Светлая тема

Рецензия на игру Atari Anniversary Edition

По техническим причинам снять скриншоты из представленной коллекции оказалось невозможным.

Сказка для взрослых

Давным-давно, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, когда компьютеры были большими, а программы маленькими… короче, как там сказки начинаются. В общем, в те незапамятные времена уже существовали глупые короли, прекрасные принцессы и… компьютерные игры. Собственно, большие компьютеры для того и делали, чтобы не перенапрягать излишне программируемые калькуляторы, необходимые для повседневных инженерных расчётов.

Однако, как ни странно, даже в то светлое социалистическое прошлое находились обделённые жизнью и работой в секретных НИИ люди, в глаза не видевшие эмулятора виртуальных миров (ЭВМ). Как раз для таких неудачников и процветала в Советской России индустрия игровых автоматов, где безраздельно властвовал аркадный жанр, оставляя далеко позади несовершенные ещё файтинги и примитивные симуляторы.

И аркады те были не чета нынешним, сведённым в большинстве своём к поединку супергероя с толпами врагов. Разнообразие образов и форм - вот что отличало древние игрушки от выродившихся потомков. Старики говорят, что страшное проклятие пало на могучий когда-то род аркад. Впрочем, это только присказка, сказка впереди…

Возвращение живых мертвецов

Долго взирал король Infogrames на положение изгоев, в которое поставлены аркады в наше время, когда даже само слово "аркада" стало позорным, словно клеймо неприкасаемого, стыдливо прячась под одеждами RPG, а то и TBS, и обливалось сердце его кровью от жалости. Позвал тогда добрый король придворного мудреца и чернокнижника Digital Eclipse и испросил у него мудрого совета, как снять проклятие с убогих.

И изрёк колдун, что знает он верный, но опасный способ. Нужно лишь поднять из древних склепов лучших воинов-аркад прошлого, а за ними потянутся другие, и сами очистят зерна от плевел, огнём и мечом пройдутся по ворогам и снимут проклятие со своего славного рода. И дал король монаршее соизволение, и прочёл Digital Eclipse страшные заклинания, и сотворил кровавые ритуалы. И разверзлись склепы, и вышли, гремя костьми, на свет двенадцать героев, и нарёк их король Atari Anniversary Edition, и благословил, и отправил неизвестно куда на святую битву неизвестно с кем снимать древнее проклятие…

Вот и кончилась сказка…

…а началась суровая правда жизни. Как вы наверняка сообразили, AAE - возвращённая к жизни серия давно похороненных в глубинах души автоматных игр (сборник, кстати, выпущен к 30-летию компании Atari). В данную подборку вошло двенадцать экземпляров, смысл которых стоит описать в двух словах. Ветеранам этого будет вполне достаточно, чтобы вспомнить, о чём идёт речь, остальным же, к сожалению, лучше и не узнавать.

Asteroids и Asteroids Deluxe больше известны на просторах родины как Comet Buster. Маленький кораблик летает по экрану и сбивает большие метеориты, которые раскалываются на мелкие куски, а те, в свою очередь, на ещё более крохотные. Примитивно, но захватывает, к тому же, неплохо проработана физическая модель полёта, если закрыть глаза на непонятно откуда взявшееся в космосе сопротивление воздуха.

Centipede и Millipede представляют собой помесь "Питона" с Galaga и во главу интереса ставят отстрел скользящего между грибами змия силами космического корабля - верх аркадного маразма, хотя некоторых прикалывает.

Missile Command - старая добрая игрушка. Три ракетные базы на поверхности планеты, сверху по извилистым траекториям падают, оставляя светящиеся следы, снаряды, пытающиеся поразить окружающую природу. Задача - сбить их до приземления. Просто и гениально, хотя управлять мышкой на порядок проще, чем джойстиком игрового автомата. Кстати, в прошлом году мы обсуждали на этих страницах очередное возрождение MC.

Pong - арканоид, стилизованный под настольный теннис (также имел честь бывать у нас в гостях). Super BreakOut - самый что ни на есть классический арканоид без малейших наворотов (и еще римейк). Warlords, как ни странно, тоже арканоид, наиболее примечательный из трёх. В углах, окружённых каменными стенами, сидят "Лорды"; необходимо с помощью подвижного щита и летающего файрбола уничтожить сначала стены, а затем противников. Занятно.

Tempest - "Взятие Замка", замаскированное под объёмную леталку. Вместо человечков по лестницам - каракатицы по стенам узкого тоннеля. Задача - перебить и не дать добраться до нас. Достаточно весело.

BattleZone. Поле, танки, горы на заднем плане - всё это наблюдается сквозь прорезь прицела. Естественно, кроме как наблюдать, нужно иногда и стрелять, а то застрелят тебя. Совковый автомат "Морской Бой" был на порядок динамичнее и интереснее.

Crystal Castles. За интригующим названием скрывается обычный покемо… тьфу, "Пакман". Пробежаться по лабиринту коридоров, не дав себя сожрать и собирая по возможности красные кристаллы. Как ни странно, от всех остальных игрушка отличается чуть более приятной графикой уровня 8-битных приставок.

И, наконец, последний экспонат в коллекции - Gravitar. Весьма забавная смесь уже представленного Comet Buster и знаменитой Martian Landing. Как следует из названий, отстрелявшись от снующих туда-сюда комет, летающих тарелок и прочих ракетных баз нужно приземлить свой корабль, точно рассчитав скорость так, чтобы в момент посадки она была равна нулю, как по вертикали, так и по горизонтали.

Баба EGA и все-все-все

С графикой и звуковым оформлением все очень просто: они с поразительной точностью копируют то, что десять-пятнадцать лет назад было на соответствующих игровых автоматах. Причём внешний вид этих автоматов тоже прорисован в High Color и тоже предельно подробно (наблюдаются даже инструкции к каждой игре, правда, без возможности прочтения). Ну а мышь в качестве одной из вариаций доступного управления делает большинство развлечений чрезвычайно элементарными для прохождения.

Кроме описанных выше двенадцати игрушек в комплект входят ролики интервью с Роланом Башнером - создателем игровых автоматов серии Atari, фотографии этих автоматов в полный рост и куча другого малополезного хлама.

В качестве подведения итогов стоит отметить, что подборка представляет безусловный интерес для коллекционера раритетов. Может вышибить ностальгическую слезу или улыбку у игроков-"ветеранов", когда-то экономивших по молодости на мороженом очередные пятнадцать копеек, чтобы потратить их на автоматах. Но как средство развлечения коллекция совершенно неконкурентоспособна, ибо у всех этих игр есть современные и более симпатичные ремейки. Правда, не всегда играбельные.