Светлая тема

Рецензия на игру Секретные материалы ФБР: Смерть как искусство

Зажанрились

Вы молоды, энергичны и амбициозны? Вы знаете, как срубить денег на скорую руку? И вас не терзают угрызения совести? Тогда приходите к нам в жанр! Только у нас вы сможете заявить о себе всему миру, не прилагая больших усилий! К вашим услугам — «линейка» модных адвенчур, из которых не зазорно понадергать идей. Заработайте на безбедную старость! Поживитесь за счет других! Adventure — от каждого по способности!

CITY Interactive и раньше отличалась острым чутьем. Официальный сайт-полиглот не без гордости сообщает о спектре «крупнейшего польского производителя компьютерных игр», куда входят «высококачественные компьютерные игры в популярных категориях: шутеры, игры-акции, приключенческие, авиационные, стратегические и логические». Особенно CITY преуспела в экшенах — ими забита добрая половина немаленького каталога. Казалось бы, чего вдруг на квесты потянуло? Разгадка не за горами: еще в 2007 году фирма приобрела остатки микростудии Detalion, известной своим пристрастием к Myst-клонам (Reah, Schizm, Sentinel). Прикупила — и мигом пустила в оборот, наставив на путь истинный.

Кончай ее, Сэмэн

Сегодня Myst не в моде. Народ требует одиноких красоток, брошенных на произвол судьбы. Издатель в курсе — почему, собственно, и начали с нагловатого клона Still Life, а закончили странствованиями по свету в духе Broken Sword или Tunguska. Неоткуда взяться шедевру, когда авторы даже не пытались соригинальничать, придумать нечто изящно-закрученное, без оглядки на чужие успехи. Понятно ведь, что рыбка клюнет на милашку Николь, агента ФБР, распутывающую череду серийных (ритуальных?) убийств. Первой жертвой Потрошителя XXI века пал соратник; тут уж грех не отомстить. После бумажной рутины ждешь расследования хотя бы уровня CSI. Тем более что в нашем распоряжении и криминалистическая лаборатория, и склад вещдоков, и в меру оснащенный компьютер для анализа материалов, и секретарша-болтушка. Но побоялись новички перегрузить законопослушные головы игроков — упразднили операции любой степени сложности до пары кликов мышью. Рассмотреть фото? Клик-клик. Выявить состав вещества? Клик-клик. Раскрыть дело? Клик!

Загнанные в рамки «умного курсора» и аккуратных экранов без права на прокрутку, мы не смеем и шага ступить в сторону. «Тише, Николь, девочка, тише. Рвешься обыскать дом? Не нужно, не время пока. Поиски зацепок, осмотр трупов, сбор досье? Зачем травмировать психику почем зря? Ухватила скомканный обрывок бумажки — и бегом, на базу! Отстучала зачетный минимум — получи доступ к экзаменационной локации, нечего по карте колесить». Прямо нянька на няньке. Впрочем, постепенно мозги смиряются, подстраиваясь под общий заскорузлый ритм. Без тени зазрения щелкаешь по иконке лупы, высвечивая активные зоны. Прекращаешь лазить в КПК для обзвона контактов (ибо звонить они предпочитают сами). От облюбованных бомжами полуразрушенных квартир и грязных станций метро до маленьких селеньиц в Перу и завораживающих горных пейзажей пролегает толстый сюжетный рельс. И переводить стрелки, увы, никто не спешит.

Я сама

У разработчиков вообще довольно странный взгляд на деятельность спецслужб. Крошечный офис о четырех комнатушках, откуда Николь периодически таскает улики для личных нужд, пуст и безлюден. О пользе перчаток, пакетиков и ватных палочек «мисс Марпл» узнает лишь на второй день, успешно загубив отпечатки на обнаруженном *spoiler*. Без предупреждений юный специалист ломится в логово бандитов, а затем гордо плюет на приказ шефа и отбывает в теплые страны. Сплошное своевольство и неподчинение уставу. Неудивительно, что удача постоянно демонстрирует зад сумасбродке, оставляя наедине с трупами, убийцами и ржавым самолетом посреди скалистых массивов. Мастерица на все руки, конечно, умеет и из западни сбежать, и покрытое паутиной корыто в воздух поднять, и очевидного маньяка вычислить. Однако чего ради?

Десять дней пролетают как один вечер. Смазливая суперагентша сама знает, когда покинуть пост, куда пойти и кому потрепать нервы. Милостиво разрешая выудить пустую бутылку из мусорной кучи и использовать ее неподалеку, девушка легко пренебрегает официальными процедурами, цепляясь за подвернувшиеся нити хваткой бультерьера, чтобы в итоге угодить в очередную передрягу. Ах, если бы цель оправдывала средства! Сюжет, персонажи, загадки — повсюду штампы, штампы, штампы…

CITY Interactive понять можно. Чуждый жанр, с миру по нитке, желание угодить каждому. Признаем, многие так стартовали, впоследствии находя себя и продираясь сквозь квестовый терновник к вожделенной нише. Нащупать баланс между полицейским детективом, легким интерактивным фильмом и дубовой предметной адвенчурой радетелям «мистоидов» тяжело и лениво. Зато сразу видишь, что за подготовку им пришлось пройти для воплощения в жизнь заимствованных идей. Тем жальче. И только таинственный закадровый напарник, с его записками-оригами и туманными сообщениями, интригует до конца. Если и дожидаться сиквела Art of Murder, то исключительно из-за него, родимого.