Светлая тема

Рецензия на игру Carmageddon 2: Carpocalypse Now

Искусство вождения требует жертв

В апреле 1997 года игровую общественность сразили сразу две напасти - появилась игра Carmageddon и в нескольких странах ее тут же запретили. Естественно, этот факт еще более подогрел интерес к игре, и как нельзя лучше повлиял на объем ее продаж - тем более, что разработчики выпустили патч, устраняющий тот предмет споров, из-за которого игру не приняли, например, в Германии. Почему же эта игра вызвала такой переполох? Что это, собственно, за камень преткновения? Для несведущих поясню.

Carmageddon - это автогонки. Не симулятор, но с продвинутым, полностью трехмерным движком. При слове "автогонки" перед глазами встают круговые трассы, быстро бегущий таймер, обгоняющие друг друга и сталкивающиеся автомобили... Да-да, именно сталкивающиеся. А почему бы не сделать в игре упор именно на столкновения?

Такая идея в первый раз пришла в голову не разработчикам Carmageddon из Stainless Software. За два года до них Psygnosis выпустила Destruction Derby - аркадные гонки, одной из возможностей которых был особый режим игры. На небольшой арене сталкивались друг с другом автомобили, и оставшийся последним "на ходу" автомобиль выигрывал. Но Stainless очень хорошо развили эту идею.

Представим себе гоночную трассу, протянувшуюся по городу. Или по сельской местности, это неважно. Вот только ездить по трассе совершенно не обязательно - поскольку в вашем распоряжении вся карта целиком. А выиграть гонку можно, даже нужно, не обогнав всех соперников и придя первым к финишу. Гораздо веселее сыграть с ними в бодалки , сталкиваясь с разгона и корежа их машины, пока они не придут в негодность. А раз есть город, будут и пешеходы. Что всегда хочется сделать с пешеходом, мешающим проехать? Правильно!

Именно такие деструктивные настроения и поставлены во главу угла в игре Carmageddon. Сталкивайся с соперниками - за это тебе дают очки! Сбивай пешеходов - получай дополнительные очки! Да и бонусы в виде цветных бочек собирай, авось чего полезное найдешь. Трассу пройти можно тремя способами - либо проехав все круги и пройдя все контрольные точки, либо уничтожив всех пешеходов, либо забодав до смерти автомобили всех соперников. Именно эта безбашенность так понравилась всем геймерам. Но некоторым большим дядям из цензуры не понравилось обилие крови на экране, которая хлещет из нерадивых пешеходов. Патч, выпущенный разработчиками, превратил пешеходов в непонятных роботов, но получилась в результате уже другая игра - так что игрокам из Германии я не завидую.

Такой успех заставил разработчиков и издателя продолжить работу - и вот, наконец, перед вами

Carmageddon 2

Что сразу бросается в глаза? Теперь игра идет исключительно под Windows'95, и поддерживает DirectX, в том числе Direct3D. Хорошо, что поддержка glide осталась - 3D-ускорители не всегда оправдывают свое название, когда на сцене появляется ПрямойХ. Сильно изменилось меню - не сказать, чтобы в лучшую сторону. Оно стало красивее, но удобства, на мой взгляд, поубавилось.

Поменялась система прохождения трасс. Если ранее вы могли проехать одну из трех трасс на выбор, и перед вами открывались три следующие трассы (таким образом можно было быстро дойти до конца игры), то теперь трассы разбиты на четверки. Четверок таких десять. Для прохождения в следующую группу надо проехать все трассы в предыдущей. Четвертая трасса в каждой группе отличается по сути от трех предыдущих - в ней надо выполнить определенное задание - от уничтожения болезных пешеходов до раздалбливания определенной машины.

А что же сама игра? Давайте бросим взгляд

Сквозь стекло кабины

Е! ЕЕЕ! Иииихаааа! Куууул!! You got to watch them, be quick or be dead!! Давить! @#$#$%#!! Ж8-[ ] !!!!! XX ....

Примерно такие эмоции вызывает происходящее за стеклом монитора, в виртуальной карма-реальности. Кто-то уже примерно осознал отличия от первой части игры, погоняв в демо-версию, а для остальных поясню. Произошли изменения в движке, которые не только улучшили его, но и позволили представить мир автогонок более детально. Дома, которые ранее стояли непонятными коробками, теперь пускают внутрь лихих гонщиков - въезжайте сквозь витрины, расшвыривая диваны и торшеры, наведите переполох в кафе или в хранилище банка. Наша цель - пешеходы, стали более натуральны, и из спрайтов превратились в полигональных существ, обладающих не только объемом но и некоторыми возможностями инверсной кинематики. Когда труп пешехода отлетает от капота, он очень натурально кувыркается в воздухе, и при приземлении принимает позу, обусловленную окружающей местностью. Да и ведут себя пешеходы намного более натуральнее, чем ранее. Одна дамочка предпочла броситься с обрыва, нежели быть раздавленной мною, что и проделала незамедлительно, картинно раскинув в прыжке руки - все это было проделано под звуки песни "Falling Down". Некоторые недобитые пешеходы ползут и пытаются подняться на ноги. Кто-то скачет на одной ножке, кто-то машет одной ручкой... Кроме пешеходов есть еще и зверье всякое - пингвины, коровы, собаки, овцы и прочие стада. Так что пора Гринпису качать права!

Нет, вы не подумайте - я вовсе не злой. Просто преувеличив насилие сверх меры, эта игра делает из него нечто смешное. А что сделалось смешным - не может быть опасным, как сказал поэт.. Глупы те, кто настаивает убрать насилие из игр и кинофильмов - это вовсе не учебник начинающего убийцы, это возможность безопасно для себя и окружающих выплеснуть жажду насилия, не выходя на улицу и не вступая в драки и перестрелки.

Кстати, насчет насилия - теперь, дабы избежать нападок цензуры, разработчики поступили с точностью до наоборот по сравнению с первой частью игры. В европейском релизе место пешеходов занимают странные зомби с зеленой кровью. Но не волнуйтесь - все те, кто приобрел такой релиз, могут исправить положение с помощью "кровавого" патча. Я попробовал - действительно помогло, вернулись люди...

Кроме всего прочего, изменились главные действующие персонажи игры, автомобили - и не только внешне. Теперь они не являются монолитными кусками металла, а состоят из нескольких частей, которые при столкновениях успешно от автомобилей отваливаются. При ударе разбиваются и перестают светить фары, вылетают стекла кабины. И как в анекдоте, "ушла бы бабка, если б я дверь не открыл", действительно предусмотрена специальная функция одновременного открывания обеих дверей для захвата пешехода, который смог увернуться от бампера. Вот так, хлопая дверями и капотом, разбрасывая крылья, бамперы и полицейские машины, мчится теперь ваш автомобиль...

В качестве дополнительного штриха упомяну о появившихся на улицах передвигающихся по своим делам гражданских автомашин - в первой части они просто были припаркованы, теперь же они путаются под колесами.

Других кардинальных изменений в движке не наблюдается - да и ладно, всем, кто привык к управлению машиной и поведению камеры в Carmageddon, долго переучиваться не придется. Зато теперь совершать трехкратные наезды вы сможете под другие звуки - в игре

Новый саундтрек

Как упоминалось в новостях AG, для второй части игры музыку предоставила широко известная группа Iron Maiden. Некоторые композиции, с вокалом, были выбраны из уже изданного творчества, а некоторые были специально записаны для игры. По сравнению с предыдущим саундтреком, техно-миксами Fear Factory музыка стала чуть менее агрессивной и чуть более мелодичной, на мой неискушенный взгляд. Но в целом, произведения вписались хорошо - и процитированный мною "Be quick or be dead", и "Falling down" (за правильность названий композиций не ручаюсь), и другие. (Правда, не обошлось без досадного глюка - несколько секунд во время смены трека игра очень сильно замедляется). Музыка улучшает погружение игрока в игру и увеличивает

Игровой интерес

Чем нас порадовали разработчики, если обратить свое внимание на игровой процесс? Кроме минорных изменений, есть три важных отличия от первой части. Во-первых, теперь вы можете проиграть. Если раньше вы могли при наличии средств починить свою машину даже, если довели ее до состояния полной черноты на карте повреждений, то теперь при особо сильной аварии вы имеете шанс получить надпись "You are wasted" - и гонка проиграна. А во-вторых, если раньше трасса и контрольные точки рассматривались как символическое дополнение к антуражу, то теперь в некоторых миссиях вашей основной задачей становится прохождение трассы за ограниченное время - и это время не увеличивается путем сшибания пешеходов или собирания бонусов. Это сильно меняет игру, и у многих поклонников первой части наверняка вызовет негодование. Последнее отличие заключается в характере бонусов. Они не только увеличились в количестве (число разнообразных бонусов едва не доходит до 100), но теперь у вас есть inventory, с помощью которой вы сможете, выбрав нужный бонус, в нужный момент использовать его. Некоторые из новых бонусов помогают вам преодолевать препятствия, а некоторые похожи на оружие, которого нам так недоставало в первой части.

Существуют и другие нюансы. Например, упразднен магазин - на заработанные деньги-очки вы покупаете моторы, броню и устройства для нанесения противнику повреждений прямо во время заезда (хотя это было возможно и в первой части). А после него во время просмотра повреждений вы вольны купить любой автомобиль из всех, что соперничали с вами в этот раз - если, конечно, финансы позволят.

Рассмотрев все упомянутые и неупомянутые отличия, вам предстоит решить - действительно ли перед вами

Новая игра?

С одной стороны, разработчики постарались учесть ошибки предыдущей игры и внести в нее что-то новое. С другой, получившаяся игрушка напоминает скорее улучшенную версию первой - но вряд ли это так плохо, если учесть, что поклонники первой части получили возможность вновь сыграть в любимую старую и одновременно новую игру. Можно говорить о вреде такого явления, как клоны, но в данном случае парням из Stainless удалось избавить нас от неприятного ощущения склонированности и предоставить старым фэнам возможность раздавить еще немного пешеходов, а новых - познакомить с забавным, кровавым и своеобразным миром Carmageddon 2. Что ж, третья часть игры не за горами. Посмотрим, что из себя будет представлять Carmageddon 3...