Светлая тема

Рецензия на игру Дипломатия

Давным-давно, когда компьютеры едва умещались в просторных холлах университетов, люди уже вовсю увлекались стратегиями. Экран монитора им заменяла картонная карта, «юниты» изображались пластиковыми фишками. Прогресс не стоит на месте, и нынче походовые стратегии в сознании масс — серия Sid Meier's Civilization или «линейка» от Paradox. А о том, что их родословная уходит корнями к «тем самым» архаичным «настолкам», частенько никто и не вспоминает. С Diplomacy все наоборот — именитые шведские разработчики сделали упор на поддержании духа и буквы игры с полувековой историей, а не на ее «творческом переосмыслении».

Почему же настольная версия Diplomacy столь популярна за рубежом (а ее сравнивают с Risk и Axis & Allies)? Во-первых, очень интересен исторический период. Нам предлагают поруководить одной из семи великих держав, вступивших в борьбу за власть над Европой начала ХХ века. В свое время игра служила разрядкой для тех, кто старался забыть Вторую мировую, а сегодня она разбавляет толпу виртуальных высадок в Нормандии, операций «Огород» и т. д. Во-вторых, тут полностью исключено влияние случайных факторов (ближайший аналог — скажем, шахматы). Наконец, оригинальная концепция наглядно демонстрирует: взять верх одними пушками невозможно. Дипломатия является насущной необходимостью, ведь один в поле не воин — если вы стянете на фронт мощный «кулак», это грозит оголением границ. Угрозы, предательства, сепаратные перемирия и надежные альянсы — сыграв несколько ходов, поневоле набираешь фактический материал для шпионского романа.

Easy to learn, hard to master

Новичкам, незнакомым с Diplomacy, настоятельно рекомендуется пройти подробный «учебник». Вообще-то правила элементарны, надо просто серьезно их проштудировать.

Карта Старого Света разбита на 76 регионов: «пустышки» (плацдарм для будущих завоеваний) и «центры снабжения», владение «контрольным пакетом» которых — ключ к победе. Всего таких баз 34 штуки, по три на каждую страну, кроме России — дабы отразить ее особенности, ей отведено целых четыре «склада». Ресурсы «малых наций» изначально нейтральны и покорно ожидают своей участи. Игровой процесс поделен на полугодия — решения принимаются весной и осенью, а набор рекрутов проводится раз в два хода — в преддверии зимы.

Обладание «центрами» позволяет содержать равное им число «юнитов». Потеря «склада» приводит к роспуску части нашей Grand Armee, а захват помогает нанять в одной из «домашних» провинций новый отряд. С точки зрения военной мощи армии и флоты государств совершенно идентичны. Виктория достигается за счет привычной для поклонников Paradox «поддержки», причем можно прийти на выручку не только собственным войскам. Если «сумма сил» сошедшихся армий совпадет, штурм заглохнет, и никто не сдвинется с места. В противном случае одна из сторон будет вынуждена распустить разбитую группировку или отступить — в пределах провинции двум формированиям тесно.

Постичь «drag & drop»-управление по плечу даже ребенку. Diplomacy очень дружественна к пользователю: обзор доски под любым углом, «приятные на ощупь» трехмерные фигурки — почти что настольное развлечение. Лаконичный интерфейс выше всяких похвал — все под рукой, нет ничего лишнего. А вот звуковое сопровождение оказалось неровным: ужасные эмоциональные реакции AI-игроков обрамлены милыми инструментальными мелодиями. Впрочем, услада органов чувств — не первостепенная задача TBS.

Дипломатия, разумеется, бесподобна. В большинстве стратегий мы довольствуемся готовыми типами соглашений, и здесь без них тоже никуда: оборонительные и наступательные союзы, пакты о ненападении, демилитаризация конкретных областей… Есть возможность заключать многосторонние договора и предъявлять ультиматумы. Но главный козырь Paradox — «графический язык переговоров». Войдя в специальный режим и передвинув фишки нужным образом, мы составляем послание кому-нибудь из оппонентов, например, с такой смысловой нагрузкой — «Ты атакуешь турецкий гарнизон в Румынии, тогда я выступлю из Севастополя». Остается нажать кнопку «Отправить» и ждать ответа — быть может, он сразу одобрит вашу идею, или же выдвинет контрпредложение. Количество тактических вариантов огромно. Нравится строить непробиваемую оборону? Медленно «набирайте очки», не ввязываясь в крупные конфликты, и потихоньку отбирайте территории у соседей. Или попробуйте втереться в доверие, изобразить преданность — и нанести смертельный удар рассеявшему внимание «союзнику». Как и в шахматах, для победы недостаточно выучить «стандартные положения» или уметь импровизировать. Основа успеха — точный, выверенный расчет минимум на пару ходов вперед.

The Game of International Intrigue

Конечно, на AI можно лишь отработать базовые приемы. Хотя по меркам TBS у Paradox получились солидные соперники — они пользуются «графическим языком» и не прощают глупых ошибок. Сошлюсь на свою переписку с лучшим игроком планеты — Эди Эрсалези Бирсаном (Edi Ersalesi Birsan). Он считает, что «AI в версии 1.2 адекватно оценивает ситуацию и принимает в целом верные решения, что ставит его на ступеньку выше предыдущих воплощений Dippy». Но, по его словам, «главная задача искусственного интеллекта — заменять выбывших участников». Г-н Бирсан уверен, что «компьютер способен играть еще лучше; пока он настроен преимущественно на нападение, как и многие новички».

Мультиплеер представлен двумя режимами — через LAN и на официальном онлайновом сервере Metaserver. К сожалению, опасаясь пиратов, шведы излишне усложнили процедуру регистрации — прежде чем ввести серийный номер, придется создать учетную запись на форуме компании. Когда без почетного статуса «Already registered» нельзя померяться силами в Сети — это нормально, но запрещать «гостям» скачивать патчи в течение нескольких недель после релиза… Несолидно. А без них Diplomacy — совсем иная игра.

Предположим, вам удалось побороть скандинавскую онлайн-бюрократию. Теперь надо найти 5-7 человек для комфортной игры. Одолевшие последний заслон впадают в нирвану — патч 1.3 добавил приватный чат, приближающий «застольную» обстановку к действительности настолько, насколько вообще возможно для разделенных границами и океанами людей. Правда, обычно в партиях на Metaserver длина хода составляет 5 минут, и на полноценную интригу не хватает времени. Тогда в дело идет «графический язык», позволяющий быстро изложить идеи собеседнику. Другой его плюс — устранение любых языковых барьеров, стоящих на пути «дипломатов» всего мира. Чтобы двигать «солдатиков», знание английского не нужно. И все же, если вы хотите испытать максимум азарта — закажите «классический» вариант Diplomacy и соберитесь в выходные с друзьями. Ведь, несмотря на щедрые обещания, разгадать замысел противника по выражению «лица» его аватара нереально.

* * *

Новое творение Paradox — удачнейшая интерпретация настольной игры, развлечение для истинных стратегов, которое наверняка не понравится большинству, растленному традиционным скудоумием AI. Взглянув на Diplomacy одним глазком, они вернутся в Hearts of Iron 2, где так легко окружать и громить по частям. Однако те одиночки, которые потратят несколько часов на въедливое ознакомление с обучающими миссиями и мастер-классами, доступными на официальном сайте, будут по-настоящему вознаграждены.