Светлая тема

Рецензия на игру Dominions 2: The Ascension Wars

Недавно я, к своему удивлению, обнаружил, что компьютерные игры, помимо разделения на общеизвестные жанры, также можно классифицировать как опасные и безопасные. Разумеется, речь идет вовсе не о вреде, который якобы может быть причинен взрослому здоровому человеку; имеется в виду ценность продукта, выпускаемого той или иной командой. Если о качестве геймплея одних проектов многое можно сказать после нескольких часов общения, то к другим иной раз и подходить не хочется. Но такие уродцы иногда оказываются вполне привлекательными, надо только к ним присмотреться.

Тяжело в освоении, легко в бою

В Dominions 2 очень много непонятного, пугающего и недружелюбного, и к этому следует быть готовым заранее. Если честно, вас здесь вообще не ждут. Разумеется, после такого «теплого» приема возникает желание сослать игру в самые удаленные места жесткого диска. И все-таки лучше запастись терпением и посвятить себя изучению местных правил, — благо, сайт игры предоставляет множество соответствующих материалов. Чтиво, прямо скажем, неинтересное, но без предварительных знаний тут действительно делать нечего.

Конечно, тем, кто уже знаком с Dominions: Priests, Prophets and Pretenders, новинка от Illwinter Games не покажется ужасной. По сути, разработчики провели незначительную корректировку (перекрасили и в некоторых местах перекроили) интерфейса и слегка изменили правила. К сожалению, от этого Dominions 2 не стала более приветливой к новичкам. Возможно, так авторы хотели сохранить определенный круг истинных поклонников серии… хотя, скорее всего, они просто не позаботились о том, чтобы неофиты чувствовали себя уютно среди всех возможностей и особенностей геймплея.

Земли — богам

Прежде чем отправиться в военные походы, необходимо, как и раньше, создать персонажа и установить основные характеристики расы. Помимо возведенной в столице фортификации, которая определяет количество ресурсов, степень защищенности и административное влияние (отражается на количестве собираемых налогов), нам предстоит задать экономические приоритеты нации, а также степень влияния доминиона. На все операции (в том числе и генерацию божества) дается ограниченное количество очков.

Внешний вид покровителя нации играет не декоративную, но функциональную роль. Например, синий дракон обладает сопротивляемостью к холоду, может летать и менять форму; остальные божества наделены способностью к регенерации или другими специфическими качествами (чистые маги имеют бонусы в освоении своего ремесла). Кроме того, изначально можно поднять уровень магического мастерства в каждом из восьми направлений, что, несомненно, потребует затрат ценных очков развития. Кстати, в зависимости от выбранной расы открывается доступ к различным божествам, обладающим индивидуальными характеристиками. Ассортимент впечатляет.

Но все тяжести бытия обрушиваются на игрока, как только он попадает на игровую карту. Количество кампаний по сравнению с первой частью увеличилось, теперь здесь действительно есть из чего выбрать (как вам понравится, к примеру, карта Соединенного Королевства, разбитая на провинции?). Чем больше жителей, тем больше денег мы получаем в качестве налогов, которые можно регулировать, одновременно влияя на воспроизводство и уровень смуты. Провинции (графства, фиорды etc.) также являются источником производственных ресурсов, необходимых для создания юнитов.

Территории графств используются для возведения сооружений, без которых нормальное функционирование в Dominions 2 попросту невозможно. Так, наличие храма позволяет распространять влияние доминиона далеко за пределы наших владений и дает возможность нанимать священнослужителей, молитвами укрепляющих веру слуг. Построив фортификацию, можно приостановить натиск врага. Немаловажную роль играет и магическая лаборатория — один из китов игрового процесса.

«Накастили», понимаешь!

Магия по-прежнему правит бал. Семь направлений и девять уровней мастерства в каждом — количество возможных заклинаний превосходит все мыслимые пределы. Правда, для того, чтобы воспользоваться колдовством, его необходимо изучить, чем герои и занимаются в лаборатории. Кроме того, только маг соответствующего уровня может творить известные заклинания.

Некоторые спеллы носят перманентный характер и «живут» до тех пор, пока их не разрушит сам создатель или более сильный маг; для реализации других необходимы магические ингредиенты (кристаллы, жемчужины, человеческие жертвы). В обмен на горстку соответствующих волшебных ресурсов маг повышает свое умение в той или иной школе. Просто, незатейливо и весьма функционально.

Остается только наладить добычу ценных ингредиентов. Но шахт по производству кристаллов попросту не существует, иначе все было бы очень легко. Вместо этого приходится искать так называемые магические места, которым, кстати, присвоены категории. Если уровень героя низок, он не сможет обнаружить их (не исключено, что в провинции они вообще не встречаются). Кроме источников кристаллов, есть и другие сооружения, приносящие дополнительный доход или служащие местом обитания редких юнитов.

Посохи наголо

Герои (или командующие юниты) собирают под своим началом всех остальных вояк; без предводителя они превращаются в беспомощную толпу, спасающуюся с поля боя бегством. Предварительно можно задать до пяти соединений войск, определить их первоначальное положение и отдать приказы (то же самое касается и командующего). Подобная организация создает почву для стратегического планирования и добавляет баллы в копилку Dominions 2.

Обычно после вооруженного столкновения с неприятелем нас оповещают о потерях, которые понесли обе стороны. Но для самых отчаянных полководцев существует режим воспроизведения битвы. Впрочем, лучше бы его не было. Со времен первой части данный режим эволюционировал до трехмерного состояния, однако юниты по-прежнему представляют собой отвратные, дергающиеся, зачастую полупрозрачные спрайты. Жуткое зрелище. Да, здесь видно, какими заклинаниями пользуются маги, какую тактику ведения боя предпочитает враг и кто кого убивает, но смотреть на это нет никаких сил.

И только знания помогают нам восстановить картину происходящего безумства. Оказывается, каждый юнит обладает рядом характеристик и специальных возможностей, иногда предпочитает надевать доспехи, пользуется определенным видом оружия (тоже со своими параметрами; наравне с различными предметами его можно производить в лаборатории), устает в процессе битвы, набирает опыт, получает ранения и на каждом ходу подвергается проверке на моральную устойчивость. За кулисами сражения данные подсчитываются, складываются и сравниваются, образуя итоговую выкладку (надеюсь, абсолютно честную).

Как правило, герой со своей армией валяет дурака, защищая ту или иную провинцию. Конечно, если ожидается нападение врага, это немаловажно, но зачастую выбрасывать деньги налогоплательщиков на такое мероприятие нерационально. Лучше нанять дополнительные гарнизоны для обороны, а героя направить на патрулирование, поиск ресурсов или еще куда-нибудь. В любом случае застой может очень быстро обернуться поражением, поскольку неприятель не дает расслабиться даже при установке нормального уровня интеллекта.

Резюме

Dominions 2 обладает одним очень важным преимуществом перед другими стратегическими проектами: разноплановый интересный геймплей, позволяющий получить удовольствие от процесса планирования и организации предоставленных возможностей, — не лживая строчка из пресс-релиза, а объективная реальность. Увы, его надежно прячут от наших глаз неудобный интерфейс, невзрачное графическое оформление и отчужденность игры. Добрая внутри, она оказалась ужасной снаружи и практически непригодной для полноценного общения.