Chessmaster 8000

Добавить в
Мои игры
6
Добавить в
Вишлист 2
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Ужасно
1
Шедевр
Так себе

Рецензия

Неправильный воргейм

Совсем эти разработчики оборзели, такую туфту выпускают, просто слов нет! Мне вот тут новый воргейм дали от компании Mattel, посмотрел я его и в ужас пришел. Вместо гексов квадратики, да и тех совсем мало, вся карта 8х8. Юнитов только пять типов, причем каждой из сторон выдается всегда по шестнадцать штук. Да и юниты эти очень странные, одни передвигаются только на одну клеточку, другие исключительно по прямой ходят, третьи, наоборот, по диагонали. А кавалерия каким-то совсем немыслимым способом скачет - буквой «Г». Ни артиллерии, ни даже завалящих лучников нет, практикуется только ближний бой. Самый слабый и многочисленный юнит (пехота, должно быть) почему-то ни вперед, ни назад атаковать не может, только по диагонали вперед и вверх. Где они, спрашивается, такую пехоту видели? Графика вообще отстой полнейший. Мало того, что плоская (есть там вид в 3D, но это абсолютный обман, на деле-то все плоское), так еще и практически двухцветная. И это вот безобразие на целых двух CD издано, хотя хватило бы и одной дискеты. Пятидюймовой.

В каждой шутке есть доля

Это был юмор. Однако если взглянуть ретроспективно, шахматы являются предтечей всех настольных (а, стало быть, и компьютерных) воргеймов. Ведь в них, пусть и на очень примитивном уровне, моделируется столкновение двух армий. Причем армий совершенно равноценных, так что устранены все случайные обстоятельства и побеждает не тот полководец, у которого войск больше или они совершенней, а тот, у кого голова лучше варит. Между прочим, был в истории шахмат один период, когда особо ярко выявилась эта их связь с воргеймами. Где-то в двадцатые годы профессионалы заговорили о «ничейной смерти шахмат». Дело в том, что большинство партий между ведущими гроссмейстерами стало заканчиваться вничью. Сразу же родился тезис, что найден некий универсальный рецепт, следуя которому можно свести игру с равным или чуть более сильным противником к ничейному исходу. Естественно, появились рецепты, как бороться с этой напастью, но все они сводились к изменению основных правил игры. Умеренные реформаторы предлагали просто не считать пат за ничью, более радикальные хотели увеличить доску на две клеточки по каждой из осей (добавив заодно по дополнительному слону и коню), ну а самые радикальные начали придумывать новые фигуры. Что интересно, все они были так или иначе связаны с тогдашней военной техникой. Например, танк, весьма похожий на ладью, но способный есть не одну, а две фигуры, стоящие друг за другом. Еще интереснее была бомба. Эта фигура находилась не на доске, а «в копилке», но ее можно было в любой момент поставить на любую клеточку, при этом все фигуры, как неприятельские, так и свои, в радиусе одной клетки моментально уничтожались. Надо думать, неизвестный создатель шахмат действовал так же, и всем фигурам можно найти какое-то соответствие в реальной жизни.

Да, а «ничейной смерти шахмат» положил конец русский гроссмейстер Алехин. Именно его убедительная победа в матче с «шахматным автоматом» Капабланкой показала, что можно победить любого противника, если играть рискованно и неоднозначно. Впрочем, предложения о реформировании шахмат не прекратились.

История

Историю шахмат я вам пересказывать не стану. Отмечу только, что один из ранних вариантов был предназначен для четырех игроков. Доска там была несколько больше, а фигуры располагались вдоль все четырех кромок кар… То есть, извините, доски.

Более интересна для нас история развития программы Chessmaster. Самая первая версия появилась в 1986-м году, но в качестве порядкового номера сразу поставили 2000. Хорошая была программа, мощная и демократичная. Просуществовала она почти без изменений до 1991-го года (в 1988-м была слегка улучшенная версия Chessmaster 2100), когда вышел следующий вариант с номером 3000. Эти два, а также появившийся в 1993-м четырехтысячный вариант были предназначены для DOS. А вот вышедший в 1996-м пятитысячник уже работал под Windows 95. После его появления разработчики значительно ускорили свою производительность, так что варианты с номерами 6000 и 7000 вышли соответственно в 1998-м и 1999-м годах. Думаю, теперь любителей шахмат каждый год будет ожидать свежая версия.

Чем же отличались разные версии программы друг от друга? Главным образом объемом инсталляции. Самая первая умещалась на двух дискетах, а две последние разрослись уже до двух CD. Впрочем, это вполне понятно и простительно, ведь разработчики заполнили этот вакуум не только музыкой и вступительным роликом, но и такими полезными вещами, как библиотека партий с комментариями.

Если смотреть вглубь, то нужно отметить, что вторая версия программы получила новый движок, The King. Разработан он был еще в 1986-м году для самых первых персоналок, однако был настолько хорошо сделан, что просуществовал до наших дней почти без изменений.

Суть

Коллега Мартынов рассказал все, что можно рассказать об игре в своем обзоре Chessmaster 7000, так что мне остается лишь поведать о новинках очередной версии. Только искать их нужно с лупой, а то и с микроскопом. Ну, слегка изменился интерфейс, картинки несколько другие. Добавлены новые партии признанных мастеров современности, в дебютной библиотеке учтены новые веяния и еще кое-что. Убраны отдельные типы досок и фигур (я имею ввиду их графическое оформление), а вместо них добавлены новые. Кажется, партнеры тоже добавлены/убавлены. Вот, пожалуй, и все. Как видите, написать полноценную (по крайней мере, по объему) рецензию на основе такого скудного материала никак не получится. Поэтому я возьму на себя смелость слегка повторить предыдущего оратора и рассказать о кое-каких реалиях игры.

Прежде всего, стоит отметить весьма интересную систему выбора партнера. В ранних версиях сила игры противника (в смысле, компьютера) задавалась временем, которое отводилось ему на обдумывание очередного хода. Поставите пять секунд, - получите тупого «игруна», способного только двигать фигуры с максимальной скоростью, но без всякого предварительного плана. А если задать минут пять на ход, ваш противник окажется на уровне перворазрядника, а то и мастера. Система эта была весьма наглядной и довольно удобной, однако ее сгубил рост быстродействия компьютеров и человеческая психология. Ясное дело, что минута на 486-66 и на Pentium III 500 - две совершенно разные вещи. Значит, если вы слабый игрок, но обладаете достаточно мощным компьютером, вам нужно выставлять время по минимуму, в пределах нескольких секунд. Вот тут в дело вступает психология: если компьютер играет примерно в вашу силу, на каждый ход тратит значительно меньше времени, у вас может появиться комплекс «игры с автоматом». То есть, эта проклятая железяка как будто издевается над вами, мгновенно отвечая на каждый ход, в то время как вам приходится думать на совесть.

Именно поэтому разработчики отказались от системы ограничения по времени (и близкой к ней системы ограничения на глубину анализа), и ввели систему фиксированных рейтингов. Каждый из предлагаемых партнеров имеет рейтинг, вы прикидываете, каков он у вас, и выбираете соответствующего партнера. Что касается виртуальных игроков, то есть тех, у кого нет реальных прототипов (хотя там и прилагаются фотографии и краткие биографические данные, я все же думаю, что игроки эти не настоящие), то тут мы имеем все то же ограничение по времени обдумывания, но с замедлением. Иными словами, ваш противник просчитывает свой ход за несколько секунд, а то и за считанные доли секунды, а потом просто выжидает некоторое время, чтобы у вас не появился тот самый комплекс.

Другое дело реальные игроки. У пользователя есть возможность сразиться с такими мастерами прошлого и настоящего, как Алехин, Ласкер, Фишер или Каспаров. И тут, кроме рейтинга, есть еще и библиотека стандартных приемов. Разработчики проанализировали игру всех этих корифеев, выделили наиболее типичные для них ходы в разных ситуациях, дебютные приемы и т.д., и все это свели в библиотеку. Для каждого из игроков она своя собственная, и если назначить именно ее в качестве стандартной, получим противника весьма близкого не только по силе, но и по стилю игры к реальному прототипу. Сдается мне, что это самая интересная фишка данной программы.

Кому и зачем?

Признаюсь вам честно, свой самый первый компьютер (ZX Spectrum) я купил как раз чтобы играть на нем в шахматы. Однако на кассете, к нему прилагавшейся, кроме шахмат были еще две простенькие аркады, стратегия и три симулятора. Попробовал я их погонять для пробы, и очень скоро шахматы отошли для меня на второй (а потом на третий, четвертый и т.д.) план. Как ни крути, если есть у вас компьютер, можно найти гораздо более интересное занятие, чем переставлять деревянные фигурки по деревянной же доске. Так что шахматные программы предназначены явно не для любителей компьютерных игр.

А любители шахмат могут найти Chessmaster два применения. Прежде всего, это великолепный спарринг-партнер. Где еще вы найдете соперника, позволяющего сколько угодно брать ходы назад, играющего именно на том уровне, на котором вам хочется, да еще и никогда не пытающегося комментировать ваши действия? Кроме того, сама возможность сгонять партейку другую с кем-нибудь из великих весьма завлекательна.

Другое применение - игра по сети. Если два работника в офисе склонятся над шахматной доской в рабочее время, начальник вряд ли будет доволен. А вот если каждый из них сидит за компьютером и сосредоточенно работает, босс только обрадуется. Он же не может увидеть под Word’ом или Excel’ем шахматную программу. Сами понимаете, перед такими достоинствами не устоит ни один chess’олюб.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Mattel Interactive
Издатель
Mattel Interactive
Возрастной рейтинг
Без рейтинга

Системные требования для PC

Pentium 166, 32 Мб
Pentium II 266, 64 Мб
Больше…

Рецензии и комментарии Chessmaster 8000

+
Написать рецензию
😴
No game here yet
Шедевр
Так себе
Ужасно