Светлая тема

Рецензия на игру Cricket Player Manager 4

К сожалению, так сложилось, что Интернет в нашей необъятной стране развит очень плохо. Количество частных пользователей, имеющих подключение к выделенке, стремится к абсолютному, вечно холодному нулю, а большинство посетителей всемирной Сети пользуется стандартным модемным входом. И я почти уверен, что каждый, пользующийся таким методом подключения, знает, что такое «убогий дозвон». Бороться с ним (дозвоном) бесполезно (гневные письма на почтовый ящик провайдера никакого результата, как правило, не дают), остается лишь убивать время тем или иным способом, ожидая долгожданного подключения. Лично я захожу в старый добрый Dos Navigator, загружаю Pentix и кручу фигуры до тех пор, пока лампочки на моем Courier не сообщат радостную новость. Другие, по достоверной информации, раскладывают пасьянсы, ищут мины, читают книги, наконец. Но до сих пор на моей памяти не было «маленькой игры», которая предназначалась бы поклонникам определенного вида спорта.

Любителям крикета с плохим дозвоном посвящается

Откровенно говоря, я не уверен, что очередная (четвертая) версия Cricket Player Manager позиционируется на рынке именно как игра «для любителей крикета, которым нужно убить время в ожидании захода в Интернет». Я вообще не знаю, как проводится рекламная компания этого «откровения» компании CPM. Просто хочется перед самим собой оправдать появление Cricket Player Manager 4 на свет...

Подписывая на игру, коллега Redguard, сурово глядя мне в глаза (настолько сурово, насколько это можно сделать сквозь каналы ICQ), спросил - такой ли я дока в крикете, чтобы браться за менеджер этого вида спорта? Мне ничего не оставалось, кроме как клятвенно пообещать разобраться во всех тонкостях крикета и только потом садиться за игру. Надо сказать, я честно потратил несколько часов, вбивая в поисковых серверах фразы типа «крикет - правила» и «cricket - rules», разобрался, кто по каким местам бьет, чтобы победить, кто куда должен бежать, чтобы не остаться в дураках, и кто кого кидает, чтобы стать самым крутым (более-менее правила королевской игры вы можете найти в статье моего коллеги Веселова, посвященной Cricket 2000 от EA Sports). Как оказалось, занимался всем этим я for nothing. То есть зря...

На самом деле за красивым, громким названием скрывался никакой не менеджер крикета, в котором надо покупать/продавать игроков, формировать команду, разрабатывать стратегию на предстоящие матчи, в общем, заниматься всем тем, что вкладывают в понятие компьютерной игры-менеджера. Нет, в мои очумелые ручки попала некая разновидность игрового автомата, маскирующего свою сущность под маской сами понимаете чего.

Менеджер или игровой автомат?

Первые пять минут CPM4 действительно производит впечатление менеджера. Сначала выбираем страну, в которой собираемся реализовать свой тренерский талант, затем определяемся с самооценкой (три уровня сложности), и, наконец, попадаем в меню игры (желтого цвета с фото какого-то спортсмена справа - это все, что можно сказать в данном случае о графике)... Прежде всего, выясняется, что руководить нам предстоит не командой, а отдельным игроком. Мы оказываемся в роли личного тренера, которому принадлежат все права на игрока, который отвечает за его уровень подготовки и оплачивает переезды с матча на матч. Причем в любой момент мы можем продать своего игрока (с каждой хорошей игрой его цена растет) и купить нового. Признаюсь честно, я не знаю, как действительно происходят трансферные сделки и какова вообще организация крикетных команд. Раз уж и так контрактная система футбольных клубов Европы немного похожа на кабальную, тут вообще рабство получается...

Почти вся игра заключена в табличку, где содержатся краткие характеристики игрока (имя/фамилия, возраст, статистические данные достижений, цена, здоровье, популярность, настроение), количество денег на нашем счету, зарплата игрока, состояние биты игрока, а также четыре большие клавиши: «Match», «Training», «Physio» и «Buy Bat». Кроме них - три кнопки поменьше: «buy», «loan» и «save». Простите, что утомляю перечислением таких, казалось бы, малозначимых деталей. Дело в том, что в них (преимущественно в кнопке «Match») состоит весь смысл.

Потыкавшись, как слепой котенок, во все эти навороты, я выяснил, что основная наша задача - жать на кнопку «Match». После каждого такого нажатия на экран выводится информация двух типов. Во-первых, сколько очков набрал наш подопечный в игре, которая происходила, допустим, в Лидсе. Во-вторых, сколько денег прибыло/убыло. Очень напоминает какой-нибудь игровой автомат: повезло/не повезло, не так ли? Растет наша мошна от различных спонсорских подачек («фирма Reebok хочет, чтобы вы выступали в ее ботинках, за это вам Х долларов»), причем отказаться мы не имеем права, от предложений по творческому сотрудничеству («компьютерная компания хочет сделать симулятор крикета с вашей помощью»), а также от... предательства. Если игрок хорошо зарекомендовал себя в своей стране, его запросто могут переманить в какую-нибудь Южную Африку, чтобы он выступал там, да еще и защищал честь южноафриканской сборной. К счастью, от переезда отказаться можно.

Есть еще несколько вариантов попадания к нам денег, но перечислять их не имеет смысла. Что касается расходов… Прежде всего, каждые десять игр надо покупать биты (не забыли про клавишу «Buy Bates»?), имеющих привычку портиться за этот промежуток времени. Затем игроку иногда приходится идти к врачу («Physio»), ну и хоть немного тренироваться («Training»). Кстати, и в биты, и в тренировки можно вбухивать бесконечные деньги, так визуально и не обнаружив, чем отличается, скажем, бита за 500 у.е. от биты за 100 у.е. Остается только гадать и следить за количеством «scores», которые вышибает игрок в каждом матче. Расходы бывают еще и такие: «50 долларов штрафа за то, что ваш игрок травмировал игрока другой команды», «70 долларов налога», «90 долларов за морские переезды»…

Гамовер наступает в трех случаях. Первое - выполнение условий сценария (об этом ниже). Второе - банкротство (это когда наличные фонды зашкаливают за -100). Третье - если... нашего подопечного ловят с каким-то количеством наркотика при себе. Причем у меня третий вариант концовок возникал чуть ли не чаще, чем второй. Такое ощущение, что все игроки в крикет - сплошные наркоманы. Да, и еще один момент. Не забывайте, что спортсмены имеют неприятное свойство стареть, а потом и уходить из большого спорта. Так что держите 200 зеленых рублей на случай, если придется покупать нового игрока.

Стоит еще отметить, что к CPM4 прилагается редактор сценариев. В нем можно определить условия победы в игре (когда игрок победит в каком-то количестве матчей или будет заработана энная сумма денег), указать характеристики игрока, а также написать самому себе адресованные сообщения, которые появятся в случае победы/поражения. Короче, крайне полезная штука, этот редактор сценариев (и как еще громко назван, а!).

В заключение

А что тут скажешь? Если вы любитель крикета и у вас проблемы с дозвоном до Интернета - некоторое количество удовольствия от наблюдения, как подопечный игрок вышибает очки, вам гарантировано. Игра не отнимает много ресурсов, грузится в окне и ее всегда можно мгновенно закрыть. Если же вы крикет никогда в глаза не видели, то CPM4 все равно может пригодиться, ибо к самому виду спорта он имеет лишь косвенное отношение: изменили несколько слов - и вот уже перед нами симулятор менеджера футболиста, еще несколько слов - тренируем хоккеиста. На все случаи жизни.