Светлая тема

Рецензия на игру Catechumen

«В то время, как римские легионы уходили на смерть, желая цезарю долгие лета, когда все от Рима до самых до окраин знали, кто в доме хозяин, - все было предельно ясно. Это - наше, это - ваше, и демаркационнная линия посередине. У нас на Капитолии - Юпитер, у вас в глухомани провинциальной - черт знает что и сбоку бантик, что нас, впрочем, никоим боком не затрагивает. Но не долго радовались отцы сенаторы да почтенные граждане Рима на эту определенность. Не прошло и пары сотен лет, как варвары, взятые под крылышко Рима, начали исподтишка внедряться в патриархальные устои великой империи. Тихой сапой они не только пользовались благами устроенной нами цивилизации, но и злостно внедряли в нее свои не очень-то благонравные обычаи. А сейчас вообще как с цепи сорвались. Впрочем, наши чудики тоже хороши, вот, например, известный своей преступной халатностью нынешний прокуратор Иудеи Понтий Пилат. На днях, узнав, что кузнечиков ему уже поджарили, он, не долго думая, пустил на самотек дело государственной важности, демонстративно умыв руки пред всем честным народом. И Квирин его знает, что из этого выйдет…»

Из записок Саллюстия, личного повара Понтия Пилата.

Часто падая, и капля камень сточит (латинская поговорка)

Что легко просматривается на примере развития христианства. Иудейская секта, за пару тысячелетий захватившая добрые полмира. На сегодняшний день - вполне респектабельная организация с четко выраженной иерархической структурой. Опора традиций и государственности. Неужели вам стало скучно? Да это ведь исключительно оттого, что находимся мы с вами в 2000 году от РХ. Спешу успокоить, в году 171 от РХ (хотя, извините, данное летоисчисление еще не было изобретено, а посему - в году 926 от основания Рима) было значительно веселее. В чем нас и пытаются убедить создатели Catechumen’а.

Дело в том, что к тому времени церковь еще не обросла морализаторскими замашками, так что ранние христиане по своему мировоззрению и поведению напоминали скорее сегодняшних анархистов, а не изможденных пуритан. И не надо обливаться горючими слезами по поводу всех съеденных, сожженных и распятых, поверьте мне, не на стoлько дурные в Риме власти были, чтобы скармливать, сжигать и распинать ни за что ни про что. Христиан, спору нет, теребили прилично, но в основном за то, что они не принимали официально признанного культа императора. Так что всех склонных к затворническому вкушению благодати Божьей просим перейти на сайт Московской патриархии. Нет, не подумайте, боремся мы в игре, конечно, за правое дело, но религиозная подоплека не перерастает в религиозный подтекст. Кроме того, это не квест, и для прохождения вовсе не требуется многолетнее скрупулезное изучение Святого Писания. В крайнем случае, почитаете свитки с цитатами, которые время от времени будут попадаться под ноги. Советую подбирать, для поднятия тонуса, очень способствует. Мне, кстати, весьма приглянулась задумка с энергоснабжающими (или, по концепции игры, верозаряжающими свитками), а то до чертиков надоело поглощать все эти эликсиры и аптечки. Так и печень посадить недолго. А здесь и подъедать с пола ничего не треба, и идейно как-то выходит - вроде не хлебом единым и все прочее.

Собственно говоря, любые обвинения разработчиков в излишней религиозности притянуты за уши. Напротив, ребята достаточно вольно подошли к проблеме христианизации Аппенинского полуострова: 3D-шутер - и все пучком. С одной стороны, это, бесспорно, поднимает уровень “народности” всей затеи, но с другой… Не могу сказать, что шибко верующий, но наткнулся на пару моментов, которые все же царапнули мой придирчивый взор. Прежде всего - графическое решение изображения энергии (веры) и силы меча. Вроде все логично до предела: вера обозначена крестом, меч-… мечом. Но вот здесь-то авторы и просчитались, ибо меч у них вышел точь-в-точь как переверный крест. Я, грешным делом, с первого взгляда решил, будто это два начала в нас борятся - божественное и диавольское - ан нет.

Хотя, главное, чтобы костюмчик “стрелятельного” формата хорошо сидел. И не забивайте себе голову неясным происхождением ангелов, которые будут сопровождать вас из этапа в этап, - войско Господне, ну и Бог с ними. Очень хотелось полюбопытствовать и насчет Парфенона (так озаглавлен 1 этап). Имя-то чистокровно античное, да только не в Риме этот храм находился, а в Греции. Решающей роли это не играет, ведь все равно братья во Христе добрались в конечном итоге и до Афин. Да и в целом по ходу игры советую запастись веротерпимостью, ибо Catechumen по сути представляет собой замечательный микс язычества, раннего христианства и поклонения божеству FPS (культ конца ХХ века). Как нетрудно догадаться из не слишком придирчивого начала, последний явно превуалирует, чему я, признаться, искренне рад.

Искусство вечно. Если это не лажа.

Это в плане теории. На практике же... Изначально графика может показаться если не отталкивающей, то, по крайней мере, серо-посредственной. Как ни странно, в процессе она резко прибавляет в качестве, так и не выходя, однако, за среднестатистический уровень развития. Впрочем, здесь уместно вспомнить незабвенный Doom с плохой (по нынешним временам) графикой и отличной атмосферой. Жаль, но и графические эффекты не далеко от самой графики упали. Освещение - серединка на половинку, причем и серединка, и половинка на эксклюзивность не претендуют. Когда среди непритязательных текстурок я расправлялся с угловатыми римскими воинами, непримиримо заглядывая в их каменные лица, то, помню, смутно отдавал себе отчет, что мое в общем неплохое отношение к игре, - результат христианского смирения. Но даже идея всепрощения не способна искупить абсолютно мертвую воду и небо, больше всего напоминающее мозаику для детей от трех до восьми, собранную ими же. Поплавав по совершенно к этому не приспособленной мертвой воде, проще простого понять, почему лягушки зеленеют. От тоски. Им, бедолагам, видать, в таких же условиях плавать приходится. А вот торможение компьютера (местами), признаться, совершенно необъяснимо, особенно учитывая явно малое число полигонов в трехмерных объектах. Похоже, девелоперы не сильно утруждали себя отладкой движка и… проработкой исторической достоверности. Забавно было увидеть Юпитера в одежде римского легионера (юбочка по колено), а не в тоге отца-сенатора. Западный демократизм, как всегда, перебил относительное правдоподобие. Хоть бы в музей сходили, на статуи взглянули.

Вообще расчет на уровень восприятия не самого продвинутого зрителя MTV чувствуется во всем. Термы, к примеру, величают банями. Мне-то до далекой звезды все это, но мы же, христиане, за мир во всем мире, а таким макаром итальянцы и обидеться могут.

Помни о смерти

И о тех, кому ты ее несешь, а именно о хозяине преисподней и всех его приспешниках. В борьбе за возможность осенять себя крестным знамением, причащаться и верить в абсолютную непогрешимость Папы Римского придется сражаться со всевозможными сниперами (чертенята, цепкие, но недалекие твари), львами (зверь как зверь, сходите в зоопарк, там еще осталась парочка) и римскими стражниками. Интеллект этих особей самый низкий, что, вероятно, и явилось причиной здешнего представления ими единственного полностью вымершего вида. Порой демоны обладают дополнительными возможностями: некоторые, например, выделывают такие сальто-мортале, что мало не покажется.

Что касается AI, то у всех он явно сдвинут, так что многие твари ведут себя с адекватностью, присущей олигофренам. Скорость сообразиловки также оставляет желать лучшего: все они тормозят, а римские солдаты одурманено и зацикленно твердят неуместные фразы. Тем не менее, демоны, стражники и прочие супостаты вовсе не намерены лезть в прицел, порой может даже почудиться, что «железяка» предвосхищает ваши действия, подыгрывая всякой сатанинской нечисти. Уверяю вас, впечатление ложное. Вся эта компания подлежит непременному и физическому уничтожению при помощи разнокалиберных огнестрельных мечей. Гм-м, не пойму, холодное это оружие или все же…

Короче говоря, проходить игру сложно. Зато есть возможность как делать нечего проникнуться соответствующей атмосферой, да еще побаловать себя простым, интуитивно понятным и функциональным интерфейсом. Единственное усовершенствование, которое я бы посоветовал внести, так это переназначить “предметотолкатель” на правую кнопку мыши, чтоб за хлебом через Питер не ездить. Жить станет легче. Откровенно говоря, мне не хотелось бы бросаться в честь геймплея выражениями типа “выше всяких похвал”. Не выше, но похвалить действительно есть за что и зачем.

Amen

Когда поверженный князь тьмы рыкнул на прощанье зычным басом что-то обескураживающее, мне невольно послышалось сакраментальное “I’ll be back”. Потому как если принять во внимание время действия игры, остается непонятным, кто же совершал все мировые пакости последующие тысячу с копейками лет.