Светлая тема

Рецензия на игру Dogs of War

Хищная птица семейства ястребиных, наблюдаемая на боксе со стратегическим проектом Dogs of War, не предвещала ничего хорошего. Дело в том, что это символ суровой компании Talonsoft, до недавней поры занимавшейся лишь воргеймами из категории "не для всех". Я сразу вспомнил, как в свое время пытался одолеть какую-то часть Battleground'а. Получалось так себе. Процесс отягощался неравной борьбой с запутанным интерфейсом, отвращением от схематичной графики и зверским желанием заснуть лицом на клавиатуре во время затянувшегося вражеского хода. В этот раз я осторожно перевернул коробочку и, приготовившись к худшему, взглянул на скриншоты. На них, однако, было запечатлено что-то яркое, заметны следы динамического освещения, а донельзя трехмерный ландшафт даже не был поделен на аккуратные шестиугольники! Оказывается, никакой это не воргейм, а трехмерная экшен/стратегия. Кто бы мог подумать?

Вышивание по шаблону

Полезный хинт: интро предваряется несколькими выдержками из местного словаря, которые дают исчерпывающее представление о сюжетной линии игры. Изречения выстраиваются в несложный ассоциативный ряд: Imperial Order (одна раса), Warmonkeys (другая раса), SL18 (ценное и жутко дефицитное вещество), War (без комментариев). Как видите, разработчики справедливо отметили для себя, что все предыдущие попытки прикрутить к трехмерным RTS более-менее серьезный и навороченный сюжет оканчивались полным крахом, и решили просто перечислить наименования воюющих сторон и лакомой субстанции, из-за которой все и началось. Наверное, обязательным атрибутом всех RTS XXI века будут прокручиваемые в начале игры титры вроде "x в роли GDI, y в роли NOD, z в роли тибериума", а красота звучания этих переменных будет являться единственным мерилом интересности сюжета.

Давайте, впрочем, более внимательно взглянем на скупые строчки местной БСЭ. Кровопролитие разворачивается на планете под названием Primus IV. Можно предположить, что таким именем могли "наградить" самую никудышную каменюку, уныло дрейфующую по своей орбите, однако на самом деле все обстоит несколько иначе. Залежи драгоценного SL18 располагаются только на ней. Инициатором всей заварушки выступила Imperial Order - мегакорпорация с монструозным государственным аппаратом, железной рукой управляющая населением девяти сотен планет. Разумеется, ее войска оснащены самым передовым военным оборудованием. Эта черта выгодно отличает IO от противоборствующего клана, Warmonkeys, который имеет перманентные проблемы с поставками сколько-нибудь приличной военной техники. Кроме того, его члены являются сущими анархистами, не терпящими каких-либо форм централизованного управления. Правда, последнее утверждение несколько не вяжется с символом, наблюдаемом на гербе воинствующих обезьян, - размашистой пятиконечной звездой. Ну да не будем придираться по мелочам. Вот не мелочь - это коренная народность планеты, Mantai, за которую нельзя играть, но которая пакостит и "мартышкам", и империи на всем протяжении игры. Она многочисленна и представляет собой некую уродливую биомассу с размерами и очертаниями динозавров. Бррр.

Займемся делом

Как ни странно, здесь нельзя ничего строить и собирать, даже этот загадочный (ую? ое?) SL18. Все, чем игроку предстоит заниматься на протяжении пары десятков миссий - выносить супостата, имея в распоряжении лишь строго дозированный дизайнерами контингент бронетехники и пехоты. Причем техника, в отличие от абсолютного большинства подобных игр, выдается без намертво приклеенного к сиденьям экипажа. Дело в том, что с самого начала мы имеем под своим началом некоторое количество солдат, которые набираются ума и переходят из миссии в миссию. Прежде чем начать выполнять задание, нам предлагается рассадить их в пустующую технику. Да, и не забудьте сохранить игру, так как непосредственно во время миссии такой возможности уже не будет.

Вражеский AI по колено погряз в обычных для подобных игр "триггерах" и вообще предпочитает брать не умением, но числом. Ситуации, когда нужно перебить взвод вражеской пехоты и остановить конвой из трех танков, имея в распоряжении всего трех жалких солдафонов, встречаются сплошь и рядом. Да еще противник предпочитает тусоваться на горках и прочих выгодных местах. Впрочем, заботливые дизайнеры всегда оставляют нам малоприметную и единственно верную "лазейку", которую так приятно нащупывать истосковавшемуся по хорошим тактическим играм человеку, а также бонусы в виде дружественной бронетехники, находящейся под присмотром у отрядов вражины и ждущей своего воина-освободителя. Нашим подопечным можно организовать два вида жизнедеятельности: Stand By и Active. Войска, пребывающие в первом режиме, ведут себя скромно, не сдвигаются с места и не открывают огонь без особого распоряжения командующего. Активные товарищи, наоборот, всячески отбиваются от неприятеля, имевшего неосторожность подойти к ним на достаточное для перестрелки расстояние. Правда, с точными попаданиями у них туговато. Игроку остается лишь грязно ругаться… и брать контроль над особо тунеядствующим юнитом в свои руки. Да, такая возможность здесь предусмотрена, причем из этого режима можно даже отдавать приказы остальным войскам, заскучавшим без меткого командирского словца.

Только вот реализовано это не очень толково: надо зажимать "пробел", да еще и возвращать камеру в нормальное положение (до этого она болталась за спиной у выбранного юнита)… Вообще, интерфейс DoW довольно неудобен и относится к потенциалу мыши с некоторым пренебрежением. Все манипуляции с камерой осуществляются исключительно с клавиатуры, причем для этих целей задействовано чересчур много клавиш. Основную панель в нижней части экрана и мини-карту можно убрать, не особо ущемляя себя в управленческих функциях, так как все действия, вынесенные на нее, дублируются на пресловутой доске с кнопочками. Впрочем, нет: с нее нельзя образовывать и вызывать группы, что не есть хорошо. Интерфейс запросто мог бы заработать свой "неуд" из-за общей "перегруженности" и вытекающего отсюда несоответствия высокой динамике игры, если бы не одна деталь - действо можно приостановить в любой момент, к чертям послав всю динамику. В режиме паузы дозволяется крутить камеру и отдавать приказы войскам, так что имеет смысл почаще этим делом пользоваться, особенно ради сохранения здоровья своих драгоценных вояк.

Talonsoft просекла фишку

Признаться, я очень сомневался в успехе игры до того момента, когда впервые увидел пресловутые скриншоты. Ежу понятно, что времена, когда стратегические игры могли позволить себе дурную графику, безвозвратно ушли. Отныне жизнь некрасивых представителей RTS-жанра будет до безобразия короткой. Образно говоря, бедняг раздавят высокодетализированные танки из какого-нибудь Ground Control, а прах неудачников будет похоронен под слоем чрезвычайно красивого снега из Earth 2150. К счастью, подобная участь вряд ли ожидает DoW. Придраться можно лишь к весьма простеньким моделям техники, в то время как все остальное находится на вполне приличном уровне. Хорошо выполнены ландшафты, изобилующие холмами и оврагами. Сражения, хочу заметить, проходят не только в естественных природных окружениях, но и в городской черте. Правда, играть в такой обстановке можно лишь при максимальном удалении камеры от бренной землицы (в противном случае вид непременно будет загораживать стена какого-нибудь дома). В похвальный лист следует занести и красивые спецэффекты: взрывы с разлетающимися во все стороны осколками, инверсионные следы за снарядами, цветное динамическое освещение… Словом, смотрите скриншоты - у меня заканчиваются чернила для табельного гусиного пера, а сказал я еще не все.

Например, о том, что в игре присутствует знакомая по Dark Omen "фича": девелоперы безжалостно отрезали сподручным тесаком все находящееся за пределами отдельно взятой карты. Причем если создатели DO еще могли объяснить подобное безобразие тем, что Warhammer - игра, в первую очередь, настольная, то здесь мы можем услышать только банальное лепетание о повышении производительности. Ну и ничего хорошего. Создается впечатление, что танчики елозят по макетам, смастеренным умельцами из Дворца пионЭров и школьников, а конфигурация наблюдаемых по краям срезов очень напоминает слоеный пирог.

"Ахноледжменты" юнитов весьма забавны и даже содержат некоторые элементы ненормативной лексики (интересно, как поступят господа русефекаторы). Также порадовала контекстно-зависимая музыка: очень качественная электроника, которую хочется слушать отдельно от игры. Однако формат файлов, в которых она содержится, не опознается обычными проигрывателями…

Словом

Все двойственно в этом лучшем из миров. Обладая характерным для 3D RTS графическим ядром с яркими взрывами и красивыми спецэффектами, игра начинена довольно-таки хардкорным тактическим содержимым. DoW начисто лишена некоей субстанции, называемой "сюжетом", но в то же время может похвастаться техникой с приличным перечнем тактико-технических характеристик. Иначе и быть не могло: бескомпромиссные воргеймофилы из Talonsoft скорее совершат коллективную сепукку, нежели позволят налепить свое лого на коробки с каким-нибудь безыдейным C&C-клоном.