Светлая тема

Рецензия на игру 9 рота

Почти двадцать лет минуло после вывода войск из Афганистана, а тема «советского Вьетнама» до сих пор питает ожесточенные споры. Стоило ли СССР лезть в пустынную ближневосточную страну? Было ли то намерение оккупировать суверенное государство или помощь братскому народу? Как получилось, что битва гиганта и карлика завершилась ничем? Может, прав ненавистный многим Бондарчук и, несмотря ни на что, «мы победили»?.. В отличие от гоблиновской «Правды», «9 рота» не навязывает игрокам чужое мнение и не отвечает на скользкие вопросы. Была война, в ней участвовали тысячи людей, которые сейчас живут среди нас, — это факт.

Тактическая рота

Фильм «9 рота» вольно пересказывал реальные события, а игра «9 рота» вольно пересказывает фильм. Лишь знакомые герои да несколько миссий, включая знаменитый поход за спичками, напоминают о том, что «Леста» работала на основе лицензии. Такой подход позволил значительно расширить временные рамки, показав нам подвиги Дыгало и Хохла, но у медали есть и оборотная сторона. На качественный сюжет сил не хватило, в итоге мы имеем десять интересных и, увы, не связанных между собой уровней. Мало? Путь от «учебки» до высоты 3234 грозит растянуться на неделю. Даже на нормальной сложности приходится раз за разом переигрывать отдельные эпизоды, стараясь уменьшить потери («прокачанные» ветераны помогают в последующих заданиях).

Виртуальная война начинается с укомплектования ударной группы. Нам предлагают оптимальный вариант, однако не запрещают подстроить все под себя: поменять оружие (АКС-74, легкий АКС-74У, ПК и СВД), раздать гранатометы, аптечки, миноискатели и, самое главное, назначить радиста, без которого невозможен вызов огневой поддержки. Затем следует короткий брифинг, украшенный красочной видеонарезкой загрузочный экран, и вот мы уже любуемся на трехмерные афганские перевалы. «Мы» — это взвод храбрых десантников и один-два бронетранспортера. Строительства нет, экономики тоже, зато есть приказ и бесчисленные толпы жадных до крови душманов.

Рассчитываете привычным жестом выделить всех и отправить куда подальше? «9 рота» не прощает подобной халтуры, заставляя беречь крошечные жизни юнитов. Сколько ждать подкрепления? Придет ли оно вообще? Кто знает. Врагов всегда больше, и не исключено, что глупые ошибки в первые минуты боя приведут к поражению. Задачи миссий банальны (захватить мост и отбить контратаку, освободить пленных, отрезать пути отступления и «зачистить» район, защитить автоколонну) — в жанре военных RTS трудно придумать что-то новое. Расстраивает бросающаяся в глаза малобюджетность. В России никто не претендует на лавры Company of Heroes; зрелищные, грамотно срежиссированные ролики заменила неуклюжая летающая камера и молчаливые окошки с текстом.

Впрочем, «9 роту» убивает не отсутствие голливудского пафоса и дорогих актеров озвучки, а чудовищный микроменеджмент. У одного бойца закончились боеприпасы (можно попросить пару магазинов у соседа, сбегать к общему ящику или порыскать на предмет трофеев), второго срочно надо подлечить, третьему помочь бросить гранату… Самостоятельность подчиненных урезана до минимума. Когда под нашим началом три десятка таких «леммингов», игра превращается в работу. Необходимость лично руководить каждым поворотом колеса танка или БТР, уворачиваясь от проносящихся над башней «ракет», настроения не улучшает. Прямое управление было бы удобнее.

Другое решение проблемы — заранее «нарезать» неконтролируемую ораву на аккуратные отделения. Пулеметчик, снайпер, гранатометчик, санитар и два-три автоматчика — коллективный портрет идеального отряда не слишком оригинален, так почему же рутиной вынуждены заниматься мы, а не разработчики? Где сержанты, офицеры и «мораль», пусть в упрощенно-зачаточном варианте из Company of Heroes? Интерфейсу победа совершенно безразлична. Значки над головами могли бы облегчить жизнь, но куда там! Поиск ближайшего медика, способного оживить смертельно раненого, — «увлекательная» мини-игра, доводящая до исступления. Это далеко не последний пункт в длинном списке. Нет боевой статистики, не указаны ТТХ оружия (многие ли знают, в чем отличие РГД-5 от Ф-1?), техника не ездит группами, у танков не открываются люки…

«Беркуту» от «Лютика»

Настоящей отдушиной стала воздушная и артиллерийская поддержка. Количество запросов ограничено, зато какой эффект! Удар батареи «Градов» ни с чем не спутать: яркие всполохи огня, разлетающиеся трупы и обломки, жирный дым до небес — мощь и внушительный радиус действия с лихвой компенсируют низкую точность. Враги сбились в кучу? Штурмовики Су-25 накроют злодеев кассетными бомбами. Ну и наиболее универсальный и потому ценный помощник — вертолет Ми-24. За те две минуты, что «Крокодил» кружит над районом, нетрудно уничтожить целый кишлак, не говоря уже о пулеметчике на неприступной вершине.

Массовые разрушения — единственное, что не вызывает претензий. Техника чадит и взрывается, с душманов слетают тюрбаны (ассоциаций с фашистами из «В тылу врага» не избежать), каменистую почву прорезают черные воронки… В редкие мгновения затишья можно приблизить камеру к земле и послушать разговоры солдат про холодное пиво и житейские радости. А вот разглядывать кривоватые фигурки не советую.

Изобретению Михаила Калашникова стоило бы воздвигнуть еще один — на сей раз виртуальный — памятник. К «снайперке» не найти патронов (подбирать чужие «стволы» героям не позволяет устав), пулеметов и гранат мало, так что залогом победы остаются незаменимые АК. Наверное, эта особенность имеет некую историческую основу; жаль, набор тактик похудел. По ходу игры мы сможем пострелять из минометов, АГС-17 и знаменитого «Утеса», но переносить тяжелые орудия или брать их с собой на задание — ни-ни! Что Company of Heroes хорошо, то «9 роте» — смерть. Строить укрепления (зачастую неуничтожимые!) тоже умеет только дизайнер уровней. Казалось бы, собрать кладку из валяющихся повсюду камней — куда уж проще? Запрещено. Надежды на ветхие домики туземцев нет. Безопаснее лежать в чистом поле, чем торчать на крыше глинобитной хибарки, ожидая, когда какой-нибудь умник разнесет ее из РПГ.

Увеличение «брони» зданий — не выход. Вместо того чтобы ограничиться зонами, дающими прибавку к защите (метод, доказавший свою эффективность еще в Close Combat), «Леста» предпочла перенять опыт коллег из Best Way и разбросала по карте различные укрытия, за которыми могут засесть бойцы. Если в отряде пять человек — все прекрасно, однако в «9 роте» иные масштабы. Каждому десантнику необходимо указать конкретное место, проверить сектор стрельбы, вытереть нос — автоматика не всегда актуальна, без подсказки свыше воин-интернационалист может «спрятаться» спиной к наступающим. Да и самих точек не хватает. Взять, к примеру, невостребованные углы или развалины, предоставляющие идеальные условия для обороны… опять же, не здесь. Порой приходится долго прочесывать курсором территорию, пытаясь понять логику, и в конце концов положить своих посреди дороги.

Битвы «пехота против пехоты» (у моджахедов изредка встречаются джипы с пулеметами и прочая ерунда) требуют максимального напряжения и внимания. Направления вражеских атак легко предсказуемы, но расположить бойцов на выгодных позициях недостаточно. Серьезный разброс пуль и непростой рельеф, мешающий верно оценить количество непростреливаемых зон, отдают многое на откуп случаю. Впрочем, высокая сложность и кажущаяся «взрослость» не делают из «9 роты» воргейм. Прицельная дальность оружия сильно урезана, солдаты и техника смущают аркадной полоской здоровья, недруги прибегают из-за границы насыщенной ловушками-триггерами карты… Завершивших основную кампанию ждет отдушина — приятная, веселая, скоротечная танковая миссия (помимо Т-62 тут отметились раритетные Т-34). До фехтования стволами не дошло, до реализма — тоже; происходящее напоминает «классику» ВМВ-RTS: Codename Panzers, Rush for Berlin и т. п.

Афганский синдром

Тем не менее, не спешите списывать «9 роту» со счетов. Несмотря на специфический геймплей и разнообразные болячки, перед нами, пожалуй, лучшая отечественная игра по кинолицензии и просто лучшая игра, затрагивающая тему советско-афганского конфликта. Любые сравнения с Company of Heroes, World in Conflict и другими монстрами жанра RTS явно не в ее пользу, но что делать? «Душевные русские игры» — вымирающий вид. Надо отдать должное руководству «Лесты» и «Нового Диска»: ни один уважаемый западный разработчик не взялся бы за такой проект. А на официальном форуме уже мелькают намеки на аддон. Если авторы сумеют исправить в нем самые раздражающие детали, чуть подкрасят графику и добавят мультиплеер, нишевая стратегия «для своих» превратится в сильный и конкурентоспособный продукт.