Светлая тема

Рецензия на игру Dungeonland

Поразительно, насколько портфолио Paradox Interactive соответствует названию издательства. Их лучшие игры принадлежат к совершенно различным и по механике, и по настроению жанрам: с одной стороны, это серьезные хардкорные варгеймы и стратегии из серий Hearts of Iron, Crusader Kings и King Arthur, с другой — откровенно скоморошные экшен-RPG Magicka и теперь вот Dungeonland.

Игра бразильской Critical Studio делает примерно то же самое, что и Magicka — превращает типичный Diablo в балаган. Только бразильцы добавили еще сюда легкий привкус Dungeon Keeper. По легенде, местный повелитель подземелий по кличке Маэстро так заскучал от однообразных сражений с Добром, регулярно отправляющим смельчаков в его чертоги, что решил изменить правила. На вверенной ему территории он отгрохал тематический парк развлечений и обратился к добрым героям с призывом: «Приходите, попробуйте выжить, и тогда получите много, ну очень много золота!».

Трое в цирке

От желающих отбоя, естественно, нет, но едва ли кто-то предполагал, насколько было скучно Темному Лорду. Пришедшие сюда вынуждены сражаться с какими-то розовыми дракончиками, наездниками на динозаврах, гигантскими зайцами, карликами, агрессивными клонами Дональда Дака и психоделическими грифонами, которые летают и, простите, какают на героев. В ответ можно метнуть в противников хоть бочку, хоть почтовый ящик, хоть одну из многочисленных овец, разгуливающих по уровням. Некоторые парнокопытные при этом взрываются. А вокруг — какие-то фонарные столбы с ручками, индейские тотемы, смешные огромные статуи, уличные кафешки и гигантские кровати. И никаких мрачных катакомб.

В таких веселых декорациях разворачивается одновременно типичная и ни на что не похожая кооперативная экшен-RPG. Сюжета как такового нет. Нам предлагают выбрать любую тематическую зону, победить всех, включая финального босса, и получить по итогам кучу злата. Смешной толстый маг, брутальный темнокожий воин и долговязый разбойник — независимо от того, за кого играете вы, а за кого — другие игроки или боты, все должны действовать максимально слаженно и держаться поближе друг к другу. В первую очередь для того, чтобы как можно скорее оживить павшего в бою товарища: на всю группу дается фиксированное число жизней, которые тратятся в том случае, если один из героев так и не дождался помощи и воскрес сам через 10 секунд. Кончились жизни — game over, начинайте уровень сначала!

Естественно, каждому из троицы доступны свои виды оружия и уникальные способности. Маг запускает посохом стену огня или льда, воин бьет по земле молотом и отбрасывает окруживших его врагов, а разбойник может выпустить целый рой кинжалов, поражающих сразу несколько целей. Кроме того, каждый из них может выпить в бою особое зелье, дающее уникальную способность: разбойник сможет кинуть во врагов большую бомбу, маг исцелит всю команду, а воин получит ауру временной неуязвимости. С собой каждый берет максимум три таких склянки, но во время драки из поверженных врагов или из разбитых вдребезги декораций может выпасть и новая.

Все это мы, вопреки ожиданиям, не прокачиваем во время сражений. Более того, опыта в Dungeonland вообще нет — все завязано на золоте, добываемом в сражениях. В перерыве между схватками можно зайти в магазин и купить массу полезных вещей: новые виды оружия, брони, зелий и пассивных умений. Последние крайне полезны. Некоторые увеличивают наносимые повреждения, другие дают дополнительное зелье или шанс телепортироваться за спину неприятелю при удачной атаке, третьи воруют здоровье врага с каждым ударом. А четвертые (и это, пожалуй, самое главное) открывают бонусы всей команде: позволяют быстрее возрождать напарников, лечат партию с каждым критическим ударом и т. д.

Развлечения до омертвения

Каждый герой может взять в бой лишь два пассивных навыка, и это заставляет вдумчиво подбирать экипировку и умения, иначе команда долго не протянет. Игра постоянно бросает вызов и издевается голосом Маэстро, дескать, ну что, кишка тонка? Минимальный уровень сложности на каждом уровне — hard, при этом можно усложнить задачу, заказав разные испытания. Локальные боссы встречаются через каждые пять минут, и каждый из них окружен какой-то аурой: замедляющей, лечащей союзников и т. п. А в финале уровня вас могут заставить отбиваться от волнами атакующих врагов и одновременно уворачиваться от сжирающей все на своем пути гигантской «змейки» (такая вот аллюзия на известное офисное развлечение). Поэтому умирают тут много и часто, а выживают только те, кто действует слаженно, грамотно подбирает классы, перки и зелья. И вовремя уничтожает розовых червей, которые постоянно призывают новые толпы врагов.

Несмотря на отсутствие сюжета и наличие лишь нескольких тематических зон, происходящее совершенно не наскучивает. Тут не знаешь, чего ждать при каждом новом прохождении уровня: игра случайным образом выбрасывает на вас врагов, и в следующий раз уже в самом начале может устроить рандеву с каким-нибудь жирным боссом.

Но, пожалуй, главное, за что можно полюбить Dungeonland — это превосходный режим Dungeon Maestro Mode, в котором заметны отсылки к классическому Dungeon Keeper от Bullfrog. Здесь один игрок берет на себя роль Темного Лорда и закупает карты с различными гадостями, монстрами, ловушками и охранными башнями. Потом он запускает на уровень трех других игроков, играющих роли воина, мага и разбойника, и использует все это против них, вытаскивая карты хорошо знакомой костлявой рукой. Проигрывает Маэстро чаще, чем кажется: карты расходуют медленно регенерирующую ману, а пополняется колода тоже не быстро. Зато победив и получив заслуженную награду, можно прикупить для следующего рандеву более мощные карты с новыми ловушками и боссами.
* * *

Бразильцы и в играх верны национальному менталитету: ролевой экшен про подземелья они превратили в яркий и веселый карнавал, в котором нет мрака и катакомб, зато полно юмора, ярких красок, безумия и задорной музыки. Заодно они пополнили копилку Paradox Interactive еще одной «парадоксальной» игрой: предельно несерьезная атмосфера в Dungeonland сочетается с хардкорной сложностью. И еще один парадокс на закуску: вся товарно-денежная система игры, казалось бы, идеально заточена под условно-бесплатную модель, позволяющую облегчить жизнь за реальные деньги. Но нет: и здесь, и в большинстве других своих игр шведы принципиально не используют free-to-play. Будем надеяться, продажи Dungeonland не заставят их пойти на попятную.