Светлая тема

Рецензия на игру Фобос: 1953

О Федоре Сергеевиче Бондарчуке принято говорить с придыханием. Причем говорят тем чаще, чем выше он взбирается по карьерной лестнице. Это в 1990-е гг. вполне типичный «сын гения» снимал дешевые клипы для отечественной эстрады. Сегодня ФСБ — модный продюсер, режиссер, ведущий, пропагандист и актер. Ни «Жара», ни обе части провального «Обитаемого острова» не подкосили принадлежащей ему Art Pictures Studio. Более того, государство своевременно поддержало рублем, аккурат накануне выхода в прокат очередного произведения «Фобос. Клуб страха». Утрись, Голливуд!

Молодежный ужастик, о художественных и сценарных достоинствах которого заикаться-то страшно, не «отработал» и половины скромного бюджета. Зрители не захотели смотреть на метания отмороженной компашки по клубу-бункеру и пропустили премьеру. Глядишь, и вовсе не заметили бы, кабы не проходившая мимо Phantomery Interactive. Именно ей выпала честь создать адвенчуру по незавидной лицензии. «По Федьке и шапка», — едко ввернет злопыхатель. И будет неправ.

Вниз по кровавой норе

В «Фобос: 1953» сразу привлекает один немаловажный штрих: с фильмом игра не имеет ничего общего. Кроме, собственно, того самого гэбэшного бункера. Он и станет местом действия — с разницей в целых 57 лет. Разработчики словно нарочно дистанцировались от событий ленты, хотя дата была выбрана явно не наобум. Черно-белые кадры советской кинохроники, Москва без Лужкова, плавный спуск под землю… А там уж поджидает главный герой — инженер Глеб Николаев с отбитой напрочь памятью. Амнезия! Сколько о ней придумано, сколько еще будет…

История «Фобоса» писалась тут же, в многочисленных отчетах, рапортах и документах с пометкой «СОВ. СЕКРЕТНО». И не просто «от балды», а на основе реальных фактов, при участии экспертов и архивов НКВД. В частности, подробно запечатлены на бумаге эксперименты над заключенными, их страдания под действием препаратов и неминуемая гибель. Язык, стиль изложения, детали весьма достоверны и оставляют довольно гадкое впечатление. «Число, имя, расстрелян». Порой такое чтиво встряхивает похлеще кровавых мясорубок. Чего авторы, конечно, и добивались.

Приключение сделано на старом, знакомом по Sublustrum движке. Он и два года назад не излучал здоровье, а теперь… Теперь остается тяжко вздохнуть и окунуться в волшебную атмосферу подземелий, лабораторий и пыточных камер. Серые, угрюмые виды. Из стен торчат трубы с вентилями, коридоры утыканы запертыми дверями, повсюду развешаны портреты вождей пролетариата — зрелище не из приятных. Впрочем, покрутив головой по сторонам (360° никуда не делись), можно приметить мелочи и поярче. Дух прошлого старались передать особенно тщательно: журналы «Радиотехника», куча символики, бобинный магнитофон и огромный радиоприемник, откуда звучат последние известия «от советского информбюро». Полтора десятка комнат и пяти-шести часов, выделенных на все про все, хватит, чтобы покрыть недостаток «совеция» в крови.

Этот день побега

На квесте же подобный дефицит, понятно, сказался неважно. Первые минуты, когда курсор с непривычки елозит по потолку в попытке выдернуть что-нибудь полезное из «мертвого» окружения, даже мысли нехорошие лезут. В дальнейшем пиксель-хантинг отойдет на второй план, однако о себе напомнит не раз. Загадки абсолютно логичны, без артистичных изысков старшей субсестры и излишних философствований. Наверное, это правильно. Чем строить длинные логические цепочки и клясть медведя, наступившего на ухо, лучше перебрать предметы, пощелкать тумблерами, перерыть картотеку (благо, важные заметки хранят у сердца), не сходя с места. Идти, по большому счету, и некуда. Вот где собака порылась.

Аргентинская родственница Scratches постоянно подкидывала ситуации и ситуашки под настроение, параллельно развивая несколько сюжетных веток. В «Фобосе» мы ползем по единственно верной тропе, притом проторенной. И поговорить не с кем. Лишь изредка по рации слышны мольбы о помощи замурованного в шахте рабочего, да временами из репродукторов вещает голос с одинаковыми угрозами: мол, окстись, товарищ Николаев, тебе отсюда не выйти.

Товарищ Николаев в ответ исправно дрожит, нервно дышит, теряет контроль над собой и травится газом (жаль, не до смерти). Персонажу устраивают встряску всеми доступными средствами, нагнетают беспокойство в лучших традициях хоррора 1970-х гг. Но то ли не хватает технических мощей, то ли сопереживание упорно не хочет просыпаться… Адвенчура никак не пробирает. Холодок побежит-побежит по спине и… зачахнет на полпути. Даже музыки преступно мало, хотя студию и возглавляет профессиональный музыкант. Редкие клочки эмбиента слабо способствуют повышению уровня адреналина. Скорее, еще сильнее погружают в сонную и тревожную дымку. Послушайте. Так звучит «Фобос».

* * *

Иногда хочется раздвинуть руками слои гравия и бетона, которыми Глеб отгорожен от внешнего мира, проникнуть вглубь эпохи, за пределы проклятого бункера. Несмотря на подробный рассказ об ужасах подопытных зэков, демонстрацию мест лишения жизни и участие в исследованиях человеческого мозга, героем движет идея-фикс: бежать подальше. Желание понятное и отчасти каноничное, если неожиданно вспомнить «Клуб страха». Увы, что хорошо в плохом фильме, то плохо в хорошей игре. За побегом следует скоропостижный финал. Ни тебе распутанного клубка интриг, ни возмездия над вредным голосом. Коротко и скомкано; опять же, канонично. Остается пожелать Phantomery лучших источников вдохновения.