Светлая тема

Рецензия на игру Clover: A Curious Tale

Clover: A Curious Tale очень хочет быть достойным представителем indie-движения. Кое-какой задел уже есть: необычный (пускай без особых изысков) визуальный ряд, оригинальная музыка (несколько фортепианных пассажей) и претенциозный сюжет. Увы, этого пока недостаточно. Те, на кого мечтает походить маленькая аркада от Binary Tweed, обрели звездный статус благодаря свежим идеям и вкладу в развитие жанра. И тут у Clover стоит жирный прочерк.

No Leaf Clover

«New games that are a bit like old games, but better» — девиз команды-разработчика (ну, или его первая половина) метко характеризует проект. Игровая механика целиком заимствована из старинной Dizzy, даром что в главной роли здесь не шалтай-болтай из 90-х, а шестнадцатилетний паренек Сэм Киркуэлл, живущий в вымышленном королевстве Санья. Потеряв в кораблекрушении мать, он пытается прояснить загадочные обстоятельства катастрофы. Глава государства винит жителей соседнего острова Андала, не за горами война. Расследование вскоре приводит Сэма в самую гущу политических интриг, и выйти сухим будет тяжело.

Мир Clover невелик – путешествие из одного конца в другой займет считанные минуты. Акварельные пейзажи, навеянные видами сельской Англии, населены забавными персонажами, внешне напоминающими героев South Park. Почти с каждым можно весело поболтать, оценив хорошую озвучку. Не зря создатели хвалятся диалогами объемом в 7 тысяч слов — немало, учитывая скромные масштабы. Впрочем, «диалоги» — чересчур громкое заявление, ибо Сэм всегда молчит, точно Гордон Фримен.

Серьезно возмущает разве что отсутствие приличной анимации. Binary Tweed очень любят ссылаться на славные традиции старых добрых игр, но отчего же им неведомы достижения двумерной графики из Another World, Prince of Persia и Flashback? Из-за такой простоты, которая хуже воровства, люди в Clover похожи на вырезанные из детской раскраски силуэты. Несмотря на присутствие врагов, умереть тут невозможно, драк или стрельбы нет. Самая «страшная» участь – угодить в тюрьму, откуда… сразу же выпускают. Кстати, при аресте срабатывает autosave. Нужно срочно сохраниться? Нарушьте закон.

Полезные вещи разбросаны повсюду, но, как и в Dizzy, набить карманы всем, что попадается на пути, не выйдет. Дабы не превратить геймплей в механическое перебирание объектов и предложить игроку подумать, авторы ограничили инвентарь двумя-тремя ячейками. Решения пазлов зачастую бывают весьма неординарными, и подключать воображение действительно необходимо. Как заставить спящего кота слезть с органной трубы, если он к тому же глухой? Кто-то посчитает, что надо запустить в него морковкой, хотя правильный ответ – стрельнуть из лука… вантузом. Мысль о пользе импровизированного склада предметов в определенном месте возникает быстро. Так легче прикинуть комбинации, свести к минимуму бесцельные шатания туда-сюда и вообще запомнить найденный хлам. Разбираться со всеми головоломками вовсе не обязательно, но от вашего выбора будет зависеть, какая из четырех концовок выпадет в финале.

* * *

Трудно представить, что к созданию этого смешного, грустного и подчас нелепого мира разработчиков подтолкнула цитата из Германа Геринга1. Конечно, в таких случаях политический подтекст выглядит притянутым за уши (только если авторы — не Трей Паркер и Мэтт Стоун). Посыл о развязывании несправедливой войны под фальшивым предлогом запоздал лет на 5-6 и сегодня уже не особо актуален. Понятно, почему интерес к Clover среди игроков относительно низок. Парадоксально, однако без подтекста она бы многое потеряла и не стоила бы даже пары часов, которые уйдут на прохождение.

1«Разумеется, обычным гражданам не нужна война. Но, в конечном счете, политику страны определяет лидер, а втянуть народ — дело нехитрое, демократия ли это, парламентская республика, фашистская или коммунистическая диктатура. Народ всегда можно заставить делать то, что нужно лидеру. Это просто. Достаточно лишь сказать людям, что на них напали, а потом обвинить пацифистов в отсутствии патриотизма и в том, что они подвергают страну опасности». Нюрнбергский процесс, 1946 год.