Светлая тема

Рецензия на игру 3D Bowling USA

Красота по-американски

Боулинг. Пришедшее из-за океана развлечение - кегли, шар с дырочками для пальцев, неторопливый бросок, и смертельно раненые кегли валятся на бок. У нас этот спорт появился совсем недавно, и в книгу истории отечественного боулинга заносятся лишь первые страницы. И пишутся эти страницы, к слову сказать, не мелом и не огрызком карандаша, а дорогими «паркерами» обеспеченных слоев населения. Почему так? Да потому, что стоимость посещения недорогого боулинг-клуба спокойно можно приравнять к нескольким минимальным заработным платам, что делает метание шаров делом неприемлемым для сотен тысяч соотечественников. Для оставшейся части, обеспеченной денежными купюрами и свободной от их добывания временем, открываются и успешно функционируют многочисленные заведения, в той или иной форме предлагающие поюзать оборудование для боулинга. Такова суровая реальность; неудивительно, что покупка диска с 3D Bowling USA покажется кому-то предпочтительней дорогостоящего похода в клуб.

В анализе

У всякой игры должна быть какая-то загадка. Есть она, - игра удалась, нет ее - разработчиков на мыло. Первой такой загадкой для меня лично стал контингент игроков, на который собрались опереться разработчики. Ответ нашелся на удивление быстро, - 3D Bowling USA скромно рассчитан «на всех» (именно так указано в документации). Игра относит себя к разряду «семейных», то есть считается удобоваримой для каждого, кто способен держать в руке мышь. Вторым вопросом на повестке дня стоит истинная жанровая принадлежность. Как говорится, доверяй, но проверяй. Доверяй красочной надписи на коробке, гласящей “Real bowling simulation”, но проверяй беспристрастным анализом.

После часа плотного общения с мышкой игра сдала все требуемые от нее анализы; на их основе было сделано замечательное открытие: это не аркада! Признаюсь, подсознательно ожидалось что-то вроде тира с катающимся шаром вместо пуль и кеглями, заменяющими мишень. Я ошибся; и это тот редкий случай, когда подстава со стороны интуиции действительно радует. Перед нами настоящий серьезный симулятор, и, хотя реакция все же понадобится, решающей гирькой на весы победы падут теоретические знания, удача и точный расчет.

Учиться, учиться, еще раз...

Основной сферой применения игры, разумеется, является тусовка с компьютером. Нам предлагают пять развеселых уровней с не менее развеселыми пятью оппонентами и совсем уж угарными пятью уровнями сложности (для себя я назвал это уровнями озверения). Хотите узнать, как славно мы втроем - я, компьютер и 3D Bowling USA - проводили время? Чур, я не сам напросился.

Не буду живописать предстартовый процесс создания или выбора персонажа, ибо ничего принципиального в себе это занятие не несет. Подумаешь, очки на счет аватара записывают. Все это ерунда, а вот сама суть... Первый час прошел без эксцессов. Второй и третий были в основном потрачены на бормотание сквозь зубы оригинальных нецензурных выражений в адрес компьютера и мышки. И уже после четвертого часа непрерывного шарометания мои подозрения оформились, окрепли и стали знанием. Я проигрывал. Неизменно, раз за разом, компьютер одерживал надо мной верх, не давая перейти на следующий уровень. Методом исключения было выведено, что мне просто-напросто не хватает теории. Поняв это, ваш покорный ринулся искать недостающие знания в Интернете. И вскоре нашел - руководство для начинающих боулеров, причем составленное на русском языке. После изучения этого полезного во всех отношениях текста я вернулся к своим баранам, то есть к игре. Дела резко пошли на поправку, так что за час, сверяясь с картинками из руководства, мне удалось одолеть все пять уровней. Разум, тактика и многочасовая практика восторжествовали над отточенным компьютерным алгоритмом.

Мышиные страсти

Впрочем, вы пока увидели (услышали?) лишь внешнюю сторону. А ведь это далеко не конец. К примеру, отдельного ласково-матерного слова заслуживает управление. Все действия осуществляются только с помощью мышки. Мышкой выбирается расположение бренного тела игрока, направление броска, тип броска и его сила. Со стороны это выглядит так, как будто у хвостатого существа заели обе кнопки, а незадачливый геймер ожесточенно щелкает ими, пытаясь добиться хоть какого-то результата. Создается впечатление, что бета-тестерами приглашали многопалых инопланетян с Нептуна, снабжая их титановыми мышами. Гуманоиду можно привыкнуть только после часовой тренировки и двух мертвых манипуляторов под столом. Однако, пытаясь оправдать замороченность интерфейса, скажу следующее, - он получился хотя и сложным в обращении, но зато имитирующим реальный бросок настолько, насколько это возможно. Расчет на реакцию вносит элементы случайности в нужных местах, - не успел в очередной раз кликнуть, и привет. Пожалуй, местный интерфейс проповедует философию реальной человеческой жизни - сначала больно, а потом вроде бы ничего. Запасайтесь мышами, друзья мои.

Без излишеств

В отличие от управления, игровая физика не вызывает нареканий. Шар действительно катится так, как ему и положено в реальности. Все описанные в вышеупомянутом руководстве комбинации - проверенные, что называется, временем, - мне удалось почти "дословно" воспроизвести в игре. Какие вам еще нужны доказательства? Шар закручивается - и это видно невооруженным глазом. Траектория закругляется, срабатывает комбинация 1-3 (или 1-2), а не какая-нибудь другая, противоречащая иллюстрации из учебника. И при этом - ничего лишнего. Если шар выходит за границы дорожки, то сваливается в боковую канавку и спокойно катится по ней за молоком. Кегли шатаются от касания и, падая, могут повалить соседние.

Конечно, можно было бы рассадить полигональных болельщиков вдоль полигонального бара, а затем позволить неловко брошенному шару проделать дыру в бармене. Можно было бы еще добавить стрельбу из винтовки, конечно, исключительно в целях подправки траектории уже брошенного шара. Можно было бы, но зачем? У нас тут все всамделишнее, без шуток, в полном соответствии с законами Ньютона, Ома, Мэрфи и других Лапласов.

Кстати, о полигонах. Модели игроков не щеголяют их обилием, демонстрируя умеренность и как бы намекая на низкие системные требования. Экран не загораживают разнообразные трехмерные надписи, комментирующие очередной бросок. Болельщики не суетятся по краям дорожек. Камера болтается вполне толково, правда, по своим, не зависящим от воли игрока траекториям. При броске модели виртуалов движутся сносно, не так, как реальные люди, конечно, но и не раздражая присущей роботам-полуавтоматам неестественностью. Ничего лишнего, опять ничего. К слову, подобное спартанство наблюдается и в звуко/музыкальном стане. Уж не ключ ли это к успеху?

Я с тобой не играюсь

Пожалуй, вы правы: мое отношение к игре явно выше приятельского. Несомненно, разработчики постарались на славу, отлично сымитировав реальный боулинг. Однако это повлекло определенные негативные последствия, - игра получилась, мягко говоря, трудной в освоении. Недружелюбной. Однозначно не хватает хорошей теоретической энциклопедии с картинками, которую не могут компенсировать имеющиеся в наличии несколько жалких абзацев про боулинг. Физика и реалистичные манипуляции с шаром - это, конечно, здорово. Но, объективно, кому они особо нужны?.. Вам надо? Берите.