Светлая тема

Рецензия на игру Close Combat 5: Invasion Normandy

Пожалуй, я не буду утруждать вас лекцией на тему нескромной биографии этого сериала, с третьей части вполне тянущего на попсовые дилетантские фильмы об ужасах жизни рядового мексиканца. Если вы не из стана поклонников отстрела рогатых друзей человека, то вам должна быть хорошо известна печальная история падения Close Combat в глазах всего прогрессивного воргеймерства. Так вот, друзья и коллеги, Mattel + Atomic Games - это, образно выражаясь, круто. И барби здесь совершенно не при чём.

Симбиоз

Подозревая, что вскрытие, скорее всего, пройдет быстро и без осложнений, и что больше чем пятью-шестью баллами здесь и не пахнет, я получил своеобразный удар веслом в область самолюбия. Как же я ошибался! Close Combat вернулся на исходные позиции. И дело даже не в театре боевых действий. То самое, чего катастрофически не хватало позорищам под номерами 3 и 4, в пятой части наконец-то материализовалось и обрело четкие формы. Close Combat 5 - брат-близнец Close Combat 2, с той лишь разницей, что чумовой геймплей второго гармонично дополняется движком первого. Только не стоит понимать слово "движок" как набор спрайтов. Это понятие многоуровневое, а изменилось в нем действительно многое, кроме, правда, интерфейса, со времен второй части отлично справляющегося со своей функцией. Но хвалить игру, отличающуюся от прообраза лишь движком, я бы, конечно, не стал. Учитывая практику подобных сериалов, - перед нами явление редкое и практически неизученное.

И была у него "непробиваемая броня"...

Сразу видно, что авторы очень старались излечить Close Combat от старых недугов, и местами у них даже получилось. Наибольшей проработке подвергся реализм, чему нельзя не порадоваться. В кои-то веки танки перестали быть оружием тотальной аннигиляции. Теперь любой Билл или Шульц может вывести из строя махину в пару десятков тонн при помощи обычных гранат. Реализация этого момента в CC2 была, но идея оказалась загубленной несколько туповато действующим в таких ситуациях AI. Теперь сей нюанс доведен до ума. Отныне танки передвигаются только в дружной компании с пехотой, как и положено. Сдвиги, конечно, бывают, но редко, да и куда без них.

Вместе с рядом улучшений вернулась "та самая" атмосфера. Ведь высадившиеся американские войска в основном имели только стрелковое оружие и минометы, так как кидать на парашютах танки в то время еще никто не умел, а те, что высаживались по берегам, потеряли очень много техники. Так что можете не рассчитывать на железных друзей, если речь идет о высадке во вражеские тылы.

Придется все вспоминать. Штурмовые группы, разведка, пулеметные расчеты. Игра, хоть она и о войне, полна напряжения и какой-то скрытой положительной энергии. Но именно в таких вот проектах жалко каждого солдата. Кто-то должен идти в головном дозоре, и, скорее всего, эти люди погибнут. Война есть война: одной жизнью здесь можно спасти десятки. Нас опять заставили думать, искать новые стратегии и пути решений боевых задач. Это как имитатор боевых действий времен Второй Мировой. До совершенства доведено практически все. CC 5 играет на настроении, и ему это удается лучше, чем другим представителям серии, а это показатель.

Новый 44-ый

Система миссий, изобретенная во времена четвертой части, снова в строю. Только стратегическая карта стала несколько крупнее, и все происходит менее хаотично. По крайней мере, гораздо удобнее. В любой сектор можно зайти с разных сторон, если, конечно, соседний принадлежит вам. Потребность в таких действиях есть, так как исходные позиции "по умолчанию" не всегда удовлетворяют стратегическим запросам. Лучше изначально засесть в каком-нибудь населенном пункте, чем отбивать его у врагов, что, как правило, влечет за собой большие потери.

Снабженческая структура осталась неизменной, хотя я бы искренне порадовался ее упразднению. Правда, теперь снова разрешают добавлять во взводы новую технику и отряды, причем совершенно бесплатно. Количество и, если так можно выразиться, качество зависит от ваших успехов на данном участке фронта. Подобная схема действовала в Close Combat 2, но там войска приходилось "покупать", что шло вразрез с игровой концепцией. Кстати, количество командирских отрядов можно варьировать. Но больше двух не рекомендую, хотя войска и разбиваются на три взвода, и к каждому авторы советуют цеплять по куче начальства. Но лучше их заменить более боеспособными солдатами, а то и воевать некому будет - одни командиры. Можно еще отметить, что "лидеры", в зависимости от принадлежности к тому или иному взводу, помечаются разными флажками, что очень помогает в планировании действий.

Занавес

Трудно сказать однозначно, но я скорее склоняюсь к тому, что Close Combat 5 - наивысшая точка расцвета серии. И разработчики допустят непростительную ошибку, если анонсируют продолжение. Мы должны запомнить эту игру такой, какой она предстала в пятой по счету инкарнации. Долгий путь, но это того стоило.