которые пишут и продают игры на Запад. У нас есть свои конференции, свои списки рассылки и прочая. Правда, не все эти разработчики делают русские версии своих игр, но есть и такие…

Кроме профессионалов, для которых написание shareware-игр является основной работой и заработком, есть множество любителей посмотрите, например, раздел игр на Download.ru 760 штук!

Сейчас мы плотно общаемся с несколькими «монстрами» российского игрового рынка с той же «Букой», например, с K-D Lab. Все они интересуются этим рынком, хотят изучить его возможности и, возможно, что-то начать выпускать и в таком варианте. Вообще, наблюдается общая тенденция с приходом на рынок shareware-игр профессионалов из CD-индустрии. Скажем, Electronic Arts уже очень давно, несколько лет, выпускает небольшие «шареварные» игры.

Буквально неделю назад этим направлением очень серьезно занялся такой гигант как Real.com. Наверное, все слышали о его новом проекте RealArcade это именно небольшие «шареварные» игры сторонних разработчиков, которые они издают и продают.

AG: Наверняка ты также можешь легко сравнить западный рынок условно-бесплатных программ и отечественный его аналог. Какова конкуренция там и здесь, можно ли сказать, что отечественный разработчик может добиться «у них» серьёзных успехов?

Александр Лысковский: Сравнить как раз очень сложно:). Там этот рынок развит, существует очень давно, и под это дело создано огромное количество организаций, сайтов, сервисов и т. п. Здесь он только развивается, и мало кто еще воспринимает его серьезно. Хотя сейчас как раз идет бурное развитие уже есть очень приличный российский «регистратор» (организация, принимающая деньги от покупателей и передающая их разработчикам) Shareg, есть десяток неплохо посещаемых сайтов-архивов работать можно.

Отечественный разработчик вполне может добиться успехов и здесь, и там мы же добились:). Конкуренция, конечно, есть и весьма серьезная. Но, тем не менее, с shareware-играми гораздо проще выжить, чем на рынке CD-игр туда вообще очень сложно пробиться новичкам, тем более из России.

AG: Отдельную нишу в shareware-играх занимает их продвижение на рынок: если о Half-Life или Quake 3 слышал почти каждый геймер, то вот о маленьких проектах, подобных тем, что вы делаете, толком никто и не знает (если специально не следит). Не расскажешь, как вы занимаетесь рекламой своих игр, может быть, пару секретов раскроешь, о трудностях поведаешь?

Александр Лысковский: У нас только один серьезный канал «продвижения на рынок» Интернет. Мы, конечно, работаем и с журналами, и на выставки ездим, и оффлайновую рекламу даем, но Сеть это основное…

Еще есть баннерная реклама (кроме чужих сетей, мы располагаем своей баннерной сетью формата 100*100 со специализацией по shareware-играм, которую развиваем и поддерживаем), работа с сайтами, посвященными играм и ПО, архивы и многое другое. Наша компания вообще максимально нацелена на работу с игровым Интернетом одних только сайтов у нас, по-моему, уже около двух десятков. Скоро, кстати, появится и собственный российский портал, посвященный небольшим играм на него можно взглянуть на http://www.alagame.ru, хотя он пока не запущен.

AG: Коли мы заговорили о трудностях что является камнем преткновения номер один в вашем сегменте рынка компьютерных игр?

Александр Лысковский: В России это, конечно же, способы перевода денег от покупателей игр к разработчикам. Кредитки пока плохо распространены, остальные методы неудобны. Нет нормальной законодательной и налоговой базы для обеспечения таких продаж…

Второй проблемой является просто непривычность такого формата игр и того факта, что за это надо платить о самом процессе покупки shareware-игр, и правда, мало знают в России, те же ColorLines от Gamos стояли в свое время на каждом компьютере, а разработчики получили деньги всего за 150 копий.

AG: Смею предположить, что кое-кто из наших читателей наверняка заинтересовался вашей работой и может захотеть опробовать себя на этом поприще. Не дашь ли какие-нибудь советы и подсказки для начинающих как лучше стартовать, планировать работы, чтобы добиться положительного результата?

Александр Лысковский: Поначалу, конечно, нужно изучить эту область понять, как все это работает, кто кому за что платит, как происходит процесс регистрации и продажи игры. В общем, надо много читать и разбираться. Благо, сейчас уж есть много статей и документов на русском языке. Ну и, разумеется, никогда не останавливаться в собственном развитии и в развитии своих игровых продуктов у нас, помню, первая игра вообще не продавалась, ни одной копии не смогли продать (она была совершенно новой, логической и довольно сложной), а сели писать вторую уже как-то расходится. Сейчас я иногда вспоминаю то время и думаю хорошо, что мы тогда не отчаялись и не бросили это занятие…

Дам еще ссылку на одно из наших отделений Агентство «Shpaga». Оно специально занимается поиском талантливых авторов и разработчиков игр и работой с ними, начиная от идеи игры и заканчивая продажами. Там же есть довольно много ссылок на всевозможные полезные для разработчиков shareware-игр ресурсы и документы.

Мы, кстати, продаем множество игр сторонних разработчиков, являясь неким shareware-издательством. Самая крупная из таких команд GameOverGames. 5 игр из тех 30, что мы распространяем через http://www.alawar.com, написаны именно ими.

AG: Каким основным критериям качества должны соответствовать условно-бесплатные игры, чтобы стать и популярными, и принести деньги разработчикам?

Александр Лысковский: Ну, тут все просто «игра должна быть играбельной»:). Если в вашу игру интересно играть кому-то еще, кроме вас, если она захватывает, и к ней хочется возвращаться снова и снова значит все получилось.

Я знаю неплохо продающиеся игры с не очень навороченной графикой, с простыми правилами, отсутствием начальных мультиков и т. д. Главное, чтобы в игру хотелось играть.

Для западного рынка еще очень важен хороший английский язык на сайте и в документации, а то вас там просто никто не поймет.

AG: У вашей компании уже есть опыт разработки full scale игрового продукта, но потом вы это дело совсем заморозили и перешли на shareware практически полностью. Не собираетесь вернуться в индустрию полномасштабных проектов? Ответ, пожалуйста, обоснуй.

Александр Лысковский: Да, опыт есть. Было очень трудно куда-то пробиться с нашими идеями и наполовину готовыми играми. На Запад вообще невозможно, в России еще как-то попроще, но тут все завязано на Москву, а мы живем в Новосибирске и с этим возникает множество проблем. Да еще кризис вдруг случился в августе 98-го, любые инвестиции в эту область прекратились. Вот мы и переключились с тех пор на shareware-игры…

По прибыли получается примерно равнозначно, а уж по отношению к российскому рынку CD-игр, так и вообще очень неплохо. Считай сам разработчик CD-игры получает с каждой проданной в России копии примерно 20-25 центов и 2-5$ c каждой проданной на Западе, а мы с shareware-игры получаем в России 1$ и на Западе по 10-15$. Тиражи, конечно, поменьше, и лидеров с их миллионными тиражами мы никогда не догоним, но 10-20 тысяч копий вполне можно реализовать.

В индустрию крупных CD-игр вернуться, конечно же, планируем, но не заниматься ими полностью, а просто в качестве еще одного направления. Очень много осталось нереализованных идей и замороженных проектов. Ко всему этому мы, естественно, постепенно вернемся, но теперь будет уже гораздо проще, чем несколько лет назад есть хорошая сформировавшаяся команда разработчиков, есть опыт, какие-то готовые наработки и библиотеки, неплохие связи и здесь, и в западной игровой индустрии. В общем, не придется писать игры «на коленке»:).

Сейчас мы пока в качестве «пробных шаров» выпускаем здесь и на Западе CD-сборники своих игр, не в демонстрационных вариантах, а в полных. В России нам с этим очень помогли в «Буке», этой зимой у нас вышел совместный компакт «Метаморфозы», куда вошли 10 наших небольших игр.

Я бы вообще не разграничивал shareware-игры и CD-игры это, скорее, просто разные способы распространения и продажи, а так они пишутся и придумываются совершенно одинаково. Разве что первые обычно поменьше бывают, но и это временно скоро каналы связи позволят делать большие shareware-игры, с мультиками, качественными sound-треками и прочим.

AG: Саша, спасибо тебе за потраченное время. Видно, что сейчас у вас всё хорошо (тьфу-тьфу-тьфу), но будем надеяться, что будет ещё в разы лучше!;)

Вы можете обсудить эту статью в нашем форуме.
Автор: Михаил Кабанов aka Толстый (06.07.2001)


профиль

AG.Tracker

Рецензии и статьи | 5 883

Игровые ролики | 55 478

Игровые релизы

новые игры в продаже
скоро выходят
открыть страницу
случайной игры

Случайная игра

Всё самое интересное на AG.ru

 
 вы не похожи на спам-бота :) 

Случайно выбранный контент из базы AG.ru | 34 727 игр

© 1998—2017 Kanobu Network, OOO «Рамблер-Игры».
Все права защищены. Контакты. Реклама. Advertising on AG.ru.

Внимание! Использование материалов сайта «Absolute Games» возможно только с письменного разрешения редакции. В противном случае любая перепечатка материалов сайта (даже с установленной ссылкой на оригинал) является нарушением законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах и может повлечь за собой судебное преследование в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусматривающим наказание вплоть до шести лет лишения свободы.

Как с нами связаться | Наша команда | Стань автором
Реклама на AG: сколько стоит и как разместить?
Статистика сайта | Success Story | Ловушка для ботов

Rambler's Top100


mps123@ag.ru