Светлая тема

Рецензия на игру Desperados: Взять живым или мертвым

Desperados вторичны. С самого момента своего рождения они не ослепляли неземной красотой, не заставляли читать нараспев сухие строчки пресс-релиза, не понуждали к томительному ожиданию. В них не было королевской спеси, этого непременного атрибута поплевывающих с вершин чартов хитов, и наглого гонора претендента на награды. Они скромно стояли в стороне, либо пинаемые за нахальное копирование испанских симпатяг, либо осыпаемые вежливыми сомнениями в успехе предприятия. Для большинства это название влетит в одно ухо и вылетит в другое, отложившись в памяти лишь скупым «Commandos на Диком Западе». Но, черт возьми, почему же от них так сложно оторваться???

For a few dollars more

Профессионалам в голову наверняка сразу же придет развлечение под названием «Найди 10 отличий». Любители, скорее всего, не заметят хорошо знакомые зеленые зоны, не обратят внимания на чуть видоизмененный интерфейс, не станут сравнивать предметы из инвентаря. Влияние, дух, карма, если хотите, антифашистской шестерки чувствуется повсюду. Удивительно, но местами откровенное заимствование совсем не портит впечатления, хотя огромная махина любимого всеми идола, по идее, должна была намертво придавить всякий интерес.

Сильнее всего стойкое дежа-вю проявляется при знакомстве с подопечной командой. Как положено, мы не получаем сразу всех в личное распоряжение, постепенно вытаскивая напарников из всевозможных ситуаций, даже из петли на виселице. Очередная спасательная операция венчается небольшой обучающей миссией, знакомящей с возможностями новобранца. Даже собрав только четверку, провести параллели не составляет труда. Вот Купер, мозг маленького коллектива: умеет таскать пьяных, связанных и, чаще всего, трупы, счастливый обладатель отвлекающих музыкальных часиков, непревзойденный мастер в метании ножа (и, добавлю, главный источник пиксель-хантинга: разыскивать брошенный нож среди трупов - занятие не из приятных). Вот невозмутимый Док, лекарь, шарлатан, как сказано на официальном сайте, любитель газа, основная жизненная ценность - шерифский кольт “Buntline” 45-го калибра с оптическим прицелом. Сэм, вечный оппонент Дока в их глубокомысленных спорах, подрывник и просто незаменимая личность. Кейт со своими женскими хитростями и колодой игральных карт (фактически, те же сигареты из Beyond the Call of Duty). Настоящие предки героев Второй Мировой. Разумеется, досье неполные, да и не на всех.

Есть, конечно, в этом царстве меткости и железных нервов совершенно бредовые идеи, возникшие, судя по всему, из желания как-нибудь выделиться. К примеру, змея, которую Сэм, по идее, должен подкладывать часовым, или склянки с газом у Дока, запускаемые на более дальнее расстояние с помощью воздушных шариков. Найти достойное применение этим фокусам так и не удалось. Реализм, кстати, иногда вступает в противоречие сам с собой. Скажем, револьверы и ружья постоянно приходится перезаряжать, и это замечательно. Но, в то же время, совершенно непонятно, куда Сэм прячет бочонок с порохом и как он умудряется носиться с ним по всей карте на протяжении часа.

Впрочем, гораздо интереснее здесь другое - в Spellbound немало сотрудников, умеющих не просто думать, но и реализовывать свои соображения на практике. Так появилось поле обзора у противника, которое из зеленого постепенно превращается в красное, по мере того как охраннику надоедает засекать несанкционированное перемещение по запретной территории странного предмета в широкополой шляпе. Так враг обзавелся ушами, а в череде бесподобных миссий нашлось место незабываемым приключениям под покровом ночи, и нам пришлось переучиваться и привыкать чаще ползать, никогда не подбегать к жертве, уважая ее еще более обостренный в поздние часы слух, и по максимуму использовать темные уголки, будь то навес сарая или густая крона деревьев. Так родился масштабный AI, который обращает внимание на поведение перепуганных животных и иногда не идет тупо на любой шум, а зовет подмогу; который умеет не только прятаться от динамитных шашек, но и, при некоторой сообразительности, отбрасывать их в сторону. Жаль, проклятая политкорректность вносит свою лепту: мирных жителей ни в коем случае нельзя отправлять к праотцам (только бить морду и связывать… это на Диком-то Западе!), хотя сами они не прочь при случае доложить кому надо, что за негодяй пару минут назад увел лошадь прямо из-под носа кутящих завсегдатаев бара.

Once upon a time in the West

Индивидуальность главных действующих лиц подчеркивает отнюдь не специализация, хотя и без нее никуда. У каждого из них есть имя, маленькая предыстория, обрисовывающая натуру, и… харизматичность. Своеобразная аура, манера разговора, которая довершает создание определенного образа. Диалогов здесь не так уж много, и поначалу вообще несколько раздражает периодическое отбирание управления и прослушивание необходимых «брифинговых» речей. Лишь потом начинаешь смеяться над веселыми перепалками Дока и Сэма и заслуженно хвалить работу актеров озвучивания: мексиканские бандиты, ужасно коверкающие английский своим раскатистым «р» и перемежающие речь испанскими ругательствами - пять с плюсом!

Сюжет скармливается весьма скромными порциями - коротенький ролик между миссиями (очень приличный по качеству, надо заметить), а дальше только фантазия. Сценаристы даже потрудились сотворить некое подобие сюжетных поворотов, и начинающая казаться прямой, как мобильная связь, история внезапно обретает легкие признаки настоящего приключенческого романа, причем на изучение каждой его главы частенько уходит никак не меньше часа. Ранчо, кишащее охраной, которую непременно надо оставить в живых; логово Санчеса; неожиданная засада в ущелье; ловушка в Эль Пасо - не надо быть гением, чтобы по достоинству оценить этих тактических мастодонтов, переполненных классическими жанровыми головоломками.

Если говорить о сходстве, то в Commandos было чуть больше тактики и планирования. Хлопоты о каждом трупе, боязнь случайного выстрела и до колик надоевшей тревоги - знакомые симптомы? «Червонная дама» Desperados - определенная доля бесшабашности и храброго безрассудства. В конце концов, шесть маленьких смертей в барабане для того и нужны, чтобы кто-то, кому стало тесно на этом свете, громко заорал и обильно оросил землю своей кровушкой (которой, кстати, здесь и нет). Шум? Пустяки, ведь в офисе шерифа, салуне или гостинице не сидит рота головорезов, готовых сию минуту сплоченным строем выйти на нарушителя спокойствия послеобеденной сиесты… хотя приходится иметь дело и с регулярной армией.

Поддержанию остроты ощущений в немалой степени способствует одна из самых свежих идей - функция quick action, позволяющая запрограммировать выполнение нескольких действий в один момент времени. Нередко на ней завязаны определенные стратегические задачки, хотя можно попытаться и дедовским способом, с выбиванием «Марша Черномора» на клавиатуре и жестоким истязанием мыши. Вообще же, игра предлагает в личное пользование целый вагон тактических мелочей и хитростей, начиная с возможности бродить по домам и прятать там тела убиенных (конечно, это еще не Commandos 2, в предвкушении осмотра интерьеров которых мы заранее тренируем соответствующую челюстную мышцу) и заканчивая прыжками со второго этажа в седло и поджогом фитиля на расстоянии с помощью зеркальца. Редко-редко процесс сбивается на экшен-геноцид, позволяя чуть-чуть расслабиться, но в общей массе колорит истинного вестерна выдержан прекрасно.

The man with the harmonica

Этот мир не просто четко, без сучка и задоринки спланирован. Он жив атмосферой своего времени, бурной и насыщенной элементами. Перед глазами - всамделишная дикозападная провинция. Унылые поселения, где жители коротают время за выпивкой и драками. Пустынные улицы, по которым лишь изредка проезжает дилижанс да пробегает бездомная собака. В ставших стандартом мелодиях с усиленной партией губной гармошки будто слышится заунывное пение ветра, разносящего дорожную пыль по открытым террасам. Приграничный городок с гарнизоном, превышающим численность мирного населения, и местной достопримечательностью - новенькой железнодорожной станцией, куда регулярно, пыхтя и грохоча, приползает диковинный состав. Асьенда с внутренним двориком и вечно разваленной западной стеной, чуть-чуть похожая на готовую к нападению крепость. Бандитский форт, скрытый в отрогах скал, неприступный и зияющий дырами в обороне одновременно.

И везде детали, детали, детали… Лесенка с чуть перекошенной четвертой ступенькой - такую вы больше нигде не встретите. Аккуратные домики, никогда не повторяющиеся ни формой ставен, ни расположением окон и дверей, ни архитектурными изысками. Ночь, хранящая самые страшные тайны, лишь изредка отзывающаяся леденящим душу таинственным воем, тусклый свет от костра на разбойничьем привале и луна, неровно отражающаяся в легких волнах тихой гавани. День, наполненный десятками звуков, слепящий пестротой мелькающих сомбреро и ковбойских головных уборов, военной формы и подчеркнуто строгого черного сюртука шерифа, лохмотьев бедняков и пышных нарядов дам из высшего мексиканского общества. Люди. Не роботы с заданным заранее маршрутом перемещения, а люди, по-разному ведущие себя, со своей походкой и занятием, которые совсем не прочь иногда покурить, посидеть в теньке, выпить чего-нибудь горячительного или даже прикорнуть в уголке.

Идиллия. Гармония. Симметрия. Компромисс разума и сердца. Стихийное спокойствие эмоций и блаженная ясность мыслей. Результат, пока именуемый лишь одним словом - совершенство. Дальше - за гранью человеческого представления.

El Dorado

Продуманный и уверенный шаг. Лето и Commandos 2 грядут не через неделю и даже не через месяц. До их выхода (а может, и после, - двоевластие в таких делах не редкость) Desperados будут пребывать на вершине. Да, клон. Но отшлифованный настолько, принесший с собой такую массу новинок, что место наравне с прообразом им честно завоевано.

Рецензии пользователей
на Desperados: Взять живым или мертвым1

666 - это намек олдфагам )