Светлая тема

Рецензия на игру Дорога смерти

Как объясняли после выхода Doom сенаторам, рейтинговым комиссиям и прочим ненавистникам горячего кофе, компьютерные игры — это не только забава. Они позволяют «среднестатистическим Джо», пришедшим домой с работы, снять стресс, разорвав в клочья десяток монстров, похожих на их начальников. И потом, конечно, уже не делать этого в реальной жизни.

У «Дороги смерти» совсем другое предназначение. Проведя в ее виртуальной пустыне хотя бы полчаса, человек испытывает непреодолимое желание разбить чью-нибудь вполне осязаемую физиономию. Еще через пару миссий в ход идут монтировки и бейсбольные биты. А что случится, если тому, кто пройдет игру, попадется один из разработчиков — страшно вообразить.

Fiction & Truth

На скриншотах агрессивное поведение подопытных незаметно. Предательские картинки выглядят симпатично и стараются понравиться зрителю. Все как обещано — Crimsonland на колесах. Даже лучше и красивее. Тени, сочные и яркие взрывы, догорающая в местах боевой славы листва, голодные орды, наводняющие экран, и, разумеется, никаких спрайтов — самый последний зомби гниет в честном 3D. Более того, в отличие от недавних претендентов на титул, лицо здешней фотомодели не портит криво наложенная косметика — стильный интерфейс, что в жаркой битве, что в магазине, радует глаз приятным минимализмом и исправно снабжает необходимой информацией. Заключительный штрих — прицелы, рядом с которыми и Crimsonland удавился бы от зависти: цветные, анимированные, нарисованные для каждого вида оружия…

…Злобный оскал искажает белозубую улыбку, когда здоровый игрок, одолев заслоны StarForce и пропустив полстраницы «сюжета», наконец добирается до первого задания. Именно тогда становится ясно, что все заманчивые мелочи в действительности нужны только для одного: бить по рукам наивных граждан, собравшихся просто поиграть.

Не игрушка

Хотите пострелять в монстров? «Дорога смерти» отвечает хуком слева, и те самые прицелы оборачиваются раздражителем похуже занозы в пятой точке. Они нисколько не теряют своей красоты, но показывают, что у плоской аркады есть еще и третье измерение. Чтобы попасть в любого противника (если он не стоит на пути в полный рост), надо указать мышкой в его направлении, навести курсор, а уж потом произвести контрольный клик. И так — постоянно. Тут выручает лишь дробовик, отсыпающий свинца всем оказавшимся поблизости.

3D? Ценителей графики сбивают с ног ловкой подсечкой. Обратившись в веру Божественного Полигона, игровая модель «top-down»-шутера зачем-то получила в нагрузку камеру, намертво прибитую к автомобилю и дико вращающуюся на поворотах. Быть центром мироздания, конечно, лестно, но к третьему-четвертому виражу от болтанки начинает кружиться голова. Да и непонятные тормоза, порой превращающие действо в слайд-шоу, а затем столь же бесследно исчезающие, восторга не добавляют.

Заявленные на официальном сайте «сногсшибательные комментарии бортового компьютера» — удар ниже пояса. Реплики в духе «А ты правильный боец, водитель-чувак» или «Война — это, знаете ли, война», произносимые жутким похмельным голосом, — так низко российское представление о юморе не падало даже в передаче «Аншлаг».

Впрочем, сильнее всего бьет сама разрекламированная машина, с хрустом прокатываясь по логике и здравому смыслу. Джип, который должен был бы давать водителю преимущество в скорости и надежно защищать его от зубов, когтей и пуль, — натуральный гроб на колесах. Физика и дизайнеры постарались.

Неповоротливое авто, снабженное двигателем от газонокосилки, еле-еле маневрирует и успешно застревает в столбах (хорошо еще, что деревья в лесах — не помеха езде). Дохлый мотор ревет, пыхтит, однако уже на второй минуте перегревается и сбрасывает темп до уровня обычного пешехода. Зато монстры торопятся изо всех сил. Подобравшись к хромированному борту поближе, любой из них, благодаря физическому движку Tokamak, переворачивает машину и… не дает ей двинуться с места. А тех мелких особей, что норовят забраться под днище, кое-кто будет вспоминать в ночных кошмарах — вытащить их оттуда нельзя, равно как и поехать в это время дальше. Чем грозит остановка в толпе чудовищ, по-моему, объяснять не надо.

Таким образом, к шестому этапу, когда ряды врагов уплотняются, а от размахивания кулаками публика переходит к огнестрельному и прочему оружию, сложность с отметки «мозоли на пальцах» плавно устремляется к «безумию», отправляя в утиль жалкие остатки интереса к игре. Пули летают слишком быстро, а «ворошиловских стрелков» вокруг слишком много, чтобы от огня можно было увернуться. Нормально же обороняться мешает невзрачный арсенал: шотган слаб, его автоматический аналог перезаряжается целую вечность, из ракетницы очень тяжело попасть в цель, огнемет вообще выкинут из рейтингов по причине полной несостоятельности. Да и остальной ассортимент непонятно откуда взявшегося в параллельном мире магазина не сильно помогает — со своей работой справляется лишь бампер с шипами.

* * *

В «Дорогу смерти» невозможно играть. Что полтора десятка заданий «Охоты», что открывающееся после них «Выживание», где к посетителям относятся совсем неприветливо, — не развлечение, а тягостный труд, за который приходится еще и платить. Несправедливо.