Светлая тема

Рецензия на игру Другая война

Другая RPG

Для начала определимся с жанровой принадлежностью. Не верьте гражданам, утверждающим, будто Another War — "пародия на ролевые игры", поскольку детище Mirage Interactive легко вписывается в рамки ГОСТ 17921-90С "action/RPG обыкновенная". Да, тут полным-полно шуток, забавных диалогов и уморительных описаний, но они лишь создают атмосферу, представляющую собой квинтэссенцию первой части "ПиВИЧ", "Автостопом по галактике" и произведений Терри Прэтчетта. Здесь все чин чином: есть статистика — ни дать ни взять, S.P.E.C.I.A.L. после кастрации, три класса персонажей (силач, вор, интеллектуал), каждый из которых обладает уникальным рядом боевых навыков (в основном они сводятся к использованию оружия) и спецумений (никчемные, бесполезные, убогие). Состав партии прибит к полу длинными сюжетными гвоздями и, за исключением нашего альтер-эго, изменению не подлежит.

Сюжетная завязка интригует. Получив от давнего приятеля Пьера письмо с просьбой о встрече, протагонист отправляется в оккупированный фашистом французский городок Аннет, где в течение пяти минут успевает узнать о существовании таинственного сокровища, угодить в лапы агентов гестапо и познакомиться с Иоганном, своим первым соратником (он же — уставший от войны и похмелья солдат вермахта, он же — летописец, регулярно выплескивающий на страницы дневника литры чернил и сарказма). Чем дальше мы продвигаемся по сюжету в поисках похищенного Пьера и древнего клада, тем активней хохмят сценаристы, высмеивая ставшие анекдотичными национальные стереотипы. Пьют тут все: фрицы хлещут "из горла" трофейное "Шате де мурло", югославские партизаны получают по талонам бутылки ядреной сливовицы, девушки легкого поведения предпочитают виски, а русский солдат Борис таскает в заплечном мешке с дюжину литров целебной (в прямом смысле слова!) vodka.

В свободное от массовых запоев время народ работает. Одетые в белоснежные рубашки немецкие фермеры копаются на грядках и выращивают пчел-убийц — о, этот Deutsche Ordnung! Обитатели местного "трудового лагеря" ложками выдалбливают путь к свободе. Члены Сопротивления устраивают диверсионные вылазки к чужим женам, проводят рекогносцировку нижнего эротического белья и безуспешно взрывают мосты. Толстые полицаи безмятежно обсуждают секреты приготовления сосисок по-баварски в пиве, и только комендант деревни Риббентроп мается в сырых застенках собственного же КПЗ, поскольку власть в поселке захватил... другой Риббентроп. Даже куры имеют определенное значение — вовремя украденная югославская несушка станет для наших героев источником несметного количества яиц и противопехотных гранат. Добавьте сюда мастерски написанные тексты, добрую половину которых можно смело заносить в рубрику "Любимые цитаты", и вы начнете искренне желать, чтобы Another War была квестом.

Колбаса по-польски

Почему? Да потому что даже как action/RPG польское чудо не выдерживает ни малейшей критики.

Начнем с боевой системы. Налицо Diablo-подобный real-time без права чем-либо управлять во время паузы (впрочем, игра любезно останавливает действие при посещении инвентаря, позволяя сожрать столько килограмм лечебного эдамского сыра, сколько потребует искалеченный свинцом организм). Управление — соответствующее, при этом авторы предусмотрели два способа ведения боевых действий: "закликай-их-всех" и "один враг — один клик" а-ля Baldur's Gate. Таким образом, перед нами встает дилемма: либо мы насилуем "мышь" бесконечными ударами по левой кнопке, либо насилуем собственные мозги, пытаясь понять, почему местный AI уступает по уровню развития батону кровяной колбасы. На использование спецумений не остается ни времени, ни желания. Вот скажите, зачем кому-то может понадобиться заманивать вражин на "кряканье" резиновой уточки, если те все равно припрутся всем стадом при первых же звуках стрельбы?

Глупят все — и свои, и чужие. Одни весело бегают друг за другом, периодически забывая стрелять/пырять ножом/швырять гранаты, другие тупо смотрят в землю, не реагируя на летящие в их сторону кусочки раскаленного металла. Третьи обожают подолгу стоять под струей пламени, вырывающегося из огнемета, четвертые норовят огреть супостата хрупкой снайперской винтовкой, несмотря на то, что в кармане лежит целая горсть патронов. Свою лепту вносит и отсутствие управления действиями напарников (жалкий переключатель "встань поближе — отойди подальше" за таковое не считается). Представьте себе: вы взяли в команду четырех Янов из первого Fallout и сражаетесь с десятком таких же Янов, одетых в униформу СС. Забавно? Не то слово.

А воевать тут приходится долго и часто, поскольку дизайнеры при составлении уровней придерживались следующего плана: "мирная ключевая локация №1 — поле/лес с целой дивизией фашистов инсайд - поле/лес с целой дивизией фашистов инсайд - <...> - мирная ключевая локация №2". Теперь угадайте, где заканчиваются все квесты, полученные в локации №1 (и наоборот), сколько километров вам придется намотать между этими двумя точками, и почему мертвые фрицы воскресают при переходе из одной зоны в другую. Ответы вместе с яркими выражениями, характеризующими ваши эмоции в момент осознания неизбежности очередной ходки по маршруту "Партизанский лагерь — деревня — обратно", отправляйте сразу в Mirage Interactive.

По мере приближения к развязке ненавистные аркадные черты проявляются все сильнее: поначалу похвалявшаяся побочными квестами и нелинейностью, ко второй половине сюжета игра вырождается в "мочилово". Хуже того, - дизайнеры Another War сознательно поощряют бессмысленное метание по картам в надежде отстрелить cojones очередной толпе гитлеровцев и заработать еще немного "экспы". Мотивация проста, как мычание: неохота "качаться" — готовьтесь многократно умирать от рук неприлично сильных врагов в следующих главах.

Претензия третья — интерфейс, созданный с целью повысить мировые продажи валокордина. Автокарта пришла из каменного века ролевых игр — нахалка запрещает оставлять на себе пометки и с крайней неохотой запоминает доступные точки выхода из локации. Да, дорогие польские разработчики, объясните, пожалуйста, бедному русскому обозревателю, почему во время торговли я не могу заглядывать в рюкзаки товарищей? Почему мои ультимативно тупые напарники перезаряжают оружие только в том случае, если я предварительно набил их маленькие "карманы" патронами? В этом есть некоторая доля реализма, но знаете ли вы, как надоедают подобные сюсюканья после n-цатой по счету битвы?

Такими вот ужасами и уничтожены редкие плюсы Another War. Игроку, доведенному до бешенства выходками AI, плевать на широкий ассортимент орудий убийства (от дохленьких "маузеров" до гранатометов и ППШ-41), дьяблообразную систему префиксов/суффиксов в названиях предметов и маленькую тележку навыков. Он просто вытащит диск из привода и нажмет "Uninstall".

"Другая война", которую мы потеряли

Зато какой мог бы получиться квест! Благопристойная картинка с антиалиасингом спрайтов и хороший саундтрек у нас уже есть. Осталось лишь отправить в мусорный бак все "боевые" зоны, после чего вырвать с мясом статистику, торговлю и оружие. На руках останутся вполне адвенчурные задачки (чего стоит одна только сцена вандализма над танком с последующей отправкой гуманитарного груза в концлагерь!), изматывающий нервы пиксель-хантинг (вот вы нашли ложку под сапогом пленника в третьем бараке, а?!!) и тысячи строк хорошего текста, стараниями "Акеллы" пустившего крепкие корни на русской земле. Общее впечатление несколько портят вылезающие то и дело надписи на польском и английском языках, но мы твердо верим в возможность существования патчей.

Будем надеяться, что похвалы в адрес сиквела, изготовлением которого уже занимаются сотрудники Mirage, не будут исчерпываться строчкой "замечательный юмор, отличный сценарий".

P.S. Готовьтесь к скорому наплыву военно-комедийных RPG: помимо Another War 2, год 2003-й принесет нам вещицу по кличке "GROM" от CDV Software и пока что совсем таинственную Behind Enemy Lines от Wide Games/Wanadoo.

P.P.S. Если вам порядком надоели неудачный интерфейс, нулевой AI и утомительные батальные сцены, а душу гложет желание посмеяться над местными шутками, посетите экран опций и при зажатом <SHIFT> введите следующие слова: NOHIT, HEAL, AMMO. Удачно набранный код сопровождается характерным свистом. Не хватает денег? Напечатайте MONEY (добавляет в кошелек 2000$, дозволяется использовать бесконечное число раз). Вот теперь можете наслаждаться.

Рецензии пользователей
на Другая война1

Прекрасно помню то далекое время когда познакомился с данной игрой.
Сразу подкупил сеттинг (обожаю игры о Второй Мировой) необычный для РПГ данного типа. из достоинств так же можно выделить приятную картинку, запоминающиеся мелодии локаций, несложная боевка и в меру сложные квесты (но некоторые реально заставляли задуматься и перебегать локацию раз 20), интересные персонажи, тонкий юмор. Ну и, конечно, затянула сама история, которая ненавязчиво началась и раз за разом преподносила все новые сюрпризы и необычные сюжетные повороты.
В общем об игре только положительные воспоминания. аж поиграть в нее захотелось)
«Проверено временем»
«Недооценённая»