Светлая тема

Рецензия на игру Deadly Dozen

Более полувека прошло со времен Второй Мировой, но до сих пор не раскрыты все тайны, не забыты легенды и не найдены ответы на огромное количество вопросов. Где находится Янтарная комната, что скрывают в себе подземелья под Кенигсбергом, что за коварный пупс был этот Гитлер и только ли личная харизматичность и кучка сподвижников помогали ему управлять целой нацией - вот лишь несколько примеров, которые приходят в голову первыми.

ОМОН по-американски

Каждому из них посвящено не одно произведение и научно-популярного, и художественного характера. Но, скажем, о местоположении комнаты из чистого янтаря, когда-то красовавшейся среди залов Екатерининского дворца в Царском Селе, известно крайне мало. Больше слухов, чем фактов. К подобным окололегендарным вещам можно отнести и историю о так называемой Смертельной Дюжине.

Шел злопамятный сорок первый год. Немецкая армия, запасшись тушенкой на ближайшие пять лет, с улыбкой на молодом лице Hitlerjugend топает по Европе. Генерал Эйзенхауэр, видя все это безобразие и сильно огорчаясь, издает приказ о создании спецотряда, способного отгрызть голову слону, год питаться термитами и [censored] поднимать пудовые гири. Из различных частей армии набирается дюжина отморозков, с трудом вписывающихся в стандартные рамки US Army, но прекрасно подходящих для поставленной цели. После года их обучения главнокомандующий назвал кучку головорезов самой смертельной дюжиной, которую ему доводилось видеть. Неужто были и другие?

В общем, вот такая сказочка про крутых парней с большими… размерами ботинок. Настолько большими, что им (парням, не ботинкам) благодаря этому посвятили цельную игру. Собственно, с таким же успехом можно было сделать из нее симулятор спасения рядового Райана или взятия Берлина организованными толпами японских самураев из Throne of Darkness. По крайней мере, было бы весело.

Рожденный ходить на корточках ползать не может

Впрочем, поводов посмеяться и без того предостаточно. К примеру, как вам спецотряд, совершенно не обученный ползать по-пластунски и способный передвигаться, лишь то и дело приседая на корточки? А что, если при этом они еще и прыгать не умеют? Да, бесталанные ребята, эти смертельные дюжинцы. Зато танки подбивают так, что те роняют (видимо, от смеха, глядя на таких калек) собственные пушки себе же под гусеницы. Внешне сей процесс смотрится чрезвычайно увлекательно, по-научному зовется мгновенным переходом из одного состояния в другое и встречается еще как минимум у гансов.

Вот уж кто, по всей видимости, был специально обучен. Почти идентичные фрицы, отходя в мир иной, тупо пропадают в определенный момент, причем не так, как мы привыкли это лицезреть на консолях - плавно растворяясь в воздухе, а моментально - переходя из мира материального в призрачный астрал.

Постоянное наличие тумана, позорно скрывающее недостатки насквозь сырого движка, вовсе не говорит о климате, образовавшемся во время войны. Нормальное отображение открытых пространств уже давно вошло в моду, особенно если деревья по-прежнему состоят из двух картонок, а детальность прорисовки окружающей среды и ее интерактивность не выходят за рамки монолитных железных инсталляций на выставках авангардной архитектуры.

В ночное же время вы можете просто делать hande hoch и немедленный zьruck в свою землянку. Разглядеть что-то в темноте при полном отсутствии фонаря и сумасшедшем тумане не представляется возможным. Хотя немцы каким-то образом умудряются прекрасно видеть в любое время года, с удовольствием отстреливая нерадивых пехотинцев Дюжины-Которая-Не-Умеет-Ползать. Через некоторое время такое неравноправие начинает слегка попахивать аркадностью и необходимостью срочной обязательной электрификации беспомощного отряда. Все-таки лампочка Ильича к тому времени давно вошла в моду.

4 = 12

К сожалению, сюрпризы не ограничиваются перечисленными вещами. Откровенное недоумение появляется буквально через пару миссий, упорно отказываясь пропадать в течение оставшихся восьми. Спрашивается, зачем нужны 12 человек, практически ничем не отличающихся друг от друга? Ведь брать с собой на задание позволяется лишь четверых, и выбор могучей кучки даже с перепугу не назовешь сложным.

Каждый солдат имеет набор характеристик, описывающих его умение пользоваться легким или тяжелым оружием, профессиональное косоглазие, навыки медбрата да общую непереносимость плохих погодных условий. При этом любой из них способен взять в руки как снайперскую винтовку, так и шприц, более-менее одинаково владея ими, чуть чаще специалистов промахиваясь по репам беспечных немцев или всаживая иглу не в ту ягодицу.

Выбрав, наконец, великолепную четверку, пытаемся вооружить каждого до зубов и напихать в карманы побольше шмотья. Но скромный арсенал, состоящий из дохлого пистолетика, карабина, снайперки, непременного Томпсона и базуки опять не оставляет шансов на раздумья. А уж наличие гранат, противопехотных мин, отвратительного бинокля и четвертака "на счастье" и вовсе вызывает легкий ступор. Непременные ампулы с морфином - вот средство на все случаи жизни. Все остальное - детские игрушки для Карлсона.

В миг покончив с одеванием подопечных, как минимум на половину времени погружаемся в узкое окошко оптического прицела, навевающего воспоминания о забавном в своем роде Silent Scope. За конечность боеприпасов можно не беспокоиться, поскольку подбирать за жмуриками оставленные обоймы никто не запрещал. По крайней мере, всегда можно переключиться на другого подчиненного.

Кошмарное однообразие местных разборок угнетает - сил нет. Стоящие за квадратными ограждениями квадратные нацисты ждут, пока квадратный пехотинец не всадит им пулю в их квадратную луковицу с гитлеровскими усиками. При этом в лучшем случае стоящий рядом напарник начнет палить без разбору в сторону, откуда был произведен выстрел, в худшем - побежит отплясывать "Яблочко", приседая каждые два шага, а то и вовсе проигнорирует.

Можно, конечно, плюнуть на все и с шашкой наперевес ломануться в сторону укрепления, но тут "лучшие" друзья иудеев с удовольствием покажут вам чудеса меткости, и посредством "Quick Load" все равно придется вернуться к привычному подглядыванию через окуляр. Во избежание возможных неприятностей в следующий раз будешь метить уже четко в голову, иначе рискуешь обстрелять живучего как таракан нациста со всех сторон, так и не добившись результата по причине собственной кончины.

Ко всему прочему ненавистная красная пелена на экране, появляющаяся при попадании и раздражавшая еще в Doom, была вновь взята на вооружение, похоже, только что проснувшимися умельцами из nFusion. Помутнение сознания, потеря ориентации - сколько угодно. Но кто сказал, что при ранении руки вся кровища приливает к глазам? Причем полное нарушение работоспособности покалеченного янки на некоторое время все же имеет место быть, и это, безусловно, порадует любителей реализьма.

Worser than it seems

Вы только не подумайте, ради Бога, что у меня сегодня критические дни (от слова "критика"). В свое оправдание скажу, что врожденное уродство моделей вполне способны скомпенсировать приличные движения людей, а отвратительный акцент немцев некоторым образом скрадывается очень приятной звуковой атмосферой, весьма грамотно передающей выстрелы и населяющей окружающий декаданс невидимыми птичками.

Процесс отстрела одиноких патрулей и их дом. животных временами сменяется скоротечной встречей с редкой бронетехникой и возможностью покататься на Kьbel Wagen, радостно давя неприлично тупую немчину, даже не пытающуюся сойти с пути движущегося автомобиля. Ассортимент же оружия нет-нет, да пополнится шмайсером или вальтером, привнося хоть какое-то разнообразие в виде коллекционирования трофеев. Даже наличие большого количества довольно знойных багов уже отслежено разработчиками и беспощадно уничтожено только что вышедшим громадным патчем.

Вот только беспробудную скуку, навеваемую с самого начала, по всей видимости, не удастся скомпенсировать никакими "заплатками". Практически полное отсутствие необходимости планировать свои действия, непревзойденная тупость электронных немецких мозгов, бросающихся иногда голой ж. на амбразуру, и стопроцентная линейность прохождения окончательно убивают остатки желания.

Средства передвижения можно найти только там, где требуется далеко топать пешком, двери в домах не открываются вообще, просто отсутствуя в тех зданиях, куда снисходительным сюжетом все же позволено проникнуть, а задания, несмотря на разнообразие, абсолютно все сводятся к одному и тому же: туда-то попасть, того-то убить, попутно очистить окрестности от представителей бундестага. Все.

Смерть жанра?

Как ни крути, но весьма популярный жанр тактических шутеров своими последними "шедеврами" наводит на мысли о постепенном отмирании. Так удачно стартовавший Rainbow Six превратился в объект эксплуатации раскрученного имени, - последние аналоги получают, мягко говоря, средние отзывы критиков, но нас продолжают кормить уродливыми поделками дизайнеров-троечников, чья бездарность даже не прячется за играбельностью. Можно, конечно, возразить, что внешний вид - здесь далеко не главное, однако подавляющее большинство людей предпочтет очередному куцему аналогу Deadly Dozen грядущий Medal of Honor. И пусть тактики там будет не так много, зато про войну и чертовски красиво. Ведь даже в военное время окружающий мир сохраняет свои прелести и свой колорит. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться…