Светлая тема

Рецензия на игру Агата Кристи: И никого не стало

«Ten Little Niggers» — самое знаменитое произведение Агаты Кристи, затмившее истории о маленьком бельгийце и престарелой мисс. Секрет его популярности кроется в нестандартном подходе к построению сюжета, удивительным образом сочетающем детектив, триллер, мистику, толику романтики… После выхода в свет оно послужило основой для десятков кино- и театральных постановок. Разумеется, провоцирующее «черные» массы название скоренько упразднили. «И никого не стало»…

С виртуальным миром труднее. Обделенная вниманием адвенчура конца 80-х, The Scoop являлась воплощением коллективного творчества «Клуба любителей детективов», в который когда-то входила писательница (ее перу принадлежит всего пара глав). Однако — это все. Слабовато, особенно если припомнить изобилие игр по романам Конан Дойла. Впрочем, «вдохновленных» проектов вышло не в пример больше. Laura Bow, Cruise for a Corpse, Fatal Illusion… Да что там: первое же графическое приключение, Mystery House, было насквозь пропитано духом «Негритят».

И вот, много лет спустя, The Adventure Company решила выпустить аж пять проектов по мотивам книг Кристи. На «должность» первопроходца, конечно же, выбрали уже трижды помянутую всуе «Десять негритят». Коммерция, как-никак. Увы, политика канадской компании, предпочитающей громкий «пиар» качеству продукции, публике хорошо знакома. Обнадеживало лишь имя в графе «сценарист/дизайнер»: Ли Шелдон (Lee Sheldon).

Двойное убийство

Известный голливудский сценарист, автор множества публикаций, но главное — создатель прекрасных адвенчур (Riddle of Master Lu, Dark Side of the Moon), Ли свободно ориентируется в любой индустрии. Детективный жанр всегда считался его визитной карточкой, поэтому кандидатура напрашивалась сама собой. Хотя задача стояла непростая: адаптировать сложный по своей структуре сюжет под мозголомные нужды, выдержав удобоваримый баланс между оригиналом и собственными наработками. Для таких случаев обычно пригодны два варианта: интерактивный фильм, где нам отводится роль спускового крючка, либо перекройка книги под игровые запросы со всеми вытекающими нестыковками, домыслами и неестественными пазлами.

Что придумал Шелдон, профессионал старой закалки? Он воспользовался третьим, более элегантным способом, соорудив «квест-с-двойным-дном». Снаружи это типичная «адвенчура нового поколения», коих в последние годы развелось немало. Трехмерный персонаж на фоне рендеренных «задников» бегает по локациям, руководствуясь указаниями одинокого курсора. Дефицит активных точек компенсирует симпатичная картинка, а недостаточная интерактивность подслащена блокнотом. Плюс — подчеркнутая линейность повествования с неизменными триггерами в виде разговоров и необходимых кликов. Игрока не брезгуют водить за руку, заставляя отказываться от самочинных вылазок, либо прикрывая ту или иную дверь.

Все сделано для того, чтобы даже неопытные исследователи, с опаской взирающие на шедевры 5-7-летней давности, чувствовали себя в седле. Суровая реальность подкатывает незаметно. Внезапно разросшиеся территории оказываются под завязку набитыми всякой всячиной, которую загребущие лапы героя с удовольствием тянут в карман. Тут же — и система комбинирования вещичек, перекочевавшая из Return to Mysterious Island (с ограничением на четыре ячейки), простор для неуемной фантазии. Дабы жизнь совсем медом не казалась, не всякая деталь высвечивается при наведении мышки. Их поиск — упражнение для серых клеточек. Привет из прошлого, не иначе.

Одиннадцать маленьких афроамериканчиков

Что характерно, все, от сценария до головоломок, логично и обоснованно. Совершенно беспрецедентный шаг — добавить еще одно действующее лицо — ничуть не мешает классическому развитию новеллы. Патрик Нарракотт, молодой человек, перевезший всю процессию на гиблый остров, волею судьбы (и не только) застревает на проклятом клочке земли. И сразу же выясняется, что один из постояльцев — его старый недруг, причастный к смерти брата. Каково?!

От оригинального сюжетного замысла автор не отступает вплоть до развязки и все же обрушивает на нас целый град неожиданных секретов и мелочей. Хотите — листайте книгу, хотите — вырабатывайте дедуктивные способности. Игра линейна и нелинейна одновременно! Любой, кто читал знаменитое произведение или видел кинофильм, сможет предсказать грядущие события, и это соответствует сценарной задумке. История, ее участники, да и добрая часть диалогов была перепечатана без изменений. А вот при попытке окунуться в окружающий мир начинается отсебятина. Информация об острове, его бывших и настоящих владельцах, скрытые уголки, ворох подробностей о соседях, регулярно дающих дуба, спрятаны до поры до времени. Желаете копнуть поглубже? Пожалуйста, в вашем распоряжении почти детективная работа по сбору и анализу улик, вытягиванию сведений из подозреваемых, сличению отпечатков пальцев, подслушиванию и подглядыванию… Не желаете — настаивать не будем.

Концовок, к слову, четыре штуки, в зависимости от количества спасенного народа. Да-да, уже под занавес Шелдон решился на прямое вмешательство в ровное течение «Негритят», взявшись за дело с таким усердием, что все, чему учила Кристи, встало с ног на голову. Кощунство? Самовольство? Отнюдь. Обескураживающее разъяснение убийств сопровождает бонусная задачка, открывающая истинный финал, каким его планировала королева жанра.

Душевные метания

К сожалению, разработчики напортачили с атмосферой. Отложите в сторону валидол и приготовьтесь созерцать сухое, размеренное действие, с трудом затягивающее зрителя в сети. Игре не хватает драйва, интрига стремительно тает, превращаясь в череду последовательных смертей, которые оставшиеся в живых персонажи наблюдают со скучающим видом. Да и что это за персонажи? Десяток деревянных чурок, спокойно топчущихся на месте в ожидании своей участи, производят гнетущее впечатление. Напоминающие зомби фигурки постоянно перемещаются, однако их внутреннее содержание не выходит за пределы плохо сбитых корпусов. Тут не в силах помочь даже голоса профессиональных актеров.

Каждую жертву невидимого маньяка мы провожаем (под неизменно сонную, невнятную музычку) беглым безучастным взглядом и забываем. Причем к закостенелым трупам нас не подпускают; вероятно, дабы не травмировать психику. Никакого натурализма в стиле Dagger of Amon Ra. Да, за собственную жизнь не беспокойтесь: на фоне косящей чумы Нарракотту подозрительно везет.

Общему тоскливому настрою сопутствует и неоднозначность графического решения. Остров, выполненный в серых тонах, довольно привлекателен. Несмотря на застывшие декорации и зачастую пустынные пейзажи, необходимый налет одиночества и безысходности приятно осязаем в насыщенном тягучей мелодией воздухе. Туманная дымка стелется по земле, дождик обжигает плечи, а волны (вода здесь, спору нет, потрясающая) с ненавистью бьются о край утеса. Но внутри усадьбы картина резко меняется. Скудное убранство помещений бьет по глазам однообразием и правильными формами. Между пугающими хитросплетениями комнат можно блуждать часами, так и не усвоив, где кто обитает, и какая дверь ведет в коридор, а какая — в уборную. Ночные скитания по спящему дому и того сумбурнее: в кромешной тьме приходится прокладывать путь чуть ли не на ощупь, а стандартная идея с фонариком, выхватывающим кусочки света из сумрака, исчерпывает себя уже в первые минуты.

Detective-wanna-be

Революции не случилось. And Then There Were None, прошедшая капитальную обработку и побывавшая в талантливых руках «человека и парохода», получила должное воплощение, но — только на бумаге. Разработчики, напутствуемые меркантильной Adventure Company, очень постарались, чтобы изгадить всю задумку, выточив нечуткую адвенчуру, напрочь лишенную и духа первоисточника, и вообще признаков одушевленности. Единственное, что удалось передать в полной мере, — отчаяние и неистовое упорство, с которым «дополнительный негритенок» пытается вырваться из богом забытого места. Он чужой на этом празднике смерти, и он это чувствует. Хорошая метафора.

P.S. А негритята, в прошлом именовавшиеся индейцами, представлены морячками.