Светлая тема

Рецензия на игру Особь

BREED [«брид»]: 1) раса инопланетных киборгов-мартышек ядовитой расцветки, поработившая Землю в 27-м столетии; 2) KREED с измененной буквой в названии; 3) кошмарная игра от английской студии Brat Designs, после общения с которой хочется немедленно сделать uninstall и провести полную дезинфекцию компьютера.

Who's got my back

Возьмите дух фильма «Starship Troopers», замаринованный в безвкусной, наспех смонтированной заставке. Добавьте щепотку романтики «про межзвездный десант» и вырванные с мясом куски диздока Halo: Combat Evolved. Обильно приправьте утомительными аркадными «леталками» (они должны очернить светлую память Incoming), променадами на танках, безмозглыми ИИ-бойцами и аляповатыми текстурами. Тщательно перемешивайте на протяжении четырех лет, время от времени подсыпая толстых «жуков». В итоге получится вещь, которую невероятно трудно назвать полноценной игрой.

Ущербность Breed проявляется во всём — от примитивных клонодеревьев, украшающих мертвый ландшафт, до стукнутых на всю голову противников (жалкие полдюжины видов, причем пять из них получены изменением окраски одной и той же модели) и отсутствия внятного сюжета. Когда двадцать элитных бойцов вражеской армии садятся на корточки и устраивают ритуальный хоровод вокруг булыжника, напрочь игнорируя игрока, становится слегка не по себе.

Вскоре гомерический хохот сменяется яростью — это наши помощнички снова прыгнули с обрыва в океан/застряли в глубокой яме/выбежали на линию «дружеского» огня. После любой стычки приходится нервно оглядываться по сторонам, пересчитывая безмозглых бойцов. Один… вторая… так, где Сюжетно Важный инженер?! Поочередно «вселяясь» в тела персонажей, обнаруживаем беднягу под крутым утесом. Поскольку выбраться оттуда невозможно, изрыгаем ругательство и загружаем последний «сейв». И так — через каждые пять минут. Зато орут хлопцы и дивчины за десятерых. Даже самое пустяковое попадание в солдата порождает истерический вопль, выворачивающий наизнанку душу и желудок. Кого клонировало земное командование, создавая межзвездный ОМОН, — неженок-олигофренов?

Wrong way

Столь прекрасные на скриншотах и в роликах открытые пространства — фикция, призванная завуалировать абсолютно линейный дизайн. После микронезийских джунглей эти голые острова, грязное полотно неба, однотипные военные базы и страхолюдные елки напоминают пыльные декорации с театрального склада. Мы продвигаемся строго вперед от одной контрольной отметки к другой, расстреливаем врагов, появляющихся из воздуха по велению скриптов, и уничтожаем сторожевые вышки. Даже «стелс» вырождается в массовую резню.

Дабы вы ненароком не заснули, созерцая это живое воплощение вселенской тоски, Brat Designs то и дело подбрасывает миссии «на время». Апофеозом скоростного прохождения становится финальный уровень, где игрок бегает по лестничным пролетам, буквально набитым врагами. Не успели сориентироваться в обстановке — «game over». Не сумели пробежать отрезок за 14 секунд — ай-ай, начинайте сначала. Добавьте сюда чудовищные «тормоза», сопровождающие прогулку по закрытым помещениям. Километры прямых коридоров с ровными стенами и примитивным освещением без труда ставят на колени компьютер, еще вчера бодро выдававший в Far Cry 25 fps на максимальных настройках.

Команды управления умственно отсталым отрядом не нужны — ударная связка «автомат со стопроцентной кучностью на расстоянии 2 км + подствольный гранатомет + снайперская винтовка» выкашивает алиенов пачками. Помощь товарищей приходится кстати только во время поездок на танке — несмотря на мозги размером с грецкий орех, ребятушки довольно метко стреляют из пулемета. Если бы они еще умели действительно летать на истребителях, а не болтаться в воздухе, словно мокрое белье на веревке!

Faceless men

Но ничто не удручает сильнее сюжетной линии Breed, с головой выдающей творчество профессиональных программистов. Хотите поближе узнать действующих лиц, ужаснуться подлости инопланетных захватчиков, ощутить прилив радости за землян после очередной победы? Не в этой игре. Здесь сценарий существует только для того, чтобы оправдать n-цатую по счету миссию типа «Убей их всех» на одной и той же карте. Картину завершают дерганые скриптовые ролики, демонстрирующие, помимо неряшливого монтажа, уникальные особенности местных летательных аппаратов. Вам когда-нибудь доводилось видеть, как бомбардировщик закладывает ломаные виражи под углом 45 градусов?

Вместо увлекательного повествования, вдохновляющего на дальнейшие подвиги, нам подсовывают кукол с паршивой озвучкой и еще более кошмарными текстами. Напутственная речь генерала, терзающая уши каждого, кто решится заглянуть в главное меню, — блестящий пример того, как не надо писать монологи. «Я стою перед вами, и слеза скатывается в мой платок, но это — слеза не скорби, а радости и восхищения, ибо я знаю, что вы обрушите на наших врагов…» Это пародия на торжественные выступления военных? Графоманские упражнения человека, всерьез воспринявшего стеб Верховена в «Звездном десанте»?

Именно сценарий и диалоги тащат на своем горбу массивную тушу Halo, взятого сотрудниками Brat Designs за образец для подражания. Именно их нехватка остро ощущается в кислотно-ярких антуражах. И не стоит вспоминать про Painkiller — там отсутствие сторилайна компенсировано первоклассным дизайном уровней.

Псевдосимуляторные эпизоды следует сжечь на костре. Неуклюжее управление слишком далеко от идеала по имени Yager, противники внушают страх разве что своей тупостью, и только заросли установок ПВО да угроза мгновенной гибели при столкновении с любым объектом заставляют проявлять осторожность. После расстрела очередной стайки красных точек невольно задаешься вопросом: а стоило ли скрещивать аркаду с шутером, если получившийся мутант вобрал в себя только самые худшие элементы?

What's this game for

Остатки атмосферы добивают пресные звуковые эффекты, острый дефицит эмбиентного окружения и непритязательная музыка, имеющая дурную привычку исчезать в ответственные моменты. К счастью, под рукой вашего корреспондента вовремя оказался саундтрек Halo.

Последнее слово вполне точно описывает ощущения от мультиплеера. Даже во время игры по 100-мегабитной локальной сети Breed демонстрирует букет болезней времен 28K-модемов. Невыносимый лаг, застревающие в ландшафте персонажи и машины, произвольная телепортация игроков по всему уровню… Помножьте это на недетские запросы к трафику, и можете смело возвращаться к Battlefield 1942.

Авторы не спешат с выпуском патчей. Во-первых, они уже успели поссориться с CDV, обвинив своего издателя во всех смертных грехах. «Мы отправили в печать прекрасную игру, а получили ЭТО, с испорченным кодом, изуродованной цветовой палитрой, плохим бамп-мэппингом водных поверхностей и разбитыми скриптами!» — сокрушаются разработчики на своем форуме. Вот оно, немецкое коварство!

Во-вторых, студия занята разработкой сразу двух (!) многопользовательских шутеров на базе движка Breed, и судьба мертворожденного бастарда с биркой «$19,99» на большом пальце левой ноги ее вряд ли заботит. «Какой еще культур-мультур? Кушать хочется!»

На загрузочном экране под надписью «BREED» находится подзаголовок — «B-1: Homecoming». Хочется верить, что «В-2» никогда не наступит.

P.S. Creed, Kreed, Breed, In Pursuit of Greed… Похоже, над экшенами, чьи названия оканчиваются на «reed», довлеет жуткое проклятие. Иначе откуда взялась эта компания неудачников?