Светлая тема

Рецензия на игру Clusterball: Звездная охота

Еще во времена первой тестовой демо-версии Clusterball представился нам необычной и оригинальной игрой. Представьте: от нас требуется не только управлять полетом небольшого ховеркрафта, как в обычных трехмерных аркадо-стрелялках, но и собирать шарики, прикрепляя их за собственным фюзеляжем, плюс отбиваться от себе подобных, зачастую агрессивно настроенных соперников. Хоть действие и происходит в полном 3D, кажущаяся простота на самом деле трансформируется в хорошо продуманный (к сожалению, тогда еще урезанный из-за неполного арсенала оружия) геймплей, ставший, кстати, коньком немногочисленных пилотов-фанатов.

Не успело пройти и полгода, как на самом рубеже столетий разработка успешно завершилась, и теперь любой желающий может приобрести полную версию у издателя - самого медиа-гиганта Real. Впрочем, и бесплатно тоже можно играть, но довольствоваться лишь одной картой из десяти, согласитесь, как-то не в кайф. Поэтому Clusterball Full version Venue Pack имеет смысл считать желанным подарком любимому дитю на первый попавшийся праздник. И, надо заметить, очень правильным подарком.

Fighter-harvester

...И даже не потому, что нет возможности играть в одиночку. Нет, ботов никто не отменял, просто сама игра заточена исключительно под мультиплеер. А выглядит это примерно так.

Имеем большое открытое пространство. Управляя подручным агрегатом, необходимо собирать разного цвета шарики. В свою очередь, эти предметы располагаются на магнитных дорожках, которые притягивают наш летательный аппарат, так что сам процесс сбора заключается в горизонтальном маневрировании по своего рода полозьям. Накопленные шары могут выстраиваться целой вереницей позади крафта, и наша задача в этом случае - лишь не растерять их и без осложнений долететь до вертикально стоящего кольца, в котором и происходит сам «обряд» набирания очков: счет увеличивается ровно на то количество шариков, которое было прихвачено с собой. Все, как видите, по-детски просто.

Именно этим селекционированием и должны, по идее, заниматься все участники игры, соревнуясь, кто притащит больше шаров. Но все было бы куда скучнее, отсутствуй здесь немалое количество оружия. Если совершенно обычная стрелялка-пукалка дана с самого начала, то разного вида ракеты, электрошок, увеличители гравитации для врагов и гигантские спагетти, привязывающие жертву к земле, обнаруживаются аналогично шарикам, то есть путем обычного собирательства их со специальных платформ. Использование элементарно: абсолютно все ракеты имеют самонаведение, а точечное оружие, как ему и положено, применяется на небольших расстояниях, например, в ближнем бою.

На всех десяти доступных картах, как правило, в разных частях присутствует около десятка полозьев разных форм с регенерирующимися шариками и пара-тройка зданий, где время от времени появляется все военное снаряжение. Сами понимаете, разместиться и неплохо поиграть на карте можно хоть вдесятером, тесно не будет никому, а даже наоборот, - солидный тусняк оппонентов влечет за собой жаркие и частые баталии.

Техническая сторона дела

С точки зрения управления полетом разработчики из Daydream поступили абсолютно грамотно. Не выдумывая велосипеда, они сотворили high customazible flight model: арсенал из пяти первоначально настроенных режимов управления аппаратом, начиная beginner’ом и заканчивая semipro и pro. Конечно, эти термины ничего не значат до тех пор, пока сам не взглянешь на реальные цифры настроек и не почувствуешь их в действии. Как раз в этом месте летчиков-аркадников ждет сюрприз. Настраивается практически все - рули высоты и поворота (в том числе и при повышенной гравитации), вертикальная и горизонтальная тяги, работа элеронов, резкость и качество нажатия клавиш, местный стабилизатор (для восстановления устойчивого положения) и много чего еще... Любой, абсолютно любой пользователь имеет возможность сконструировать летную модель «под себя». Обладатели простых мышей смогут без труда добиться удобства управления, а владельцы навороченных джойстиков запросто обойдутся даже без клавиатуры. Количество часто используемых клавиш не превышает пяти, так что запутаться тут практически негде.

Посмотревшие на скриншоты уже должны где-то в подсознании просечь - графика у разработчиков получилась вполне достойная. Не Flanker, конечно, но и не Missile Command. Нечто среднее, умеющее поддерживать большие разрешения, хорошую детализацию местности (текстуры зданий, правда, аляповаты, но жить можно), неплохие эффекты освещения (вы заметили, как меняется отблеск на оружии и самих ЛО?) и по-настоящему красивые взрывы и полеты ракет. Все это с учетом довольно больших открытых пространств не тормозит даже на Voodoo2@PII300/160RAM, посему авторам в связи с этим добрая честь и народная хвала гарантированы, равно как и поддержка Real за обеспечение максимально широкого круга пользователей из-за сносной работоспособности на допотопных машинах.

На практике

...же все оказывается более чем здорово. Если даже самые «умные» боты способны на безумства и глупости (вообще, такое впечатление, что их учили только взлетать), то живой соперник на соседнем компьютере - это реальная угроза нашему самочувствию. Тут уже все зависит от настройки машины и ощущения единства с ней, от используемой тактики. Есть желание - летим за врагом и сразу бьем ему в хвост чем попало, но тогда есть опасность не угнаться или потерять его из виду (при наличии ускорений - легко). Можно лично заняться сбором шаров, но тогда следует быть постоянно начеку и стеречь свой «хвост» от непрошеных гостей. Если же игроков много, например, более семи, то 100-очковая планка превращается в недостижимую мечту, и на арену выходит timelimit. Увы, но 15-минутный матч, по мнению разработчиков, есть самый продолжительный. А зря. Часто бывает, только войдешь в раж, а времени уже и нет. Впрочем, это мелочи, и не стоит к ним придираться.

Резюмируя

На наших глазах родилась весьма и весьма неплохая игра для многопользовательских баталий, а в особенности для любителей свободно летать и много стрелять. Отменная возможность настраивать управление и аркадную летную модель плюс добротные графика и звук - что еще нужно для полного счастья? Разве что хорошая связь, отличная от московского dial-up’а в ночное время с минимальным пингом 260мс, который нормальной игре через Интернет, как нетрудно догадаться, абсолютно не способствует. Другое дело, если под боком есть локальная сеть. Ну, вы ребята умные, разберетесь.