Светлая тема

Рецензия на игру Анк 3: Битва богов

Слово из трех букв

Очень похвально рвение немцев плодить и размножать адвенчуры. Нет, серьезно, вспомните хотя бы один отголосок жанра из 1990-х оттуда. Сегодня же Германия — практически главный поставщик гайбрашей и гэбриэлей. Пусть дальше пародий/клонов и не заходит. Зато какие перспективы! Перетянув к себе скучающих разработчиков из Sierra, Revolution, LucasArts, Adventure Soft, она не дает квесту тихо угаснуть. И это прекрасно, несмотря на то, что до подобных вершин ей пока далеко.

Та же Deck13 за два года умудрилась выпустить аж четыре игры, из них три — по мотивам собственной, оригинальной серии. За сим, правда, восторги заканчиваются. Ankh никогда не претендовала на лавры «шедевра» — слишком вторично и сухо. Египет, пески, понимаем. Но зачем вообще сюда сунулись? Не умеешь — не берись. Вон, Silver Style (тоже, кстати, немцы) поглумились над греческой мифологией по ходу Simon the Sorcerer 4 — и прокатило. Растягивать же глум на трилогию… Юмор исчез. Началось высасывание из мизинца.

Богам закон не писан

События «Битвы богов» умещаются в схему «пришел, увидел, победил». И что мусолили на протяжении семи глав? Теперь и не вспомнить. Болтавшийся до поры на шее Ассила амулет внезапно заговорил человеческим голосом. Мол, не открывашка он (о, Анубис, до чего заездили шутку!), а древний бог, заточенный в анке за прегрешения. И не на шее ему нужно висеть, а в битве богов участвовать. Ассил с подружкой, осознав глубину трагедии и занудство железки, двинулись на поиски высших сил. Дальнейшее напоминает дурной ситком: рваные эпизоды, почти не связанные сюжетом и не отмеченные весельем.

Авторов даже немного жалко, поскольку высмеивать уже действительно нечего. Верблюды, гробницы, фараоны, мумии… Скукота. Нам бы приключений, странствий за семь морей и великих подвигов. Однотонные города и знакомые персонажи, которых при встрече хочется разве что придушить, маячат бельмом на глазу. Прогон по пяти (от силы) локациям, и без того пустынным, перекочевал в разряд рутины. Мы верим, Deck13 любит и ценит классику LucasArts, только не может вникнуть в то, как все работало. Вроде и прошлое переврали, и абсурда — полная чаша, и Monkey Island процитировали в сценке с островом и резиновой курицей. Чего же боле?

И мы снова возвращаемся на исходную: немцы не умеют шутить ©. Локализация здесь ни при чем — перевод, лишь изредка ставящий в тупик (до сих пор теряюсь в догадках по поводу туманной фразы «это же сват Тут Энх Амуна, шалопай по имени Тут Не Хочух»), вполне приличный. Причина — в банальных пародиях, излишне гиперболизированных отсылках к современности. Если Гилберт (Ron Gilbert) в своем торгаше Стэне воплотил свежий образ средневекового рекламщика «сам себе на уме», то у бюргеров что ни образ — то прямо и в лоб. Пирамида, оборудованная под казино, с автоматами, крупье и прочей атрибутикой; пара пожарных и их «Ультрасовременный Песчаный Насос»; горе-детектив, выискивающий «недостающие звенья»… Господи, ну проявите капельку фантазии! Количество реплик, к счастью, заметно подсократили, решив поумерить смешливый пыл.

Анк-пулеметчик

Под нож попали и прочие элементы нормальной адвенчуры™. Про «сюжет» сказано выше по тексту — ни убавить, ни прибавить. Хотя кусок с деревней викингов довольно ярок на общем сером фоне, в том числе и по цветовой гамме. Молодцы, дали волю воображению, углядев лазейку в обычаи иной эпохи. Прошлись по женам норманнов, по их деликатесам, оленям и национальным костюмам. И многоступенчатую загадку втиснули, что для «Анка» — чуть ли не откровение. Из огромной толпы сценаристов, значащихся в титрах, один да показал себя. По крайней мере, в рейтинге избитых приколов тема викингов уступает пиратской и бандитской темам.

В остальном короткометражная пробежка по землям Каира, Луксора и междумирья (где-то у богов за пазухой) стремительна и по-детски наивна. Торжественная передача курсора во владение Таре происходит дважды: в первой и последней главах. Пять минут свободы от узурпаторства Ассиля дорогого стоят! Спустя три игры юный египтянин так и не стал вторым Гайбрашем, как ни хотел. Авторы запутались в целевой аудитории, в характерах и юморе. Или просто поторопились. В любом случае, пришло время сворачивать лавочку с табличкой «Ankh» и коллективно мигрировать в другие степи. Видимо, сразу после Curse of the Scarab King для Nintendo DS…