«Блицкриг
» ушел со сцены абсолютным рекордсменом. До
него ни одна RTS не порождала такое безумное количество аддонов и подражаний. «Пылающий
горизонт
», «Дьяволы в хаки
», «Восточный фронт
», «Рокот бури
»,
череда «Смертельных схваток
» плюс увесистый мешок «игр на движке» — это
ли не лучшее доказательство народной любви? «Увы» или «ах», но его официальному
преемнику повезло гораздо меньше. Почти год минул с торжественного момента
премьеры, и мы, наконец, получили: два десятка уровней, пучок новых юнитов и все
тот же протестированный на тысячах игроков геймплей.
Кусочек истории
Системные требования |
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц
256 Мб памяти
3D-ускоритель с 64 Мб памяти
2 Гб на винчестере
|
Рекомендуемые требования |
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц
512 Мб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
2 Гб на винчестере
|
«
Возмездие
» посвящено предпоследнему периоду Великой
Отечественной войны. Побродить по крыше Рейхстага на сей раз не удастся, однако
подвигов и без того хватит. Красная Армия храбро наступает, немцы отчаянно
сопротивляются, пытаясь превратить разгром в запланированное отступление…
Разбитая на аккуратные половинки кампания предлагает стандартные военные
приключения: штурм железнодорожной станции, уничтожение артиллерийской позиции
(не обошлось без невидимок-диверсантов из НКВД), минирование дороги, перехват
конвоя… В качестве главного блюда нам сервировали освобождение Минска и
Будапешта
— обыкновенные городские миссии. К чему искать примеры на стороне?
Защита Севастополя из «
Блицкрига 2
» была интереснее.
Адептам Третьего Рейха живется чуть веселее. Первое же
задание позволило игре выделиться из стройного ряда «однополчан». «Прорыв
обороны», «фланговый удар», «удержание рубежа» — мудреные термины уместились в
одну карту. Всегда бы так!
Подробно расписывать процесс лечения «коричневой чумы»
незачем, тут важнее детали. А с реформами у «Возмездия
» туго. Расширенным
«автопарком» нынче никого не удивишь. Диковинки вроде 188-тонного
Panzerkampfwagen VIII Maus (памятного по Rush for Berlin
) в аддон не
попали. На нашу долю выпала всякая «мелочевка» — Т-44, ИС-3 и т. д.
Декларированные в пресс-релизе «изменения ТТХ» привели к тому, что играть стало
сложнее и приятнее. Уличные бои (своеобразный тест military-стратегий) — хорошая
проверка на вшивость. Здесь нет мрачного реализма Close Combat 5
, но
танковый «раш» гарантированно заканчивается провалом. «Стремительно» — то
магическое слово, которое вы ни разу не произнесете. Запомните: победители все
делают не торопясь. Выслали разведчиков, отутюжили территорию из «Катюш»,
проконтролировали эффективность обстрела, повторили залп, прошлись наугад по
перекресткам и подозрительным уголкам… Что ж, теперь можно вводить основные
силы. Подкрепления рассчитаны с поистине дьявольской точностью. Не хватило
взвода — марш копаться в старых «сейвах».
Знакомые огрехи никуда не делись. Разрешив бравым
спецназовцам пострелять из трофейной пушки, я обнаружил, что они не отклеиваются
от ствола. Codename: Panzers, Phase Two
и Rush for Berlin
не указ
создателям «Возмездия
». Заметьте, я не требую невероятного «креатива» и
чудес. По пути к Берлину бесследно потерялось многое из того, что в изобилии
есть в родственных проектах. Захват брошенной техники, транспортировка пехоты
«на броне», нормально реализованные ночные битвы, межуровневые видеовставки,
связный сюжет — обо всем этом приходится лишь мечтать. Достаточно условный и
дружелюбный по отношению к игроку «туман войны», очевидно, стал данью традициям.
Вся карта видна изначально, и угадать расположение юнитов противника не
представляет никакого труда. Несколько мощных минометов, фактически бесконечный
боезапас (периодически впадающие в ступор грузовички худо-бедно справляются со
своими обязанностями и подвозят боеприпасы) — вот и универсальный способ борьбы
с невзгодами.
AI по-прежнему «радует» очаровательными глупостями.
Заградительный огонь артиллерии, обходы с фланга, засады? Генералы предпочитают
прятаться за скриптами. Отсутствие морально-психологической составляющей с
каждым разом раздражает все сильнее. Стада леммингов, послушно закрывающие
амбразуру телами, мне порядком надоели.
Может быть, виртуальный мир спасет красота? Нет, переделывать
модели и текстуры ради рядового аддона никто не станет. Годы не прошли для игры
даром. Если осенью 2005-го картинка смотрелась неплохо, то сегодня ниваловский
движок всухую уступает Rush for Berlin
. Экран, усеянный однотипными
точками-воронками, выглядит ужасно, как будто и не было революционного перехода
из плоской изометрии в 3D.
Another day, the same story
Мало кому удается прыгнуть выше головы. Это не «Сталинград
»,
полностью переиначивший геймплей под себя; различия между «Блицкригом 2
»
и «Возмездием
» минимальны. Впрочем, главная проблема игры — отнюдь не
качество, а конкуренты. Рынок давно переполнен, но, судя по количеству анонсов,
разработчикам все по барабану. Я могу слету назвать десяток аналогичных RTS «про
Вторую мировую», и творение Arise вполне укладывается в «среднестатистические»
рамки. Внушительная коллекция бронетехники? Было. Масштабные побоища? Тоже.
Историзм? Куда ж без него. Получился типичный продукт «для своих», лишенный и
ярких достоинств, и резких недостатков. Поклонники оригинала не без удовольствия
пройдут «Возмездие
» за пару дней и в едином порыве метнут диски под диван
— на вечное хранение. Если вы не относитесь к их числу, лучше сэкономьте
съеденные калории и не совершайте напрасных телодвижений.