Светлая тема

Рецензия на игру Alex Ferguson's Player Manager 2003

Здравствуйте, уважаемые почитатели жанра, в котором все хотят быть тузами или, на худой конец, королями, а вот ходить в двойках и тройках никто не желает. У них большие запросы, а у нас — десятибалльная шкала оценок, и желанием не испугаешь. Заслужила игра честные три балла (Soccer Manager)? Она их получит, можете не сомневаться. Заслужила «Наш выбор» (СМ4, TCM 2003)? Распишитесь, гордитесь своими достижениями.

Сегодня у нас в гостях Player Manager 2003. Но не просто какой-то там менеджер, а громко нареченный именем одного из самых известных и заслуженных тренеров мира — сэра Алекса Фергюсона (Alex Ferguson).

Pure England

Вчитавшись в название, я предположил, что других чемпионатов, кроме английского, от игры ожидать не стоит. И не ошибся. Только Англия, пусть и представленная всеми дивизионами, вплоть до Конференции. Менеджер официальный, поэтому названия команд соответствуют истине, а составы отличаются полнотой и удивительной точностью, чего порой очень сложно добиться в процессе разработки. Для проверки ростера был взят клуб второго дивизиона «Кембридж». Обследование показало — все заявленные на сезон 2002/03 игроки в составе присутствуют. Футболистов, выступающих за клубы других стран, можно найти через поисковую систему, построенную по принципу серии Championship Manager, — определяем сильные стороны спортсмена, к примеру, игру головой, атлетизм и выносливость, после чего выбираем из предложенных вариантов и ведем переговоры.

Переговорный движок слабоват. При запросе на продажу того или иного футболиста сразу видно отношение другой команды к предлагаемой сумме. Однако с мечтой приобрести его по цене ниже номинала надо сразу расстаться. Причем так поступают даже те клубы, у которых тяжелое финансовое положение. Гибкости не хватает; в отношении сильных игроков подобная практика, возможно, и оправданна, а вот применительно к не очень сильным — совсем не к месту. По правде сказать, финансовая система во всем этом и заключается. Никаких магазинов, рекламных контрактов или иных источников дохода. Вернее, доходы-то есть (от билетов и проч.), но в каком-то свернутом виде, и тут AFPM отстает даже от СМ4.

3D с мужиком

Футбольная часть тоже не в состоянии похвастаться большой оригинальностью. Тактические умения — на троечку… хорошо, три с плюсом, потому что тактик маловато, хотя каждую из них можно по-всякому варьировать. Игрокам разрешается дать три персональных задания, которые они будут с усердием (забывать) выполнять. Сам футболист обладает кучей технических характеристик — разработчики пошли по пути Sports Interactive, обучив спортсменов не только тупо «бегать», «прыгать», «играть головой» и «бить по воротам», но и многому другому. Копия с СМ, конечно, но последовать отличному примеру не зазорно.

Приятно удивила 3D-трансляция матча с весьма необычными статистическими выкладками, которые мне пока еще нигде не встречались. Даже у признанных лидеров жанра. После TCM и FourFourTwo это третий проект, обладающий какой-никакой, а трехмерной демонстрацией игры команды. По степени визуализации его можно смело поставить на второе место после Total Club Manager, построенного на движке FIFA. Здесь, к сожалению, не хватает удобной камеры. Если смотреть сверху — все мелко. Если сбоку — крупнее, но непонятно, как располагаются игроки и т. д. На поле футболисты действуют весьма однообразно. Посмотрев два-три матча, можно быстро усвоить, чем заканчивается тот или иной эпизод. На моей памяти только один момент завершился нелогично — прострел Скоулза с фланга угодил в ворота, в то время как вратарь ловил воздух на перехвате. Случайность или что-то еще? Не знаю. Помимо этого, в глаза бросилась жуткая продолжительность трансляции, которую еще больше затягивают различные паузы типа пробития штрафных и производства замен. Пока убежит меняющийся игрок, пока выбежит другой… Ах да! Еще в трансляции есть мужик, подающий мячи. И ему ничего не стоит выбежать к 11-метровой отметке, чтобы подкинуть вратарю мяч. Пусть весь мир подождет.

«Метод Лобановского»

AFPM чрезвычайно насыщена статистикой. В «Manager Office», основном меню, легко найдется все, что душе угодно. Хочешь — список бомбардиров, хочешь — турнирные таблицы всех дивизионов, хочешь — финансовые показатели команды и их прогноз на будущее. В 3D-режиме ситуация еще веселее. Это прямо-таки «метод Лобановского» с полными тактико-техническими данными по сыгранному отрезку матча, по которым сразу видно, кто атаковал, кто бил по воротам, а кто стоял на месте, хотя ему было дано указание играть активнее и поддерживать линию атаки. Сложного в них ничего нет, все продемонстрировано на диаграммах. Для тех, кому лень разбираться в данных, выведен некий итог, оценка игры футболиста по 100-балльной системе. Чем выше число, тем лучше. Правда, оно не всегда отражает ситуацию на поле. Помню, как-то раз Сульшер, трижды поразивший ворота за первый тайм, в команде оказался лишь шестым по полезности. Странно, но в футболе и не такое бывает.

И напоследок — парочка индивидуальных призов разработчикам. Во-первых, премия «Звуки космоса» за оформление во время 3D-трансляций. Этот, простите за выражение, вой заставил меня отключить колонки уже на 15-й минуте стартового матча. Второй приз — «За удачный дизайн». Некоторым (не будем тыкать пальцем) стоило бы поучиться.

To be continued?

Вот, пожалуй, и все. К сожалению, не самый плохой футбольный менеджер, коим является Alex Ferguson's Player Manager 2003, вряд ли сможет развиваться дальше, поскольку владелец Anco Software, Энил Гупта (Anil Gupta), в мае этого года скончался. Часть сотрудников влилась в состав Floodlit Software, о планах которой пока ничего не известно…