Светлая тема

Рецензия на игру Achtung Panzer: Операция "Звезда"

Родословная «Achtung Panzer: Операция „Звезда“» запутана. Snowball Studios и «1С» выпустили ее предшественницу, «Битву за Харьков» в серии «Линия фронта», куда ранее входили лишь русские версии Combat Mission. Дебютная стратегия Graviteam не имеет никакого отношения к Battlefront.com, но деньги не пахнут, ведь кто-то из поклонников известных воргеймов мог купиться на знакомую надпись на обложке. Западный издатель Paradox Interactive оказался чистоплотнее — за рубежом игра вышла под именем Achtung Panzer: Kharkov 1943.

Для независимого дополнения к «Битве за Харьков» Graviteam нашла другого партнера — компанию «Новый Диск». То ли потому, что права на «Линию фронта» сохранила «1С», то ли для укрепления собственного бренда, студия нарекла проект «Achtung Panzer: Операция „Звезда“». К сожалению, странная история с названием — единственное, что привлекает внимание к аддону. В остальном это — типичный продукт для фанатов.

Kharkov never dies

Тем, кто ничего не слышал о «Битве за Харьков», я посоветовал бы прочитать нашу рецензию, так как основы игрового процесса ничуть не изменились. Graviteam скрестила пошаговые маневры с боями в реальном времени, но превосходную концепцию испортило плохое воплощение. Трудно сказать, что было губительнее — нехватка сил и средств или ориентация на «хардкорщиков», ради дотошного моделирования готовых отпустить все грехи.

События «Операции „Звезда“» разворачиваются на несколько недель раньше, чем в первой игре. Декорации — все те же окрестности Харькова. Здорово, что разработчики разжились детальной картой своей малой родины, однако упорство, с которым они используют ее, порадует только краеведов. Конкуренты, вроде тех же «1С» и Battlefront.com, давно преподносят игрокам театры боевых действий на любой вкус, от Восточного фронта до Нормандии и Северной Африки.

По сравнению с оригиналом, сценариев чуть больше — восемь вместо шести. Увы, территорий, на которых проходят сражения, опять всего три. При виде очертаний Тарановки тяжело удержаться от смеха. В «Битве за Харьков» Graviteam предлагала воевать за несчастную деревеньку трижды, а в «Операции „Звезда“» она стала ареной аж для четырех стычек. По словам авторов, эта карта была «переработана и расширена». Лучше бы потратили ресурсы на еще один клочок земли. Из-за куцего выбора локаций теряет смысл другая новинка — редактор операций. Неужели кто-то нарисует десяток вариантов штурма Тарановки?

Если забыть о скромном ассортименте миссий, «Операция „Звезда“» — неплохое дополнение. Помимо ряда мелких изменений, уместных в патчах (например, улучшения работы авиационных и артиллерийских наводчиков), есть и добавки посолиднее. Парк техники пополнился дюжиной новых машин. Обе стороны получили возможность ставить дымовые завесы разными способами: с помощью снарядов, гранат и мин. ИИ более умело концентрирует силы в атаке и наносит фланговые удары. Наконец, интерфейс стал гораздо удобнее. Теперь, чтобы командовать солдатами на поле боя, не нужно полчаса разбираться в кнопках с непонятными значками. Прочие меню по-прежнему сработаны топорно, да и нормальной системы сохранений еще нет, но Graviteam шагает в верном направлении.

* * *

Правда, пока студия не задумается о комфорте для игроков, не сменит движок и не попрощается с родным Харьковом, рекомендовать ее проекты всем любителям серьезных стратегий я не стану.