Светлая тема

Рецензия на игру Блицкриг 2: Освобождение

Все-таки слова и мысли имеют реальную силу. Совсем недавно я поражался тому, что прошлогоднее «Возмездие» осталось единственной игрой на базе «Блицкрига 2» (сравните с добрым десятком поделок на движке оригинала), и вот — нежданные премьеры. Для неискушенного зрителя «Блицкриг 2: Освобождение» от киевлян из MindLink и «Великие битвы: Курская Дуга» от молодой днепропетровской компании N-Game — братья-близнецы. Один папа, один временной отрезок, одна цель и… два разных издателя. «Нивал» не зря боролся за независимость. «1С» никогда не стала бы конкурировать сама с собой.

USA vs. Deutschland

Завязка проста и неказиста, как кирзовый сапог. На полноценный сюжет в духе Codename Panzers, Phase Two и Company of Heroes запала сценариста не хватило. На экране — очередной кусочек Второй Мировой войны: прорыв «линии Густава» в Италии, открытие второго фронта, печально известная операция «Огород» и, наконец, победоносное, но недолгое контрнаступление немцев в Арденнах. Плохо лишь то, что все это мы уже не раз видели. D-Day, 1944: Battle of the Bulge, Rush for Berlin… Первые полчаса игры вряд ли сумеют вдохнуть в вас заряд бодрости и положительных эмоций. «Освобождение» раскрывает свой потенциал постепенно. Тех, кто не заснет под пуховым одеялом стандартно-скучных заданий (захватить фабрику, оборонять рубеж, выбить противника из деревни и т. п.), ждут несколько приятных сюрпризов.

За примерами далеко ходить не надо. Миссия №2 — и сразу шикарный подарок. Казалось бы, что может быть банальнее классической «атаки высоты»? А ведь увлекает! Многие карты не навязывают определенного решения. Танковый прорыв, медленная позиционная война, коварные маневры — выбор есть почти всегда. Баланс пехоты и техники на должном уровне. Частенько дизайнеры искусственно ограничивают полет генеральской фантазии. Желаете отутюжить местность из минометов, прежде чем бросаться грудью на амбразуру? Соскучились по тяжелой кавалерии? Понимаю, но помочь не могу. Что выдано в окошке резервов, тем и сражаемся. Фокус примитивный, зато работает на ура, заставляя рассматривать, в общем-то, тривиальные ситуации с необычных ракурсов.

Тем не менее, привычные гадости тут как тут. Вот парочка танков замерла в полуметре друг от друга и самозабвенно обменивается снарядами. Вот умник на бронемашинке упорно прет прямо на минное поле (для кого саперы понатыкали везде предупреждающих флажков?). Вот толпа красавцев выбежала под пулеметный огонь — победно потрясающий мышью генерал снова не догадался, с какой стороны парадный вход в здание, а через окно офицеры в гости не ходят… ТТХ достаточно условны, однако чувствуется, что авторы старались. Скажем, если танк напоролся на мину, то он так и будет торчать на месте, пока инженеры не поправят сорванную гусеницу. За более серьезными поломками — к Best Way. В «Блицкриге 2» балом по-прежнему правят старомодные «полоски здоровья».

Баллистика действует, разница между попаданием во фронтальную броню или в «задницу» видна невооруженным глазом. Помните непробиваемый Sturmtiger из Company of Heroes? Здесь он тоже есть (кроме того, внимания достойны две САУ: американская M18 Hellcat и немецкая Marder II). На высоком уровне сложности необходимо экономить силы и активно маневрировать, пытаясь атаковать стальных чудищ хотя бы с флангов. Вообразите целый день такой возни и микроменеджмента… Можно сколько угодно ругать припадочный AI «В тылу врага 2», но «Освобождению» до него — как до Луны на «кюбельвагене». Инфантилизм юнитов порой неимоверно раздражает. Запустив массированную атаку, неизбежно приходится снижать скорость и вручную распределять цели.

Невнятная стратегическая карта расстроила не меньше. Ни эстетического удовольствия, ни практической пользы — полный ноль. Благо, хоть знакомых по «Блицкригу 2» командиров и попсовой «прокачки» нет. Неужели возвращение к истокам?

Надежды на то, что мультиплеер спасет «отца русской демократии», не оправдались. Предпосылки точно были, только до ума их почему-то не довели. Где Красная армия? «Сингл» — это понятно, историю не перепишешь, но за что наши «Катюши» и «тридцатьчетверки» выгнали из Интернета? Загадка.

Два новых режима не назовешь революционными, однако они слегка компенсируют нравственные страдания. «Господство» — типичное развлечение с захватом и удержанием важных точек. Нечто подобное было даже в ParaWorld. «Поле боя» куда интереснее. Перед началом сражения полководцы самостоятельно выбирают состав будущих подкреплений (5 групп по 4 подразделения в каждой). Сумели предсказать поведение врага? Поздравляю, вы на коне. Просчитались? Что ж, кусайте локти — из противотанковой пушки штурмовик не собьешь. В схватках 2х2 (максимальный размер) везение быстро перерастает в холодный расчет. Умело комбинируя различные рода войск, можно творить настоящие чудеса. Разумеется, найти себе вменяемых напарников и спарринг-партнеров трудно. Не удивлюсь, если через несколько месяцев «Нивал» одарит рядовых владельцев «Блицкрига 2» патчем, бесплатно добавляющим в игру все перечисленное. Ведь игроков в оригинальную версию несравнимо больше тех, кто покупает аддоны.

Пространство и время

Завершающие слова хочу позаимствовать у императора Франции Наполеона Бонапарта. «Главное в войне: это пространство и время. Второе беспокоит меня гораздо больше. Пространство можно отвоевать, время же вернуть нельзя»… Задумайтесь — мудрость веков скрыта в короткой фразе. «Освобождение», безусловно, лучше безвкусного «Возмездия», но… только не после Company of Heroes, «В тылу врага 2» и «Второй Мировой». Прогресс, знаете ли. С учетом того, что здесь нет кампании за СССР (16 миссий поровну поделены между союзниками и Германией), остается лишь гадать, на что уповали украинские разработчики.