Светлая тема

Рецензия на игру Commandos 2: Награда за смелость

Феномен Commandos - это что-то неосязаемое. По ощущениям похоже на разбуженный инстинкт. Растолкай его однажды, и в миг вспомнишь, как выманивать бедолаг-часовых; как вскакивать в холодном поту посреди ночи от воющей на улице автомобильной сигнализации; как пугать несчастных пассажиров метро дикими воплями, говорящими лишь об одном - забыв уступить место бабушке с огромной коляской, ты был поглощен мыслями не о жене, работе или еде, а о том, успеет ли сапер положить взрывчатку под две зенитки до поднятия тревоги.

Они вернулись - и в этих двух словах заключено гораздо больше, чем вы извлекли бы из пространных рассуждений о количестве нервных клеток, потерянном во время долгого ожидания.

Бойцы невидимого

Подросли, возмужали, окрепли. Обзавелись индивидуализирующим акцентом и еще более харизматичными физиономиями. А на коллективной фотографии появились новые персонажи. С Наташей, впрочем, мы знакомы заочно еще по аддону; с тех пор она не утратила привлекательности и по-прежнему любит очаровывать раскатавших губы немцев. Правда, следует признать, что ее "сестричка" Катерина из Desperados (да, сравнений не избежать, как это ни странно) была более полезной.

А вон там, в углу, приютился пес по кличке Whiskey. Бестолковая псина, только и умеет что лаять, ненадолго обращая на себя внимание окружающих. Послушен и по первому свистку спешит к хозяину. К счастью, пронырливый воришка Lupin умудряется запихивать его в заплечный мешок, попутно орудуя отмычками, обчищая чужие карманы и прячась в таких местах, куда, скажем, зеленому берету с его габаритами в жизни не поместиться.

Пополнение, надо заметить, не слишком многочисленное и не слишком нужное, если только условия миссии не принуждают нас работать с конкретными бойцами. Вообще, гораздо интереснее на этом фоне выглядят изменения, которые претерпели старые знакомые в плане своих умений. Авторы совершенно разумно посчитали, что негоже лишать большую часть опергруппы таких обычных способностей, как удар кулаком, переодевание во вражескую униформу, связывание оглушенных или перетаскивание тел. Мучения, связанные с необходимостью тащить через всю карту берета или шпиона, чтобы спрятать какой-нибудь труп, остались в прошлом.

С другой стороны, практически каждого члена команды одарили персональными навыками. Кусто (он же аквалангист) научился метать ножи - в отличие от Desperados, в неограниченных количествах, - и пользоваться кошкой, но его уникальный гарпун теперь работает только под водой. Берет, хоть и ценим исключительно за свой тесак, местами игнорирует лестницы, легко спрыгивая c каких-нибудь приступок, а от одного ядовитого укола шпиона больше никто не умирает. Список безумно обширен, - от всеобщего подводного плавания с быстро утекающим кислородом до повисания на лестницах с быстро утекающей стаминой и возможности отвлекать часовых стуком в стенку. Просто откройте встроенный справочник начинающего коммандо и попробуйте разом охватить всю массу примочек, начиная с веревочных лестниц и заканчивая биноклем или снотворным. Да, желательно немного постараться и выучить тонну hot keys, хотя инвентарь по-прежнему выносится на экран, пусть и в более скромном виде.

Собственно, инвентарь здесь - это совсем не то, что мы привыкли видеть в Commandos. Приходится абстрагироваться от стереотипов и называть это маленьким ролевым элементом - видоизменяемый вещмешок, куда по желанию можно сложить все, что угодно. Мародерство и способность вооружаться прямо на поле боя, а не маяться, как заключенный с ядром на ноге, с тем, чем снабдили разработчики - вот главная причина того, что на благодатной почве Commandos 2 вырастет новое поколение манчкинов. Свежие ощущения, бесспорно, приятны, но все же остается только радоваться, что дело не дошло до характеристик.

Grandioso!

Художественное могущество Commandos заключено уже не только и не столько во внешнем дизайнерском великолепии. Декорации ослепляли несколько лет назад, и сейчас они только обрели еще большую точность и выразительность, подчеркнутую степенность и аккуратность. Ночные миссии врезаются в память густой синевой, хищными прожекторами и мельтешащими лучами фонариков охраны, легким дымком из труб и по-домашнему манящим светом из окон. Днем глаз не успевает оценивать многочисленные детали, пока его владелец любуется видами с камеры, меняющей положение по 90-градусным позициям, и балуется "зумом" (который, впрочем, при максимальном увеличении демонстрирует кучки пикселей и, по большому счету, практически не нужен). Детали давят на нокаутированное воображение и заставляют заниматься отнюдь не прямыми обязанностями, - например, культурным обсуждением архитектурных творений. География игры снова разрослась, охватив не только Европу, но и Азию с ее крокодилами в мутных речках, диковинными пернатыми и разговаривающими на тарабарском языке военнопленными. Вот уж, действительно, мировая.

Когда к огромным сооружениям немного привыкаешь, внимание снова отвлекается, теперь уже на более мелкие вещи - персонажей. Кумир молодежи - берет со своим стальным другом, демонстрирующий отличную технику владения холодным оружием в лучших традициях американских боевиков. Качество анимации просто потрясает. А вот ролики на движке, демонстрирующие достижение ключевых точек миссии, выглядят невзрачно. Точнее, не вписываются в общую картину происходящего. Лучше бы оставили одни межуровневые вставки.

Великолепие внутреннее - вещь, которую давно и которую все, частично поглядев на нее в Desperados и вдоволь попрятавшись по разнообразным домам и сараям. Прятки остались, дополнившись беготней по комнатам, обыском всевозможных ящичков/шкафчиков и моционами по всяким подземельям, подводным лодкам и прочим местам, куда можно и нужно залезть. Интерьеры, конечно, не уровня JA2, опять же, пиксели вылезают, но сам факт добавляет остроты и тактических изысков, вроде подсматривания в окна, заброса гранат через двери и в люки, стрельбы по супостатам с верхних этажей и т.п.

И музыка. Сражающие наповал треки за авторством все того же испанского гения. Отдельная тема для каждой миссии. Espressivo! Вот и с "Лучшей музыкой-2001" определились. Воистину, приди в голову боссам Eidos выпустить audio CD "Commandos 2: The Best of", вырученных средств компании хватило бы на разработку доброго десятка "Счастливчиков", не к месту будут помянуты…

Навстречу непосвященным

12 миссий для трех CD, на первый взгляд, маловато. В это поверхностное число, однако, не входят бонусные уровни (для тех, кто не поленится устроить геноцид и собрать в ходе миссии все обрывки фотографии) - умножаем на два. Продолжительность определенно увеличилась, но отнюдь не из-за бесконечных раздумий над очередной предложенной разработчиками задачкой. Причина в так называемых secondary objectives, вылезающих наружу при выполнении основных целей. Тем, для кого Commandos - не просто скоростной бег с препятствиями, а тактическая головоломка, это будет интересно (но, граждане, два раза подряд спасать одних и тех же моряков - это издевательство). Отсюда и потраченное время.

Не хочется, но следует признать, что Pyro Studios с распростертыми объятиями кинулись на не проникшихся и посчитавших первую часть слишком сложной и скучной. Как и обещали в одном из интервью. Опять же, как обещали, учли несовместимые с реализмом вещи, которые откровенно резали глаз. Часовые не замечают луж крови? Уберем лужи. Часовые не слышат подбегающих коммандос? Снабдим их слухом, и даже лучшим, чем в Desperados, где звук вообще был явлением абстрактным, - таким образом, от каждого источника, будь то бегущий человек или зашедшийся в предсмертном крике часовой, распространяется звуковая волна. Здорово, по крайней мере, не приходится гадать, услышат ли в соседней комнате зуммер или нет. Но без чудес не обошлось: когда на воздух взлетает целое здание, прогуливающиеся неподалеку охранники и ухом не ведут, зато взрыв завалящей зенитки приводит к такому переполоху, что лучше ее вообще не трогать.

За многое можно похвалить. Исчезла возможность втроем угробить добрый неприятельский полк - патроны к оружию, за исключением пистолета, ограничены, а пистолет неэффективен; испарились толпы, выбегающие при тревоге из казарм… Теоретически, все это должно только усложнить игру, но прохождение выглядит достаточно просто даже на "very hard" (специфика, кстати, в том, что на максимальной сложности наших подопечных убивают безвозвратно, а на "normal" позволяют подлечиться). Мало того, что тревога имеет свойство прекращаться и обычно не приводит к трагическим последствиям (а ведь истым поклонникам Commandos до сих в кошмарах является пресловутая 15-ая миссия), так еще кое-где она и вовсе отсутствует. Дружественный AI хвастается отличным пацфайдингом, а вражеский даже и в мыслях не имеет превратить нашу жизнь в ад, принимая коммандо с трупом на плечах за повара с мешком картошки и тупо следуя по следам десятков погибших собратьев навстречу своей смерти. Даже Зомбик, который принципиально не оставляет после себя ничего живого (приди ему в голову мысль расправиться с пингвинами и моржами, он бы и от них избавился), признал, что бойня в Бирме, когда снайпер с одним карабином положил не меньше полусотни солдат не сходя с места - верх идиотизма. Остается надеяться, что сложности достанутся тем, кто дождется аддона.

Резюме

Тем не менее, несмотря на редкие, недостойные игры такого ранга вещи, Men of Courage - бесподобный тактический шедевр современности. Ему бы еще поменьше делать скидку на массового игрока…

P.S. Между прочим, одна из основных миссий именуется "Saving Private Smith" - представленная в ней карта в некоторой степени копирует местность из соответствующего фильма. Море адреналина.