Светлая тема

Рецензия на игру Виртуальная железная дорога 3

Упорство — ценное качество. Оно особенно полезно, когда надо исправлять промахи и доводить до ума благие начинания. Предыдущая часть «Виртуальной железной дороги» (в оригинале — Eisenbahn.exe), которая в России вышла под звучным именем «Восточный экспресс», нуждалась в серьезной доработке. Игра не отличалась ни привлекательной наружностью, ни покладистостью, однако сама идея — изготовление железнодорожных моделей — была интересна. Если бы сменить чудовищный интерфейс и добавить происходящему немного смысла… Но в Software Untergrund вместо упорства проявили упрямство и повторили прошлые ошибки. Решили, что фанаты проглотят любую ерунду «про поезда»? Напрасно.

Паровозоимитатор

Вновь в нашем распоряжении безграничная «песочница», где предстоит собирать макет своей мечты. Вроде бы все как положено: насыпаем горы, прокладываем пути, расставляем вагончики и локомотивы, а затем до бесконечности украшаем пейзаж зданиями, деревцами и транспортом. К несчастью, спокойного созидательного развлечения для всех возрастов не получилось. Дело в том, что от предшественницы игра унаследовала совершенно неудобоваримый редактор карт. Именно карт, ибо сценариев с заданиями для «Виртуальной железной дороги» не запланировали.

Поскольку радикального перехода в три измерения не произошло, новшества носят сугубо косметический характер. Любоваться на объемный макет, как и раньше, дают только в специальном режиме, а размещать одинаковые квадратики-объекты — лишь на плоском зеленом листе. Интерфейс в версии 3.0 выглядит чуть приветливее: к примеру, при наведении мышки высвечиваются функции кнопок, и не нужно каждый раз лезть в мануал. К сожалению, никуда не делись груды меню и малопонятных опции. Вдобавок инструментарий фактически распался на группу изолированных редакторов: холмы, элементы ландшафта, дороги и т. д. Между собой категории не пересекаются, так что для создания карты придется наложить пачку независимых слоев. Занятие это небыстрое и муторное.

Один из главных плюсов третьей части — новые готовые уровни. Теперь их уже шесть. Половина — крохотные и бездарные, но есть и пара достойных образцов. Смотреть на них и на собственные маленькие наработки приятнее благодаря сочным цветам и более детальным моделям. Кнопочное обрамление в 3D-режиме наконец-то можно урезать или вообще убрать. Да и ориентироваться в пространстве проще: отдельная клавиша тащит мини-карту вслед за камерой. Почему нельзя сдвигать план автоматически? Спросите польских программистов.

В отсутствие качественных изменений «Виртуальная железная дорога 3.0» завлекает покупателя одиноким козырем — количеством моделей. Десятки строений, столбов и семафоров, россыпи растений, разномастное зверье… Появились даже люди: единственный страшноватый человечек в нескольких нарядах олицетворяет и проводников, и машинистов, и прочих обитателей железнодорожного царства. Может, кого-то из коллекционеров эти подачки и привлекут, но рядового игрока — едва ли.

Сел в отцепленный вагон

Сценариев, как уже говорилось, нет. В описании дороги порой звучат робкие попытки поставить цель: «перегоните цистерну из депо в одном углу карты на станцию в другом». При этом какие-либо ограничения не предусмотрены, учет достижений — тоже. Управлять транспортом в свое удовольствие не выйдет, т.к. средства передвижения (поезда, грузовики, дирижабли) меланхолично ползают по рельсам, настоящим или невидимым, а мы просто регулируем скорость. В случае с локомотивом еще можно щелкать стрелками и переключать семафоры, соединять и расцеплять составы. Вот и развлекайтесь. Спустя три с половиной года после Microsoft Train Simulator подобный примитивизм вызывает недоумение. Ясно, что «Виртуальная железная дорога» не имеет отношения к истинным симуляторам, но хотелось бы напомнить авторам: хороши все жанры, кроме скучного. Здесь же скука бьет любые рекорды.

Окружение нарисовано мило и старательно. Правда, однотонное небо, некрасивый свет, дерганая анимация и общая «игрушечность» в конечном счете убивают эстетику. Пейзаж вдали по-прежнему теряется в кисельном «тумане войны», камера постоянно въезжает в объекты и предлагает на выбор десяток бесполезных ракурсов. Вряд ли вы захотите часами рассматривать макет, а уж тем более — записывать видеоролики из жизни поездов, как советуют разработчики.

Опять от меня сбежала…

Серия Eisenbahn.exe так и не нашла места на рынке. Для взрослых она чересчур тосклива, для детей — чересчур запутанна. В программу вложено много сил, но воспользоваться арсеналом моделиста сумеют лишь непробиваемые зануды. Будем честны: кое-где прогресс заметен, да только все улучшения — капля в море однообразия.