Светлая тема

Рецензия на игру Agharta: The Hollow Earth

Слова даже не разбегаются по сторонам, как это мы привыкли видеть. Их просто нет, они не могут выйти из этого бесконечного тумана Агарты, и мы замечаем лишь их тени в глубине самого красивого «другого» мира со времен красочных фантазий босоногого отрочества и синего фолианта «Путешествия к центру Земли» под подушкой.

Слова исчезают и растворяются в восходящем над сумрачным лесом кровавом зареве. В памяти остаются только имена: Жюль Верн, Артур Конан Дойль, барон Антуан де Сент-Экзюпери, может быть отчасти Уэллс или даже Хемингуэй, но все это уже детали. Перед вами история, которую вы будете помнить всю жизнь, может быть, даже расскажете ее внукам. Правда, для словесного описания она совершенно не подходит. «Живописцы, окуните ваши кисти, я потом, что непонятно, объясню…»

Книга

They say that if you can walk away from it, it’s a good landing - so I guess I should stop complaining and tell you a story. Потрепанная книжка приключенческой романтики открывается, литеры собираются в буквы, буквы - в слова, и начинается самое удивительное приключение в вашей жизни. Ужасно не хочется заниматься развешиванием ярлыков «игра» или «квест», потому что под ними, как правило, подразумевается интерактивное кино, скверно пошитый сюжетными стяжками movie, который проходят от двойного щелчка по иконке и до глупейшей со времен изобретения теории public relations традиции «финальных титров». Agharta - это книга, в которой нет слов, это жизнь, которая не измеряется в hit points, это квест, который не хочется проходить до конца, потому что там, после последней главы и эпилога, сидит злосчастная идиома game over. Впрочем, что-то мы не на шутку рассентиментальничались.

Когда я был пилотом

История начинается с того, что к безымянному и отважному пилоту, который, как и сотни других, таких же отважных и безымянных, работал на эвакуационной линии в разрушенном после великого землетрясения Токио и коротал время в скучном ангаре в компании верного четвероногого Мерфи; к этому несостоявшемуся романтику в мягком шлеме и подбитой овечьим мехом кожаной куртке, с низким голосом и саркастическими шуточками, к Нашему Герою пришла роковая таинственная незнакомка. Светлые волосы, бездонные голубые глаза и warning smile, - вот и все, что тогда запомнилось Пилоту.

Его летная карьера закончилась совершенно внезапно, когда после долгих уговоров он согласился отправиться на поиски отца незнакомки, Олафа Дженсона, известного полярного исследователя, много месяцев назад пропавшего вместе со всей экспедицией где-то в районе Северного Полюса. Стрелки компаса закрутились в разные стороны, приборы как будто сошли с ума, а все вокруг заволокло зловещим алым туманом. Он очнулся в воде, неподалеку от горящего самолета; Мерфи уже стоял на берегу и звонко лаял. Но если вы сумели вовремя выпрыгнуть, это уже хорошая посадка, не так ли?

Красная палатка

Сюжет цепляет практически моментально. Злой гений пропавшего ученого обнаружил настоящий подземный мир - Агарту, со своей нетронутой фауной, девственными лесами и горами, мир, с удивительно быстрой сменой дневного цикла, где день может длиться месяцы или за несколько минут сменяться сумерками и непроглядной ночью. Пилот идет по его пути, то и дело находя следы исчезнувшей экспедиции. Заброшенный лагерь геологов, жуткая, написанная торопливым и сбивчивым почерком записка в футляре от бинокля… Не стоило подкреплять такую уникальную вселенную банальной идеей мирового владычества, но таковы законы жанра, и к тому же, как еще объяснить таинственное послание профессора к своей дочери, состоящее из нескольких слов: «Ни в коем случае не посещай Азию в ближайшем будущем», крохотной радиопередачи, из-за которой все и началось?

Наше путешествие пролегает по этому бесконечному миру, в котором туманный день сменяется розовым закатом, а ночью из всех щелей выглядывают гигантские муравьи, снежные гориллы и считавшиеся давно вымершими доисторические ящеры. Я не знаю, на чем основан движок игры - спрайтах, полигонах, вокселях, или, может, каждая капелька росы в тумане была прорисована вручную. Не знаю и не хочу знать, потому что исчезнет ощущение чуда. Как утробный engine игры, у которой в минимальных требованиях значится какой-то совершенно антикварный, пригодный только в качестве нагрудного украшения компро-идальго, «Пентиум», может творить такие невероятные вещи с анимацией лопоухого Мерфи, так играть со светотенью и так действительно страшно изображать кровожадную стаю волосатых гамадрилов? Каждый кустик, каждый камушек в густой траве и засохшая ветка местного саксаула - живые, их искренне хочется пощупать руками, а загнанное в глубокую мозгокорочную резервацию подсознание отчаянно просит не залапывать монитор и убеждает, что это всего лишь обман зрения. Но я хочу жить в этом обмане, и пустите же меня, наконец, уберите ваши смирительные GeForce’ы и бессчетные кубометры оперативной памяти, Шишкин вырвался на свободу! Или Репин-Васнецов? Ай, не важно.

Важно другое. После просмотра титров что-то невидимое остро колет в районе левой груди. Великую Агарту, игру, которая не получила «Perfect Ten» на вашем любимом сайте по чистому недоразумению, сделали три скромных шведа. Титры растянуты на целую страницу и крайне трогательны: идея, программирование, сюжет - Андерс Бэкмэн, музыка и ландшафты - Стефан Гуднелл, графика и иллюстрации - Экхард Милз. Внимательно запомните эти имена, с сегодняшнего дня они становятся культовыми.

Поиски жанра

Но простой вопрос, извлеченный медным половником из нутра г-жи Аси с пометкой «переписка с коллегами», поставил не в тупик, а в глухой замкнутый четырехстенник. «Как это играется? Там паззлы а-ля Myst или же TLJ/LucasArts-квестовые задачки?». Не знаю, коллеги, не знаю, родные, не зна…

С одной стороны - чистейшая классика, выманиваем обезьян банкой с тушенкой и дергаем рычаги вагонетки… Но, помилуйте, как такое может быть, когда девственно чистый инвентарь, переключающийся курсорными клавишами, даже не подозревает о возможности ладно там комбинирования, но даже элементарного использования объектов! Любую вещь из безразмерных карманов Пилота можно лишь положить на землю или использовать в качестве оружия (например, камешками отпугивать пингвинов, а увесистыми кокосами забрасывать агрессивных диплодоков).

Тогда стоп, значит, наверное, это зловещая Mystовина, вон и задачка по раскрытию секретного кода телескопа имеется (сделанная, между прочим, с невиданным изяществом и требующая к тому же зачаточных знаний о принципах… морзянки!). Паззл-гейм, точно! А вот и нет. Опять совсем не то. Головоломок до чрезвычайности мало, а те, что есть, похоже, вставлены исключительно ради небольшой передышки между дальнейшими блужданиями по подземному миру.

Вполне очевидный и самый глупый вариант рассматривается в последнюю очередь. Agharta - аркада. Неспешная, но порою весьма динамичная, наш экзюпери почти на каждом экране отстреливается горохом от наседающей фауны, с изяществом разбрасывается орудиями пролетариев и галапагосских туземцев, реалистично прихрамывает после стычки с кайнозойской дикой свиньей, и имеет горячую кнопку «присесть» чуть ниже сутровой «бежать»… Но не будем же мы, допустим, и какой-нибудь пыльный Alone in The Dark называть «аркадой», раз пошла такая пьянка?

Засада. Тупичок-с. Приплыли, одним словом. Хотя, wait a minute, мне только что пришла забавная идея. Что есть Agharta? Agharta есть приключение, так что давайте пришпилим ей бэдж «adventure» и забудем об этих жанровых поисках, как о кошмарных днях игры в Millennium Digger, и разойдемся усталыми, но довольными. Соломоново решение, браво, браво.

Одиночество безнадежного retro

Это главная отличительная черта Агарты. Если кто-нибудь из отечественных толмачей решится сунуться декомпиляторами в дебри The Hollow Earth, то ваш военный корреспондент даже не особо будет упираться против подобного слогана на коробочке. Ибо все это правда. Весь мир Пустой Земли правдив и в него хочется верить, как хочется верить в эти, местами смешные и забавные, а иногда и горьковатые диалоги Пилота с бессловесным Мерфи. Как хочется верить в раскрытие тайны древней цивилизации подземных существ или в то, что добро, в конце концов, окончательно победит, жестокий профессор будет наказан, а обратные ключи, нашептанные нам умирающим англичанином, остановят необратимое. И Пилот, которого разработчики даже не удосужились наградить собственным именем, спасет крупнейшие столицы мира от полного разрушения…

Бесспорно, великая игра и уже почти что живая классика, она непременно должна появиться в вашей коллекции.