Светлая тема

Рецензия на игру Darkstar One

Некоторые граждане бездумно сталкивают лбами Darkstar One и X³: Reunion, не задумываясь над тем, сколь далеки друг от друга два этих немецких проекта. Вобла и клубника. Комета и звезда. Пустотелая аркада и массивный экономический симулятор. Почувствуйте разницу.

Free-«Free»

Ближайший сородич Darkstar One — многострадальный Freelancer. Удалите из него выбор корабля, смените сюжетную шлейку на шипастый ошейник, вырвите зубы и остроумие из диалогов. Добро пожаловать в будущее, где homo sapiens мирно сосуществует с другими расами, чьи традиции и имена похожи на земные, а главный персонаж, юноша бледный с взором потухшим, ищет убийц отца.

«Тачка» у парня — что надо. Перешедшая по наследству посудина «Darkstar One» не имеет аналогов. Созданная на базе древней технологии, она совместима с любыми приборами и попутно развивается, поглощая редкие артефакты, тысячи лет пролежавшие внутри астероидов.

Механизм «прокачки» отсылает к популярным action/RPG, правда, здесь горы дохлых врагов роли не играют. Достав N реликвий, необходимых для апгрейда, вы получаете право модернизировать одну из трех частей. Обшивка влияет на «здоровье» и количество турелей «Темной звезды-1». Крылья — на скорость разворота и число фронтальных орудий. Двигатель — на быстроту перезарядки, инертность при полете с грузовыми контейнерами и место под электронику. Тратиться на все компоненты по очереди никто не мешает, однако тем самым вы рискуете лишить себя полезных бонусов. Так, пилот, усовершенствовавший «пламенное сердце» до последнего, десятого уровня, удвоит длительность форсажа. При этом ресурс конечен — на вселенную выделено сто артефактов.

Вместе с кораблем «взрослеет» и его основной калибр — плазменная пушка с, ни дать ни взять, «древом умений». Вкладывая в него по баллу за раз, мы переходим от простого усиления щитов к электромагнитным импульсам, искажению пространства-времени и полной неуязвимости. В бою чудо-оружие работает в каком-то одном режиме. Пожелали променять суперзалп на повышенную емкость рядовых лазеров и рейлганов — извольте щелкнуть мышью на кнопке в «подвале» экрана. В общем, да здравствует специализация.

Попытка улететь

Стандартная начинка — ключевые узлы вроде генераторов, вспомогательное оборудование (ремонтные боты, модуль автоматической посадки и т. п.), ракеты, турели и разноцветные «пукалки» — продается на торговых станциях. Пугающее разнообразие товаров — иллюзия: ваши покупки ограничены доступным в данный момент классом. Ассортимент растет медленно; обычно перемены заканчиваются на увеличении цифр в названии. Landing Computer X-5 проводит автостыковку с расстояния пяти километров, X-4 — с четырех. Field Drive Y-6 позволяет путешествовать в радиусе 6 световых лет, что на 2 года выше, чем у модели Y-4.

Зачем такие препоны? Да чтобы игрок не плюнул на сторилайн. DSO, несмотря на обилие планет и звездных систем, задания в терминалах и потуги сымитировать живой мир, ничуть не свободнее любого «коридорного» шутера. Нить расследования ведет нас по кластерам: из людских владений — к мортокам, оттуда — к рапторам, и хотя нам разрешают оглядываться назад, смысла посещать пройденные районы нет, разве что прихватить ненароком упущенную драгоценность.

Да, баланс авторы стерегут строго. Новый ускоритель, способный покрыть дистанцию до следующей зоны, появляется в лавке не раньше, чем вы решите свежую порцию сюжетных проблем. Реликвии аккуратно разбросаны — нельзя за час дотянуться до пятого уровня. Свирепость противников, размер выплат за убийство пиратов и наград за выполнение квестов плавно растут после «левел-апов». И не пытайтесь увильнуть от сценария — в отдельных случаях гиперпрыжок приравнивается к провалу. Кстати, то же самое касается и побочных миссий — тяните, коли взялись за гуж. Кассир отказы не принимает.

На копейку

Благо, дизайнеров не упрекнуть в монотонности. Охота за головами, сопровождение конвоев и VIP-персон, поиск и доставка грузов (порой нелегальных), крупномасштабные стычки «стенка на стенку»… В одном эпизоде мы попадаем на поверхность планеты, где нас потчуют аркадной «стрелялкой» в нашпигованном ловушками каньоне.

Вообще, эпитет «аркадный» относится к DSO в целом. Джойстики и геймпады советую отложить — гораздо проще давить негодяев, лениво терзая мышь. Физика весело агукает и требует соску. Две полоски — «щиты» и «лайфбар» — станут культурным шоком для тех, кто в эпоху X-Wing уничтожал врагов хирургическими ударами по важным системам. «Пиу, пиу! Блам, блам!» — нарочито резкие звуковые эффекты подсказывают невнимательным пользователям, что они, без дураков, отняли у вон того гада четверть «жизни». Финальные штрихи к портрету — глупый AI, охотно клюющий на одну и ту же приманку, и всякое отсутствие запретов на «сейвы».

Здорово облегчает задачу надраенный до блеска интерфейс; испепеляющий взгляд заслужила едва заметная кнопка «просканировать цель». Остальное — как в лучших домах: функция «match target speed», наглядный список объектов в округе, перераспределение энергии между носовым и кормовым защитными полями (при наличии «гаджета»)…

Разочарование от вялых сражений наступает не сразу, и виной тому — симпатичная обертка Darkstar One. Трудно остаться равнодушным, глядя на сочные взрывы, красивые, четкие текстуры и сотни булыжников, художественно засоряющих космос на многие мили вперед. Сжатие времени «смазывает» картинку, форсаж нещадно трясет кабину, а огромные флагманы гибнут в ослепительных вспышках. Кажется, еще чуть-чуть, и кислота водопадом хлынет из монитора, превращая стол, клавиатуру и любимую чашку для кофе в бурлящий калейдоскоп красок.

Позже глаз привыкает к бомбардировке цветами и начинает цепляться за раздражающие изъяны. «Настоящий» мир разваливается на куски, обнажая дно неглубокой песочницы, где вечно шныряют полтора купца, три-четыре полисмена, горсть наемников да возникающие из пустоты флибустьеры — идеальные мальчики для битья. Впервые услышав истеричные вопли о помощи незнакомого летчика или вежливую просьбу изучить «хакнутый» спутник, вы воспрянете духом. Но когда та же самая сценка повторится в сто тридцать второй раз с точностью до буквы, ответом будет усталое «Плавали, знаем».

How can I keep from falling asleep?

Тут-то и подкрадывается рутина. Осмотрев карту, отчаянный пионер с ужасом понимает: его судьба подчинена жесткому алгоритму. Прибыть в кластер. Посетить все места, отмеченные зеленым значком, и собрать артефакты. Отыскать убежища пиратов, сидящих прямо под носом у блюстителей порядка, и выбить из тамошних «боссов» мощные военные пушки. По возможности освободить захваченную бандитами систему (верх наивности: псих-одиночка вкалывает за дюжину копов, раздавая щедрые тумаки кучке оборванцев). Модернизировать судно.

Если в кармане мало денег, значит, пора браться за случайные миссии — убить, сломать, уберечь… даже перехватить чужой разговор. «Роза ветров», притаившаяся в окнах статистики, дарит идею: найти занятие по ту сторону закона. Не верьте. Нас интересует лишь правый нижний угол — «Mercenary» и «Bounty Hunter»; прочее ни к черту не годится. Профессия дальнобойщика — дело долгое и скучное. Грабеж караванов — сущая ерунда, но нужны ли вам «звездочки», выдаваемые за нечаянный чих огнем в направлении полицейского истребителя?

Пополнив копилку и слегка заматерев, мы толкаем сценарный локомотив, не переставая зевать на топорные CG-ролики и беседы, достойные детсадовского утренника. Писательница Клаудиа Катц (Claudia Katz) вывела классических героев, самоуверенного молодого человека и независимую наемницу (ну и пусть, что с лицом породистого першерона), однако споткнулась на первой же попытке раскрыть типажи. «Быть конфликту!» — шепчут корифеи жанра (Freelancer, Aquanox 2, Tachyon): с колкими шутками, язвительными ремарками и плохо скрываемым сарказмом в эфире. От Кайрона и Эоны вы их не дождетесь. Кто-то кивает на сложности перевода, хотя так угробить тексты не сумел бы и студент-первокурсник.

Удивляют и инопланетяне. Не мудрствуя лукаво, Ascaron спроецировала на далекую галактику земные стереотипы. Скажем, рапторы явно срисованы с дорогих россиян, иначе с чего бы ящерам откликаться на клички вроде Shurik, хлестать в два горла крепкие спиртные напитки и стращать неприятелей крейсером «Maximuschka»?

Вакуум

Поезд вновь замирает, знаки вопроса над закрытыми областями мутируют в гостеприимные звезды, и «зачистка» территории продолжается. Расправившись с делами, вы ныряете в червоточину, чтобы повторить процедуру сначала. Только желания нет. Ибо декорации яркие, а игра серая. Потрясающий феномен.