Светлая тема

Рецензия на игру Астерикс и лекарство от Рима

В науке это называется регресс. Золотой век остался далеко позади, а нынешнее искусство - лишь жалкое подражание давно сгинувшему мастерству. Разве не аналогичная ситуация наблюдается сейчас в мире компьютерных игр? Кризис жанра, вторичность идей, засилье клонов. Все это, конечно, неприятно, но в тоже время не означает, что эволюция остановилась, и дальнейшее развитие невозможно. Или что в один прекрасный день мне вдруг смерть как захочется поиграть в допотопную 8-битную аркаду…

Повесть временных лет

Давным-давно жили на свете галлы - обычные в общем-то варвары, промышлявшие скотоводством, грабежами и прочей ерундой. К несчастью, свой нехитрый бизнес они развернули прямо под боком у все еще могучей в те времена Римской Империи, которая, как известно, с дикарями особо не церемонилась. На галльские поселения обрушились отряды легионеров, и в результате примерно в первом веке до нашей эры все свободные племена были полностью разгромлены. Этот печальный факт так и остался бы достоянием одних лишь седовласых профессоров, не существуй здесь одно "но". Те самые галлы в большинстве своем обитали на территории нынешней Франции, а значит, вполне могут считаться предками современных французов. Видимо, это и стало главной причиной появления на свет неунывающей парочки "мультяшных" варваров: Астерикса и Обеликса, которые назло официальной истории уже много лет громят войска кесаря, оставляя кровожадных сторонников Юпитера в дураках.

Если вы решили, что все вышесказанное и называется "предысторией к игре", не спешите радоваться - сама сказка еще впереди… Коварные римляне наступают по всем фронтам, день ото дня подбираясь все ближе и ближе к самому сердцу галльской вотчины. Единственный способ остановить интервентов - найти и собрать воедино семь элементов секретного эликсира, который, по словам местного шамана, способен раз и навсегда отбить у Рима охоту притеснять малые народности. Как и следовало ожидать, элементы эти запрятаны в уже захваченных "империалистами" провинциях, а значит, заполучить их без боя не удастся.

Стратегия (походовая), одна штука

Мои попытки отдалить счастливый момент встречи с самой игрой, увы, исчерпали себя. Хотя, в принципе, поначалу печалиться не из-за чего. Начинаются наши непосредственные похождения с неспешной turn-based стратегии, а то и вовсе воргейма. Впрочем, большого количества тактических возможностей в арсенале игры нет. По большому счету, все, что можно обнаружить на экране после нажатия кнопки "new game" - это большую, разбитую на регионы карту да огромный котел с жутким варевом, по прихоти авторов символизирующий смертоносные галльские дивизии.

Каждый ход разбит на три части. Для начала нужно грамотно распорядиться свободными котлами, а говоря по-русски - разослать (точнее, "разлить") по уже отвоеванным районам подкрепления. Несколько безумных щелчков мышью, и наступает вторая фаза: атака римских провинций. Ничего особо интересного, а тем более непонятного, здесь нет и в помине. Выбираем нужное число отрядов и отправляем в любое из соседних поселений. Если народа достаточно, то деревушка переходит под нашу юрисдикцию, нет, - не обессудьте, но придется попытать счастья еще разок. Соответственно, никакой заумной тактики. Главное, чтобы "наших" было как минимум в два раза больше, чем римлян, после чего имеет смысл буйно праздновать победу. Молодой человек, вам что-то еще? Нет, кино уже закончилось, так что подберите рассыпавшийся поп-корн и на выход, на выход…

Мысли о былом

Однако полагать, что дело ограничится глупейшей стратегией, - значит иметь в корне неверные представления об играх от нашей любимой Инфогрымзы. Стратегия здесь присутствует лишь "постольку поскольку", тогда как аркадный элемент действительно правит бал. К несчастью, некоторые районы нельзя захватить грубой силой, поэтому приходится действовать… к-хм... хитростью. Стоит сунуться немного не туда, как экран мгновенно темнеет, и вот уже перед нами знакомый с восьмибитного детства "вид сбоку". Бегаем, прыгаем, собираем подвешенные в воздухе монетки и избиваем всех случайных прохожих. Подробнее? Вы видели хоть одну платформенную аркаду? Тогда считайте, что вы видели их все. Просто взгляните на левую колонку, и все вопросы отпадут сами собой.

Впрочем, есть во всем здешнем мраке и кое-что светлое, не солнце, конечно, но, во всяком случае, карманный фонарик (правда, без батареек). Речь идет о мини-играх, коих насчитывается, к радости всех детей постпамперсного периода, целых четыре штуки. Глумление над римлянами - вот их основная идея. Шуточки детсадовские и, следовательно, абсолютно маразматические, вроде сбивания пробегающих туда-сюда римских солдат большим валуном или вбивания в землю тех же самых бедняг и тем же самым орудием пролетариата. Заработать паранойю - проще простого.

На лицо ужасные, добрые внутри

Я, в общем-то, человек не злой и за одну графику могу запросто накинуть игре три-четыре балла. Но чего нет, того нет. Когда максимальное разрешение равняется 640х480, а то, что можно реально наблюдать на экране, и вовсе смахивает на VGA, желание играть как-то само собой исчезает. Что касается анимации персонажей… Честно говоря, простейшее употребление в тексте слова "анимация" должно быть воспринято разработчиками как комплимент, ибо, ко всеобщему огорчению, ее здесь все равно что нет.

Звук?.. При желании составить себе правильное представление о звуке, отправляйтесь прямиком в ближайший универмаг и постойте минут пять-десять у отдела с приставками. Визг, мерзкое пиликанье, дурацкая музыка. Утешает лишь то, что раньше мы и вовсе с писи-скриперами играли...

…дитЯм мороженое!

Короче, что бы там ни говорили разработчики, Asterix - наглый и неприкрытый приставочный порт. А я-то и не знал, что именно об этом мы все так долго и безнадежно мечтали. Неужели несчастные коллеги по цеху, специализирующиеся на приставках, вынуждены обозревать нечто подобное чуть ли не ежедневно? Не верю! Хотя, если пустить игру через TV-out (если, конечно, на вашей карточке таковой имеется), подключить к компьютеру старый дедушкин геймпад, и вручить все это хозяйство пятилетнему дитяте - восторгам не будет предела. Правда, не лучше ли в таком случае пересесть на что-нибудь попроще и подешевле? Вроде 3DO?..