Светлая тема

Рецензия на игру Аквария

Отцы Aquaria вовсе не новички в профессии. Дерек (Derek Yu) — опытный дизайнер и повелитель холста и кисти. Из-под его карандаша вышли freeware-малютки Eternal Daughter и Mean Cuisine. Алек (Alec Holowka) — композитор уймы indie-проектов. Парни познакомились, работая над скандальной I'm O.K — A Murder Simulator, посвященной темным сторонам игровой индустрии. «Сценарий» написал небезызвестный Джек Томпсон; после выпуска этого кровавого месива он обещал отдать 10 тысяч долларов на благотворительность. История наделала немало шума, горе-адвокат поспешно открестился от своих слов (деньги в фонд помощи больным детям вместо него отправил сайт Penny Arcade), а молодая компания Bit Blot засела за новую концепцию.

Так Томпсон приложил руку к рождению чудесной игры… Смешно, да?

«Черная роза замрет обреченной на вечное черное»

Не в пример разбитной I'm O.K, Aquaria — штука серьезная. Вначале странствие девочки Нажи в поисках родной души выглядит красочным, точно жизнь на коралловых рифах, но в подводном царстве хватает мрачных, пугающих мест, куда и заглядывать боязно. А придется.

Толковая приключенческая аркада — редкость, обычно-то выходит беспорядочная пальба с натыканными повсюду рычагами и шестеренками. Aquaria счастливо избежала крайностей. Да что там, героиня долго будет совсем беззащитной. Зато она умеет петь, колдовать и готовить.

Музыка — это не разговорный язык и не эхолокатор, как в Ecco the Dolphin. Из нот здесь состоят заклинания. Два привычных — щит укрывает от слабых ударов, телекинез двигает тяжеленные валуны, — одно секретно-романтичное (пожалуй, я не буду портить интригу обмолвками)… Остальные изменяют форму Нажи и придают ей новые способности: рассаживать цветы и своеобразные кактусы, противостоять течениям и глотать рыбешку живьем или, скажем, испускать лучи чистой энергии. Чем дальше, тем больше вариантов, кем обернуться. Обличья списывают в утиль надоевшую систему «красный ключ — красная дверь — синий ключ — синяя дверь». Если где-то не пройти, значит, Нажа еще не овладела нужным навыком. Хочешь пролезть в узкий туннель — ищи, как стать мелким и юрким. В Bionicle Heroes тоже реализовали похожую идею, но скучно и искусственно. Кстати, личины можно переключать и легкими движениями мыши, и с клавиатуры; «цифрами»-то быстрее, да не особо спортивно.

Еще хозяйственная девушка постоянно собирает всевозможные листики, кусочки мяса, масло и всякую снедь, превращая их в изысканные блюда. Любой гурман пустит слюнки. Роллы чуток подправляют здоровье, тортики и пироги (ага, Pierogi) увеличивают скорость, защищают и, главное, прекрасно пахнут, а уж когда дело дойдет до горячего борща… В общем, без кастрюльки и поваренной книги не обойтись.

«Белым ли цветом ответит цветку, нареченному белым?»

От холодных непроглядных глубин до теплых волн прибоя, пронизанных солнечных светом, от леса водорослей до величественных руин заброшенного города — всюду ждут тайны и испытания. Позже станет ясно, что важные события следуют строго друг за другом, но иллюзия нелинейности не исчезает. Необъятный открытый мир, плыви, куда поток несет…

Плыви и любуйся. Кругом очень, очень красиво. Дерека недаром считают блестящим мастером. Чудища скалят клыки с барельефов, цветастые губаны и рыбы-бабочки снуют туда-сюда, огромные змеи извергают струи пламени. Обитатели моря проработаны до мелочей. Крошечные нимфы, гигантские черепахи, которые возят Нажу из локации в локацию, крабики-камнеметатели и стремительные акулы… Только анимация крупных тварей пошаливает. Они склеены из отдельных спрайтов и иногда напоминают картонных марионеток из наборов для младшего школьного возраста.

Впрочем, во время битв с боссами не до разглядываний. Что ни враг — древнее божество, что ни бой — ухищрения и уловки, что ни победа — триумф. Воевать с ними сложно, так запросто не покусаешь и не испепелишь. Но и награды того заслуживают. Бывает, «толстяки» охраняют бесценные сокровища…

Искать клады увлекательно и полезно. По закуткам и тайникам лежат симпатичные украшения для пещеры Нажи (нашли семечко — вырастили сад), уникальные рецепты, костюмы и доспехи, а порой и яйца зверушек. Вылупилась какая-нибудь пиранья и уже не отстанет. Плавает себе за хозяйкой хвостиком и выручает в меру сил.

Часто лишь питомцы спасают от гнетущего чувства одиночества, подобного ощущениям в Another World и Cave Story. Кто-то назовет Aquaria занудной и медлительной. Такова цена ее медитативного, печального, даже трагичного настроения. И пусть головоломки не всем по зубам, пусть моддеры чешут в затылках, не справляясь со строптивым инструментарием и Lua-скриптами. Но стильная графика, ненавязчивая музыка и драматичный сюжет затягивают бесповоротно. Не вынырнуть. Потрясающая гармония внешности и содержания.

«Зеркало роз. Ужас бегства из белой реальности в черное»

На самом деле, волшебники из Bit Blot наколдовали маленький шедевр. И планируют продолжение.

Рецензии пользователей
на Аквария1

Давным давно это была моя любимая индиигра. Решил перепройти, и оценка не изменилась. Атмофера зашкаливает, рисовка вне всяких похвал, при том, что это примитивная скелетная анимация, но насколько УМЕСТНО она смотрится в игре. Да и просто сам выбор подводного сеттинга уже оригинален - большой простор для всяких огранично смотрящихся, но мало известных человеку образин. Сюжет тоже крутой, подан как надо, не перегружаен, ну и трагичен немножко.
«Ну и концовка!»
«Пройдено не раз»