Светлая тема

Рецензия на игру Cleopatra

Свою любовь я продаю;
Скажите: кто меж вами купит
Ценою жизни ночь мою?
А.С. Пушкин

А хорошо в Египте по ночам. Солнце, весь день заливавшее берега Нила потоками безжалостного света, наконец сжалилось и скрылось за горизонтом. От реки веет приятной свежестью. Вечерний бриз тихо шелестит в тростниках и листьях пальм. Несносная живность, оравшая еще недавно на разные голоса, угомонилась. А Лара Крофт отправляется путешествовать по очередной гробнице… Извините, я отвлекся. Так вот, значит, Египет. Причем древний, года эдак 300-го до рождения Лары… То есть, простите, до Рождества Христова. И город Александрия Египетская, тесно связанный с именем одного мужчины и одной женщины. Нет, это отнюдь не Индиана Джонс и Лара Крофт, а Александр Македонский и Клеопатра.

Александр основал эту египетскую жемчужину после того, как его провозгласили фараоном, а Клеопатра сделала Александрию центром наук и искусств, городом величественных дворцов и храмов. И только потом появилась Лара Крофт и принялась в этих храмах выделывать свои кульбиты.

Что нового?

Что-то я тут запутался, боюсь, и вас запутал. Для полной ясности сразу скажу, что рассматриваемая игра вовсе не представляет собой новую часть похождений археолога с шотганом; это всего лишь аддон к прекрасной city-building стратегии Pharaoh, вышедшей около года назад. Ну, помните, там еще нужно было строить древнеегипетский город, за всем присматривать, отбиваться от неприятеля, сражаться с дикими животными? Еще там имела место хитрая система добычи, производства и потребления, была торговля и зачатки дипломатии, были военные действия на суше и на море. Впрочем, почему «были»? Они там и остались, игра-то по-прежнему жива, здорова и пользуется заслуженным вниманием игроков. А посему выход «дополнялки» выглядит вполне закономерным.

Разумеется, любители статистики жаждут услышать что-то более конкретное. Я про вас не забыл. Игра в плане цифр пополнилась одной фермой (на ней выращивают хну), двумя мастерскими (живописца и ламповщика), одной строительной гильдией (живописцев) и одним местом развлечения (зоопарк). Кроме того, появились новые напасти, - отныне нам мешают жить спокойно грабители могил (в большинстве новых сценариев игрок сразу получает в свое распоряжение какую-то гробницу), армия опасных диких животных обогатилась змеями, скорпионами и львами, а к человекоподобным врагам города присоединились римляне, персы, финикийцы и ассирийцы. Наконец, пожалуй, самым приятным изобретением разработчиков стали новые монументы: гробницы в Долине Царей, Абу-Симбел, Александрийская Библиотека, маяк и кое-что еще.

Кому-то может показаться, что всего этого «маловато будет»... Не буду хранить молчание и огорчу их еще больше: в старых сценариях упомянутых добавлений вообще нет, а на каждый новый приходится не более двух-трех новшеств. И вообще, на мой взгляд, в этих сценариях главное не то, что добавляют, а то, что отнимают.

Лестница в пятнадцать ступеней

Именно в таком количестве здесь представлены свежие миссии. Поделены они на четыре кампании, причем добраться до них не так уж просто. Если вы по старинке зарегистрируетесь и нажмете кнопку «Начать историю фамилии», то попадете в ту же самую первую миссию первой кампании Фараона. Более того, завершив историю фамилии, вы не получите в качестве бонуса доступ к новым кампаниям. Вопрос из вопросов... Оказывается, в главном меню есть заветная кнопочка «Выбрать миссию».

Вот тут располагается самое главное новшество, - перед нами все пять кампаний из прежней игры и четыре дополнительных. Проходить как те, так и другие можно в любом порядке, никакие взаимные связи тут не учитываются. Вообще-то на этом экране можно выбрать и любую отдельный сценарий из входящих в кампании (всего их пятьдесят три), но, естественно, проигрывать миссии в рамках кампании значительно интереснее.

Изюминка кроется в том, что разработчики ввели в новые кампании две любопытные фишки. Во-первых, возможность перетаскивать деньги и войска (правда, не все и не всегда) из одной миссии в другую. Во-вторых, - сохранение построенных нами монументов. Вот, например, в кампании «Долина Царей» необходимо последовательно построить малую, среднюю и большую подземные гробницы. В первой миссии малая только строится, а во второй она уже находится точно на том же месте, на котором и появилась сценарий назад. Правда, тут авторы немножко схитрили: гробницы эти довольно сложно размещать, поэтому и попадают они в строго фиксированные места. С другой стороны, в кампании «Столица Клеопатры» мы строим Мавзолей, Библиотеку и Цезариум, вот их как раз можно располагать где угодно, и из миссии в миссию они переходят в соответствии с нашим выбором.

Лично мне ужасно понравилось на протяжении трех миссий отстраивать и украшать Александрию. В первой миссии у меня получилась небольшая, довольно симпатичная деревушка, а вот в последней довелось полюбоваться на тот самый град наук и искусств. К сожалению, все остальные постройки, кроме монументов, из миссии в миссию не переходят. Впрочем, это вполне объяснимо, иначе совсем бы делать нечего было.

Кстати, еще о переходах. Деньги в этих кампаниях перемещаются в следующую миссию простым добавлением, а вот передислокация войск оформлена довольно оригинально. Нам сообщают, что ветераны решили последовать за нами, и предлагают построить для них форт. Как только это будет сделано, на царской дороге появляется соответствующий легион, непременно занимающий свое место.

Во тьме гробницы

Пора, однако, обмолвиться и о новых мастерских. Чаще всего их придется использовать в первой кампании, «Долина Царей». Дело в том, что тут нужно строить подземные гробницы, а в них, сами понимаете, господствует сплошная тьма. Чтобы ее рассеять, применяются специальные лампы, а готовят их в мастерских ламповщика. Кроме рабочих рук тут нужны еще гончарные изделия и масло. С горшками все понятно, их творят из глины в гончарных мастерских, а вот откуда брать масло? Увы, его можно только импортировать, к тому же из одного единственного города. Впрочем, связь с этим городом в соответствующих миссиях будет достаточно крепкой.

После того, как гробница снабжена нужным количеством ламп, приходит пора каменотесов высекать погребальные камеры, а после них должны прийти художники и расписать стены. Здесь даже есть специальная гильдия живописцев, для работы которой нужны краски. Их производят в соответствующих мастерских из растения, названного в игре весьма просто - хна.

Строительство гробниц - дело хотя и сложное, но очень увлекательное (особенно если держать в уме, что потом будешь эти гробницы обшаривать вместе с Ларой Крофт). Но самым интересным является постройка Абу-Симбела, скального храма, украшенного громадными фигурами фараона. Этот храм строится во второй кампании, которая посвящена деятельности Рамзеса II. В этой же кампании завершается строительство в Долине Царей.

Наконец, еще одна кампания посвящена разного рода событиям, происходившим в 12-9 веках до нашей эры. Надо сказать, как раз в ней авторы постарались максимально осложнить жизнь игроку. В большинстве миссий нужно просто довести город до определенной величины (строить монументы при этом не требуется). Сделать это было бы просто, не присутствуй здесь разного рода ограничения на строительство тех или иных сооружений. В каких-то миссиях нельзя строить школы и библиотеки, в других из артистов доступны только певцы и жонглеры. Эта кампания показалась мне менее интересной, хотя поломать голову и проявить стратегический талант все же пришлось.

Да, чуть не забыл. В некоторых миссиях авторы ввели ограничение по времени (главным образом, в последней кампании). Выглядит это вполне логично (ведь довольно точно известно, с какого по какой год строились те или иные сооружения в Александрии), но ужасно раздражает. Впрочем, опытному игроку уложиться в эти временные рамки совсем не сложно. Правда, последняя миссия последней кампании благодаря этому ограничению буквально трансформируется в банальное противостояние из C&C-клона. Посвящена она битве при Акцие (Actium), а вся задача заключается в постройке мощного флота и отражении нападения Октавиана. В нем, кстати, на стороне Антония и Клеопатры принимали участие 230 галер, но авторы разрешили нам обойтись значительно меньшим их количеством.

Ночь с Клеопатрой

Говорят, в детстве Клеопатра опрометчиво дала зарок, что никто и никогда не сможет похвастаться проведенной с ней ночью. В более зрелом возрасте этот зарок стал ее тяготить, вот она и нашла выход - ночь провести можно, а похвастаться не получится. В наше время смягчения (или падения) нравов все стало проще, и провести ночь с Клеопатрой, не опасаясь последствий, теперь ничего не стоит. Намек понят?