Светлая тема

Рецензия на игру Army of Two: The 40th Day

Дебют Army of Two на PSP — своеобразный привет из тех времен, когда вопрос «кто сильнее — Шварц или Сталлоне?» был еще актуален, а картридж с Contra или Double Dragon владельцы NES почитали за бесценное сокровище. Разработчики из Buzz Monkey обычному для серии третьему лицу предпочли вид сверху, и кооперативный экшен обернулся аркадным побоищем. В самой по себе перспективе нет ничего страшного (см. удачную Killzone: Liberation), но в руках сторонних горе-дизайнеров механика The 40th Day скатилась до уровня Space Invaders.

Шанхайский полдень

Сюжет здесь тот же, что и на «больших» консолях, хотя диалоги местами купированы. Наемники Риос и Салем прибывают в Шанхай ради плёвого дельца. Внезапно город охватывает паника: небоскребы падают один за другим, армия головорезов берет всех подряд в заложники, на улицах царит хаос. Наша задача-минимум — уцелеть и поскорее покинуть Китай. Просто так улететь не дадут, поэтому по дороге придется выяснить, кому и зачем понадобилось превращать мегаполис в руины.

Вид сверху на пользу такой атмосфере не идет. Почувствовать масштаб разрушений можно разве что на прогулке по стене упавшего здания. Чаще окрестностей вообще не видно: большую часть игры Риос и Салем проводят в закрытых помещениях. Офисы, склады и больница мало чем отличаются друг от друга, при этом куда острее раздражает бесстыжее копирование кусков уровней — нередко следующая комната в деталях повторяет предыдущую. Классическим образчикам жанра shoot’em up мы подобное прощали, но, извините, в 2010-м году?..

С управлением сладит и ребенок. Аналоговый стик отвечает за перемещение, четыре кнопки — за направление стрельбы. Еще есть приседание и перекаты, правда, толку от них никакого. Вражеские очереди проникают сквозь укрытия, и от медленно летящих пуль проще убегать. Впрочем, даже закрыв глаза и беспорядочно паля во все стороны, можно достигнуть нужного результата. Да, за случайное убийство мирных жителей «бьют рублем», но не очень сильно.

Схватки с «боссами» тоже сделаны под копирку. У всех танков и вертолетов одни и те же слабые места — орудия и кабина. Громилы с пулеметами и огнеметами уязвимы исключительно со спины, зато неповоротливы и так же тупы, как и рядовые противники. Тут (и только тут) пригодится напарник — приказываем AI стоять неподвижно, вызывая огонь на себя, и бежим стрелять врагу в пятку.

В остальное время компьютерный Риос (или Салем) полностью оправдывает прозвище «искусственный идиот» — постоянно застревает в трех соснах и позорно мажет. С «живым» напарником быстро выясняется, что играть уж больно легко, а ситуаций, где важна слаженная работа, кот наплакал. Взаимное лечение после смерти — практически чит. Можно погибнуть и «не понарошку», если здоровье кончилось у обоих, однако это – большая редкость.

К прохождению подталкивает лишь покупка «пушек». За выполнение заданий наемники получают деньги, которые тратят у попадающихся раз на уровень торговцев. Модульной системы «большой» версии на PSP нет — новая сумма просто увеличивает одну из характеристик. Действие апгрейдов на самом деле заметно, но любое оружие чересчур активно «прокачивается» до максимума (стоит взять что-нибудь тяжелое — жить станет чуть веселее и интереснее).

По-настоящему удачная находка — моральные дилеммы (те же, что и на остальных консолях). Часто героям нужно решить, как поступить с очередным встреченным персонажем — последним на Земле белым тигром или нелепым русским Брезневым, по доброте душевной называющим Риоса и Салема «funny gomoseki». «Отрицательный» вариант (обычно — убить) приносит немного наличных, «положительный» (оставить в живых) — ничего. При любом исходе игра демонстрирует небольшой ролик в картинках, из которого ясно одно — даже хороший выбор иногда не слишком хорош. Единственная часть The 40th Day, где есть смысл задуматься. На пару секунд.

* * *

Проверенную временем форму — аркадный шутер, два человека против толп врагов — в Buzz Monkey не смогли наполнить толковым содержанием. Герои не настолько харизматичны, чтобы спасти положение, привычное для Army of Two чувство локтя отсутствует, тактика примитивна. Каждое прохождение открывает доступ к новым персонажам, но это ничего принципиально не меняет. Уж лучше «Контру» откопать на антресолях.



Народное голливудское поверье: если студия назначила премьеру фильма на первую половину января – дни, когда народ, утомленный новогодними праздниками, ждет следующей зарплаты, – значит, она не верит в его массовый успех. Такую тактику все активнее перенимают игровые компании. Army of Two попала в этот сезон уже дважды. Первая часть пролетела мимо осени из-за спешной доработки, а продолжению, похоже, иная дата релиза и не светила.

Большой переполох в огромном Шанхае

Жаль. Уступая Gears of War 2 в лоске, стилистике и подаче сюжета, обе Army of Two без труда скрасят несколько вечеров в «коопе». «Одиноким волкам» их лучше не трогать. Пусть электронный напарник метко стреляет и без промедления «лечит» раненого товарища, проходить с ним кампанию – тоска смертная.

Тем более что повествования в The 40th Day нет. Есть лишь завязка – наемники Салем и Риос прилетают в Шанхай, завершают нехитрую миссию, и… мегаполис превращается в ад. Небоскребы валятся друг на друга, брызгая стеклом, горящие самолеты падают на жилые кварталы, на улицах бесчинствует самопровозглашенная «Армия сорокового дня». Наплодив вопросов (что за безумцы посмели напасть на многомиллионный Китай? почему именно Шанхай? каковы задачи злодеев? кто успел обклеить город яркими листовками «SUBMIT»?), сценаристы улизнули на перекур и не вернулись. Странное вторжение – не более чем повод для смены палитры и декораций, от тошнотворно-оранжевой до почти монохромной, от мертвого зоопарка до офисного здания, разломленного пополам. Финальная тирада главного негодяя на тему «Все люди – сво!» проясняет только то, что он – законченный шизофреник.

Впрочем, наших героев мало волнует подоплека событий. Они лишь хотят унести ноги из этого кошмара, и все. Разбавляя перестрелки смешными шутками и игрой в «камень-ножницы-бумага», парни выручают местных жителей и покупают новые «обвесы» для оружия. Благо, воевать теперь проще: EA Montreal переступила через застенчивость, плюнула на попытки изобрести велосипед и скопировала раскладку управления у Gears of War 2. Автоприлипание к укрытиям и необходимость то и дело переключать ракурс камеры (с левого плеча на правое и обратно) поначалу злят, но к ним легко привыкнуть. Встроенный визор, указывающий звание вражеских солдат и путь до цели, напротив, стал гораздо нагляднее прежнего; увы, держать его включенным постоянно не дают.

Gears of Two

Механика «коопа» тоже изменилась. Аркадные эпизоды «Back to back», где друзья поливали «мясо» свинцовым дождем, – изрядно поднадоевшее развлечение из оригинальной Army of Two, – попадаются всего пару раз. В Шанхае есть занятия интереснее. Например, выйти перед патрулем, поднять руки, встать на колени, а затем выхватить пистолет и пафосно расстрелять доверчивых гадов в «сло-мо». Иногда, бывает, удается сцапать зазевавшегося офицера, и тогда его «шестерки» тотчас позволяют себя повязать. Наконец, спасение заложников очищает совесть и пополняет кошелек. $15000 за жизнь китайской старушки? Раскольников умер бы от зависти.

Не подумайте, будто Салем и Риос записались в бойскауты. Просто в Army of Two: The 40th Day самаритяне, решающие проблемы без лишнего шума, зарабатывают куда больше бездумных психопатов, причем не только деньги, но и редкие апгрейды для «пушек». С другой стороны, беспринципные наемники отыграются там, где нужно выбрать один из двух вариантов действия (читай: нажать на кнопку). Что правильнее: обчистить арсенал полицейского участка или внять мольбам старого копа? Отправить китайского Гавроша за пулеметом в разгар битвы или приказать ему сидеть тихо? Последствия не предугадать – коротенький комикс-эпилог нет-нет да покажет кукиш, – однако (spoiler alert!) циничный подход к дилемме обязательно принесет выгоду. Моральный компас разработчиков дает сбой разве что под занавес, когда игра отмечает очевидный (и единственно верный, учитывая обстоятельства) поступок жирными минусами.

На самом деле, «минусить» надо людей, отвечавших за расстановку «чекпойнтов». Контрольные пункты здесь на вес золота, ибо разделяют долгие минуты подчас очень напряженного действа. «Зачистить» переулок, потом целую улицу, утихомирить парочку трешевых «полубоссов» и троицу часовых без подстраховки «сейвом» – рядовая ситуация в заключительных главах (для остроты ощущений попробуйте сложность «Contractor»!). Мурыжить двадцать раз одно и то же сражение, хотя оно прибавляет в увлекательности за счет неплохого интеллекта противников, возникающих в разных точках, – забава для честных рецензентов и безнадежно упертых «хардкорщиков». Особенно если перед боем вас кормят роликом, который нельзя пропустить.

От кривых «чекпойнтов» здорово пострадал виртуальный магазин. Раньше обновить снаряжение давали в строго определенных местах, а тут – в любой момент, кроме основного меню. Ковыряясь в груде прицелов, штыков, прикладов, рожков и иного барахла (включая экзотику вроде заточенной отвертки, алюминиевой банки-глушителя и гранат, украшенных стразами), знайте: в случае смерти последние покупки исчезнут. Поэтому советую запастись терпением и надежным товарищем. Грамотно использовать привычную для AoT концепцию «aggro» — пока один «разогревает» толпу пальбой из позолоченного автомата, другой незаметно пробирается в тыл, – можно исключительно с живым человеком.

После титров

Командный дух силен и в онлайновых режимах, которыми вновь занималась канадская фирма Threewave Software. Жаркие разборки в формате «2v2v2v2v2», будь то стандартный дефматч или гонка на скоростное выполнение разных заданий, портят лишь огромные карты и ненадежный сетевой код, давний бич Unreal Engine 3. Удобный браузер серверов с индикаторами пинга и опция для загрузки пользовательских масок – приятные элементы, но лучше бы канадцы уничтожили «лаг».

Заодно программная часть подвела «сингл». Движок спотыкается о масштабные сцены, порой выдавая от силы 10-15 кадров в секунду на обеих платформах. При этом картинка высокими технологиями не щеголяет (аромат новизны улетучился еще в 2006-м) — ее тащат из болота талантливые художники. Владельцы PS3-версии по традиции получили дополнительный неприятный подарок – «лесенки», хорошо заметные на оборванных проводах и прочих мелких деталях.

Война для двоих

Конечно, когда по тебе палит свора злобных вояк, а напарник, сраженный предательской пулей, вот-вот схлопочет сапогом по хребту, как-то не до зазубрин. Army of Two: The 40th Day – диковатое сочетание гениальных мыслей, чужих идей, ожесточенных баталий и ленивой штамповки. Если вдруг решите помочь храбрым наемникам, невзирая на трудности, помните про чувство локтя, голосовой чат и, на худой конец, вертикальный сплит-скрин.