Светлая тема

Рецензия на игру Cycling Manager

На самом деле, все не так уж и сложно. Собрать небольшую команду единомышленников из друзей-игроков (желательно соображающих в программировании и прочих областях разработки игр). Соорудить небольшой сайтик для немногочисленных поклонников и громогласно заявить на нем, что "мы сами заядлые геймеры и потому не собираемся делать очередной клон C&C или еще что похуже, а займемся тем, чего рынок еще никогда не видел". В дальнейшем плоды фантазии и оригинальность сделают свое дело, и по прошествии некоторого времени после выхода вашего первого проекта вас будут поминать, скорее всего, в положительных тонах. Приведенный рецепт списан прямиком с авторов Cycling Manager.

Велоспорт - в массы

Теоретически, ставка на не особо популярный в народе вид спорта - солидный риск. Велосипед нынче в почете все больше у экстремалов, тогда как шоссейным велогонкам уделяются скупые секунды сообщений в новостях спорта, и если имя Лорана Жалабера пока хоть иногда попадает на слух, то о знаменитом Мигеле Индурайне помнят разве что его большие поклонники.

Но это тоже плюс в копилку маленькой команды Cyanide. Следуя логической цепочке, велоспорт - ничуть не менее командный вид спорта, чем Ф-1 или футбол. А значит, игровой менеджер на эту тему имеет право на существование. Другой вопрос, чем именно руководить и в чем этот процесс должен выражаться. За ответом на первую часть далеко ходить не надо, - в базу данных Cycling Manager входят как реально существующие команды с не менее реальными гонщиками, так и придуманные самими авторами.

На первый взгляд, все доступно и особенных затруднений не вызывает. Выбрать из предлагаемого ассортимента девять (или меньше) самых достойных, выставить их на гонку (или отказаться от участия в ней), соорудить тактику и зорким оком следить за ее претворением в жизнь на протяжении всего соревнования. Финансовые проблемы не беспокоят по причине отсутствия самих финансов. Трансферная система и вовсе вызывает удивление - скучный обмен в зависимости от рейтинга, причем мы обычно оказываемся в проигрыше; возможно, здесь так принято (вообще внутренняя структура совсем не напоминает менеджер в принятом смысле этого слова, - к примеру, нет такого привычного для этого жанра раздела новостей; впрочем, условия диктует сам вид спорта). Есть прекрасная возможность не разбрасываться энергией по мелочам…

Цифры как люди

Управленческие заботы начинаются после уточнения параметров спортсменов. Помимо достаточно стандартных усталости и выносливости каждый из них обладает специальными вело-навыками - один, к примеру, отличный спринтер, обладающий прекрасным ускорением, а другой - знаток горных этапов. Отсюда вытекают многочисленные тактики на конкретные этапы. Сами гонки (среди них тоже есть выдуманные) могут представлять собой либо однодневки, либо многодневные соревнования, вроде знаменитых туров по Франции или Италии, состоящих из многочисленных отрезков. Одна гонка или один этап - это, чаще всего, расстояние между двумя городами, обычно с изменяющимся рельефом.

Ландшафтные особенности - едва ли не самое главное, на что необходимо обращать внимание. Ровные участки, скажем, являются неплохим плацдармом для атаки, тогда как на возвышенностях надо быть предельно осторожным и пристально следить за кондицией гонщиков. Ошибиться с указаниями здесь очень легко.

Персональная работа со спортсменом включает в себя массу особенностей. Это, во-первых, определение преследуемых целей. Тут может быть и победа в гонке, и борьба за подиум, и демонстрация потенциальных возможностей спонсорам (непонятно только, зачем), и многое другое. Во-вторых, в команде желательно иметь разделение ролей. Гонщик, который по своим характеристикам претендует на победу, может быть обозначен как "лидер", а в помощь ему не помешает дать специальную группу поддержки, - допустим, специалиста по горным этапам, который тянул бы лидера за собой, или схожего по параметрам спринтера, чтобы не отрываться от пелотона в одиночку (любители этого вида спорта наверняка знают, что индивидуальный отрыв сложен чисто психологически, тогда как вдвоем это сделать гораздо проще). Не относящиеся к указанным двум категориям гонщики именуются "свободными" и в некоторой степени вольны поступать так, как им заблагорассудится.

Непосредственно тактические изыски представлены двумя факторами: поведением на трассе и расстановкой атакующих приоритетов. С первым особых затруднений нет, - оно либо атакующее (характеризуется ускорением, наличием спуртов), либо сдерживающее (экономия энергии, сохранение отрыва). Фиксируется флажками прямо на схеме этапа. Что касается атакующих приоритетов, то под ними подразумеваются точки начала ускорения, проведения скоростной атаки. Если верить специалистам, это целая наука, и реализовать массу нюансов в игре - задача не из простых. Впрочем, сами авторы в своих советах на официальном сайте CM раскрывают массу деталей и секретов, как подготовить грамотную атаку, так что прежде чем выигрывать "Тур де Франс", рекомендуется почитать.

Процесс пошел

Подготовительный этап, нудный по своей сути, скоропостижно перетекает в саму гонку, для менеджера, кстати, представленную очень неплохо. Туда-сюда проносятся толпы чурбанообразных гонщиков, на фоне мелькают условные пейзажики, которые со временем начинают повторяться, а примитивных элементов окружения достаточно, чтобы разнообразить впечатления. Иными словами, никакой схематичности, но и без лишней роскоши.

По идее, можно обойтись одним лишь наблюдением - в авто-режиме гонщики сами выполняют все запланированные команды и нашего присутствия совсем не требуют. Для любителей же полного контроля предусмотрено "ручное" управление, требующее определенного ликбеза. На небольшую карточку каждого гонщика, компактно размещенную на экране, выведено немало информации: текущая скорость, пульс… разработчики даже не поленились углубиться в физиологические дебри. Дошло до того, что среди отображаемых параметров числится уровень энергии, которая расходуется постепенно и может быть восполнена путем употребления внутрь одной из трех, так сказать, упаковок НЗ, и уровень гликогена, одного из запасных углеводов человека. Его уменьшение, как правило, связано с большими физическими затратами при атаке, а пополнение - процесс длительный.

Однако следить за всем этим в девяти экземплярах довольно проблематично, даже если учесть, что обилие камер прекрасно информирует об обстановке на трассе, а интерфейс прост и удобен. В голове же постепенно рождается коварная мысль - временные затраты колоссальны, поскольку и при несоответствии реальному времени гонка длится слишком долго (в то время как при 8-кратном ускорении подобное времяпрепровождение теряет смысл), а отдача практически минимальна. Вы готовы посвятить свое свободное время чересчур однообразным действиям и не менее однообразному зрелищу (оно, правда, иногда расцветает завалами и падениями, но лично мне этого не перепало)?

Резюме

Для этого надо быть намертво влюбленным в велогонки. Возражения в том ключе, что все менеджеры в чем-то однообразны, не принимаются. Cycling Manager не хватает жизненных красок, чтобы хотя бы продлить существование на неопределенное время. Но среди собратьев он, безусловно, выделяется своей неординарностью. Не исключено, что кто-то в будущем сделает правильные выводы…