Светлая тема

Рецензия на игру Blood Bowl

Одни считают имитацию лучшей формой лести. Другие, например, компания Games Workshop, сразу подают в суд за нарушение авторских прав. Когда французская Cyanide Studio выпустила спортивно-фэнтезийную стратегию Chaos League, издатель настольной игры Blood Bowl вчинил иск. И неспроста: если не брать в расчет забавную отсебятину, это был аккуратный электронный пересказ чужих мыслей. До жарких разбирательств дело не дошло — Cyanide созналась в плагиате, выплатила компенсацию за ущерб и подарила британцам Chaos League, за что получила лицензию на создание игр по мотивам Blood Bowl.

Chaos Bowl

Разумеется, Cyanide и не думала запускать проект «с нуля». Chaos League 2, которая к тому времени уже пребывала на раннем этапе разработки, просто легализовалась: сменила название и кое-какую начинку. Свирепую хрюшку, державшую мяч перед вбрасыванием, пустили на котлеты — в Blood Bowl обходятся ударом ноги. Список доступных рас взят, хоть и с купюрами, из официального свода правил. Люди, орки, дварфы, скавены, ящеролюди, гоблины, древесные эльфы и хаоситы — зоопарк, как и положено, отсылает к вселенной Warhammer Fantasy.

Сама же концепция не изменилась — юмористическая, местами кровавая пародия на американский футбол, где для победы хороши любые средства. Избить оппонента до потери сознания, метнуть напарника через половину поля, подкупить судью, использовать заклинание или магическую способность, накачать подопечных допинг-зельями… Что угодно, лишь бы дотащить мяч до противоположной кромки и выполнить тачдаун. Рассказывать о тонкостях Blood Bowl нет смысла — они подробно освещены в нашей рецензии на Chaos League.

Первое, что Blood Bowl предлагает сделать на старте кампании, чемпионата или товарищеского матча — выбрать между Classic (пошаговая игра, все параметры заданы строго по правилам) или Blitz (гибкие настройки плюс возможность включить реальное время). «Классические» встречи протекают размеренно и долго, ибо почти любое действие требует броска виртуальных костей, а малейшая неудача (не сумел подобрать мяч, пробегая рядом с клеткой соперника, не увернулся от тяжелой ручищи и проч.) досрочно прекращает ход. Поэтому лучше подвигать народ и только затем приступать к атакам и передачам.

RTS-режим гораздо быстрее и, увы, суматошнее. Дружественный ИИ туп как бревно, его ума хватает на бесцельные шатания по полю и потасовки, так что все равно придется нянчить каждого спортсмена. То бишь, не снимать палец с «пробела», отвечающего за паузу, и проклинать извергов, нарисовавших топорный, неудобный интерфейс, заваленный грудой малопонятных значков и кнопок. Конечно, в Chaos League он тоже не сахар, но там-то разрешали обводить персонажей «резиновой» рамкой, прокладывать маршруты и назначать «горячие» клавиши.

Вечно отстающие

Вообще, Blood Bowl по сравнению с предшественницей — не то что топтание на месте, а откат в каменный век. Стесненная лицензией и средствами, Cyanide напрочь отключила фантазию. Пресненькая лига с «прокачкой» и раздачей зарплат — скучища на фоне CL: Sudden Death; арсенал сверхталантов заметно слабее; редактор внешности и экипировки удручающе куц (хотя на Xbox 360 и такого нет). Комментаторы недолго развлекают шутками-прибаутками — повторяющиеся реплики начинают раздражать уже спустя полчаса. Графика по традиции отстает от прогресса на поколение — эту деревянную анимацию я видел еще в 2004-м. Какие уж тут мечты о честной физике… Неужели за 5 (пять!) лет не смогли подумать над просчетами Chaos League?

Катастрофу Blood Bowl ярче всего раскрывает «туториал». Вместо того чтобы четко и наглядно изложить суть, он кидается в новичков цитатами из правил… настольной версии. Авторы даже не пытаются научить — они вываливают ведро сухих фактов, галопом скачут по вершкам и отправляют в основное меню с напутствием «запустите-ка One-off Game и осваивайте сами». Руководство пользователя ничуть не толковее. Для компьютерной (и тем более консольной) адаптации такое отношение — смерти подобно1.

Учитесь у Мэддена

Возможно, кто-то сочтет это предложение страшной крамолой, но разработчики зря пошли по стопам бумажного оригинала. Им на пару с Games Workshop надо было изучать серию Madden NFL или, что еще ближе к Blood Bowl, Blitz: The League, создатели которой не чурались жестокости, стероидов и неспортивного поведения. К черту клеточки и кубики! Главное — идея и дух. Довольно мыслить категориями Pro Cycling Manager.

1Россиянам повезло меньше всех — помимо омерзительной локализации (кто догадался перевести «turnover» как «потеря мяча»?), «Бука» плюнула на техподдержку. Из целого каравана «заплаток», устранивших уйму досадных ошибок, до наших краев не добралось ни-че-го. С западными же патчами совместимости нет.