Светлая тема

Рецензия на игру Empire: Total War

Голубой кит — самое крупное животное из когда-либо существовавших на Земле. И одно из самых редких. Empire: Total War — последний голубой кит в океане, где плещутся бестолковые мультиплатформенные клоны, никому не нужные посредственности и «местечковые» RTS. Любой знаток подтвердит, что делать дорогой и качественный PC-эксклюзив в эпоху консолей — безумие. Впрочем, гениев всегда считали немного сумасшедшими.

Новый мир

Несколько тренировочных битв и скучная четырехсерийная сага о становлении США — разминка перед начинающейся в 1700 году «Grand Campaign». От масштаба захватывает дух. В Rome и Medieval 2 глобальная карта была немаленькой, но нас касались лишь события внутри страны или на ее рубежах. Теперь политические интересы сталкиваются далеко от дома. Настоящая империя подобна гигантскому спруту, опутавшему щупальцами планету: у нее колонии в Америке и Индии, ее флот охраняет купцов из Бразилии и экваториальной Африки и бьет карибских корсаров. Разгорающиеся в Новом Свете конфликты мгновенно переносятся в Европу. Там припоминают старые обиды и территориальные претензии, в ссору влезают османы — и вот уже весь мир затянут пеленой порохового дыма.

Дабы не перегружать мозг лишней информацией, разработчики пошли на тщательно обдуманные упрощения. Нетрудно разбить глобус на сотни или тысячи «автономных областей», только кто станет ими руководить? Количество провинций приблизительно такое же, как в Medieval 2, зато хитрых геополитических головоломок — гораздо больше. Помимо классического треугольника «Европа — Ближний Восток — Северная Африка», в Empire есть Индия и изрядный кусок Центральной Америки (переход между регионами осуществляется по морю, хотя Индии при желании можно достичь и пешком). Прибавьте четыре специальные зоны с экзотическими товарами, и вы поймете, что занятий более чем достаточно.

По сравнению с предыдущими частями значение международной торговли многократно возросло. Золотой век пиратства давно закончился, однако огромные расстояния все равно подразумевают серьезный риск. Государство, способное обеспечить безопасность морских путей, будет купаться в деньгах, даже если само ничего не производит на экспорт. И наоборот — можно засевать гектары плодородной земли чаем, хлопком и специями и жить беднее церковной мыши, ведь заказчики оплачивают полученный (не отправленный!) товар. Играя за конфедерацию Маратхов, я в полной мере это прочувствовал. Талантливый правитель подчинит своей воле половину Индии, модернизирует сельское хозяйство, проложит дороги и построит порты, но пока он не организует каналы сбыта, не видать ему покоя.

Подружиться с нужными людьми поможет дипломатическое меню. Дюжина основных «фракций» и почти три десятка «малых народностей» создают ощущение живого мира, в котором постоянно что-то происходит. На максимальной сложности короли и президенты на редкость капризны: подписание соглашения подчас превращается в нетривиальную задачу. В целом, компьютер действует логично, прогибаясь перед сильными и травя слабых. Дипломаты идут на принцип исключительно в отношении научного обмена, отказываясь от заведомо выгодных сделок. Оно и понятно — умелый интеллектуальный бартер позволил бы открыть технологическое древо за 15-20 лет вместо положенных 50-60. При налаживании отношений помните об исторических реалиях. Новоиспеченные «американцы» могут долго-долго задаривать индейцев блестящими побрякушками, но мирное сосуществование не вечно.

Пушкин и декабристы

Минуты затишья стоит посвятить строительству. Длинные очереди остались в прошлом, в Empire разрешено все и сразу. Платим в кассу — каменщики приступают к работе. С ростом населения в регионе возникают новые городки, которым можно присвоить научную, производственную, религиозную или развлекательную специализацию. В «райцентре» сосредоточены административные и военные здания, а экономика равномерно размазана по окрестностям, поэтому во время войны мы вынуждены защищать целый ряд стратегически важных объектов. Если это по средствам, нелишним будет поставить в ключевых местах крепости. Ценность их не так велика, как 400-500 лет назад, но лучше встречать врага на высокой стене, нежели в чистом поле.

Игры серии Total War всегда привлекали многообразием задач. Управлять Россией, не принимавшей участия в разделе американского и индийского пирогов, не менее интересно, чем европейской сверхдержавой. Громадная территория и отсутствие выхода к морю мешают развитию, заставляя прозябать на вторых ролях. На западе — подозрительные шведы и поляки, на востоке — злые чеченцы, на юге — кровожадные турки и грузинские князья. Борьба за доступ к Балтике разбудит патриотизм даже в самом черством и циничном человеке. Игровые условности принудили шведов выстроить Санкт-Петербург, однако в остальном все по Пушкину и Карамзину. Продавать подданным Карла XII соболиные шкурки легко и приятно, но речь ведь не о сиюминутных прибылях, а о будущем страны.

Каждая нация уникальна, у каждой свои «вызовы» и «ответы», мечты и стремления. Хватает и общих забот — одна индустриализация чего стоит. Резкий скачок науки и переход к массовому производству ведут к неслыханным богатствам. При условии, что вы сумеете преодолеть побочные эффекты. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», — написал когда-то Конфуций. Далеко не всем по нраву новые порядки. Рушатся семьи, миллионы людей срываются с насиженных мест, состояния создаются и теряются за несколько дней. Недовольные внутренней политикой аристократы присылают правительству ноты протеста; плебеи поступают проще — громят фабрики и университеты. Выход — ускорять реформы, вводить войска и… открывать бордели, позволяющие народу спустить пар. Если бросить вожжи, понадеявшись на авось, можно быстро попасть под колеса истории.

Альтернативный вариант — примкнуть к восставшим и скинуть ненавистное иго тирании. После захвата дворца бывший король и его приближенные отправятся на плаху, а строй изменится на республику. Наиболее явное отличие — регулярные выборы. Хотите сохранить «прокачанных» министров? Следите за популярностью кабинета, оппозиция только и ждет шанса занять теплые кресла.

Пуля — дура

Конечно, описанное выше — лишь бесплатный бонус к главному блюду, тактическим сражениям в реальном времени. Прогнозы скептиков не подтвердились. Начальный период Empire действительно похож на финал Medieval 2, но чем дольше играешь, тем заметнее различия. «Теоретики в погонах» приносят отечеству пользу наравне с офицерами, непосредственно командующими на поле боя. Мудреные изобретения улучшают техническое оснащение армии, а тактика эволюционирует буквально на глазах! Еще вчера солдаты бесхитростно выстраивались в линию и вяло обменивались выстрелами. «Храбрецы» из задних рядов замещали убитых товарищей, мушкеты нередко превращались в неудобные дубины — старомодные мечники или алебардщики могли прожевать таких горе-вояк и не поморщиться.

Взгляните на сегодняшних мушкетеров. Противник подбегает — первая шеренга дает дружный залп и приседает. Вторая шеренга поднимает ружья, и опять следует залп. Затем приходит черед третьей шеренги (более глубокое построение нежелательно), свистят пули, и все по новой. Смертоносная элегантность. Концепция «fire & advance» столь же хороша, пусть и не во всех случаях. Суть в том, что после очередного залпа последняя шеренга выбегает вперед и стреляет, прикрывая остальных. Мало того, что враг находится под непрерывным огнем, — бойцы постепенно сокращают дистанцию, не давая выйти из опасной зоны. Не беспокойтесь насчет вероятной контратаки — опытный солдат готов к рукопашной. Современный штык, в отличие от своего прародителя, не препятствует стрельбе, а гранаты за пазухой станут дополнительным аргументом.

Можно до исступления считать полигоны и спорить на тему «Почему игра должна быть зрелищной и красивой?», но ни одна RTS не передает атмосферу битвы так, как та же Rome или Empire, и благодарить за это надо именно графику. Вот гусары, размахивая саблями, летят с пригорка. Вот рассвирепевшие слоны топчут перепуганных англичан. Вот снаряд мортиры угодил в толпу полуголых индейцев. Специально для садистов-пироманьяков подогнали неуклюжие ракетницы из Medieval 2. «Сведения об их эффективности разнятся», — уклончиво сообщает встроенный справочник. Ну, результаты уж точно выглядят впечатляюще.

В рецензии на Medieval 2 я сетовал на то, что конные рыцари не умеют спешиваться. Теперь у нас есть драгуны: прискакали, слезли с лошадей, дали залп, забрались обратно в седла, ускакали. Появились и принципиально новые способы ведения боевых действий. Отряд, укрывшийся за каменным заборчиком или в доме, получает солидную прибавку к защите против стрелкового оружия. Штурм крепостей испокон веков был ахиллесовой пятой Total War. Empire не идеал, но прогресс налицо. По крайней мере, гарнизон активно палит из пушек. У нападающей стороны свои фокусы. Скажем, почти в каждом «взводе» найдется несколько веревок с крюками. Жаль, AI не использует и половины возможностей. В минуты просветления он пускает кавалерию в обход и бьет с тыла, однако в основном давит массой. Надеюсь (учитывая стремление авторов к совершенству), первый же патч заменит соломенные мозги настоящими.

Разрекламированные морские баталии — как вишенка на торте; они были и в Age of Sail 2, и в любой мало-мальски приличной пиратской стратегии. Парусники неспешно вальсируют, игрок зевает и посматривает на часы. Особого реализма нет, да он и не нужен — не все согласятся играть в ретро-версию Virtual Skipper. Достаточно щелкнуть курсором по вражескому судну, а капитан уж сам подберет оптимальную позицию для атаки. Хотя одним или двумя кораблями лучше орудовать собственноручно. Зачем топить хороший фрегат (попадание в пороховой погреб приводит к шикарному взрыву)? Куда выгоднее захватить его. Впрочем, пираты знают, что на суше их ждет петля, потому сражаются с яростью загнанного в угол зверя.

Изгоям ничего иного не остается. Война в Empire — не самоцель, это лишь способ отстоять государственные интересы. Чтобы насолить соседу, необязательно вступать с ним в открытую конфронтацию. Убийства (в том числе вполне легальные дуэли) и саботаж шествуют под руку с армией и флотом. Впереди весь мир, и ни к чему ограничивать себя в средствах.

Продолжение следует…

Формально «сюжет» Empire заканчивается в 1799 году. Понятно, что мы получим в дополнении: наполеоновская кампания, столкновение американского Севера и Юга, восстание сипаев, русско-турецкая война… В XIX веке было пролито ничуть не меньше крови, чем в XVIII. Ну а пока не теряйте времени, империю за день не построишь. Когда еще мы увидим нечто столь же красивое, величественное и интересное?

P.S. О мультиплеере мы расскажем немного позже, после официального выхода игры.



В эпоху становления Total War считалась сугубо «сингловой» серией. Сегодня же ее невозможно представить без многопользовательского режима. Сотни (если не тысячи) игроков в онлайне ежедневно демонстрируют друг другу свое превосходство и просто приятно проводят время. Ибо самый умный и продвинутый AI пока не ровня человеку. Вкусив восторг от победы над живым противником, вы уже ни на что его не променяете.

Пропатченная война

Начиналось все очень грустно. После выхода Empire только ленивый не захотел пнуть ее за дыры в балансе, а слово «мортира» в среде полководцев было грубейшим ругательством. Разработчики не стали делать вид, что так и задумано. Патчи отрезали «перекачанным» юнитам лишние конечности, народ потихоньку обжился, даже развилась своя субкультура, благодаря которой, играя «4 на 4» в незнакомой компании, можно неплохо развлечься.

Особенно популярны сражения в чистом поле. Прежде чем расчехлять генеральский жезл, проверьте, какой исторический период выбрал «хост». Если «ранний», то здесь задерживаться незачем. Мизерное количество юнитов и отсутствие залпового огня нивелируют тактику. В «позднем» вариантов гораздо больше. Идеальный набор военачальника: шесть-семь отрядов линейной пехоты, столько же снайперов плюс кавалерия либо пушки – в зависимости от предпочитаемого стиля.

Не пытайтесь объять необъятное, сгоняя под знамена все юниты без исключения. Впрочем, и рассчитывать на кого-то одного тоже не следует. В Empire нет непобедимых драконов, и два десятка мортир уже не в состоянии выкосить половину армии. Крайне низкая точность, долгая перезарядка и ненадежные боеприпасы, которые частенько взрываются в воздухе, сводят потери к минимуму. Широченный «спокойный» участок – еще один довод «contra». Достаточно сблизиться с врагом, и вы в безопасности. В командных забегах, где фронт сильно растянут, союзников могли бы прикрывать чудо-пушки, однако к ним относятся с предубеждением. «No mortars!», «Only horse artillery!» – кричат вывески. Хозяин – барин, хотя страх перед «ужасными имба1» не имеет под собой оснований.

Героями нового времени провозглашены легкие драгуны – конные стрелки, бьющие самую малость дальше, чем обыкновенная пехота. Именно эта «малость» в итоге оказалась роковой. Прискакали, дали залп и, не дожидаясь возмездия, убрались — вроде все просто, но без хороших навыков микроменеджмента2 соваться не стоит.

Мультиплеер в Empire – это сразу две игры. Освоив мушкет и саблю, вы едва ли быстро совладаете с абордажным крюком. Морские баталии требуют мастерства и выдержки. Знатоки Sid Meyer’s Pirates! вникнут в азы за минуту, но обилие нюансов заставит поломать голову. Собирая флотилию, внимательно изучайте ТТХ. Скорость, прочность корпуса, количество пушек, экипаж – мелочей тут не бывает. «Пиратские» дуэли, где каждый командует одним кораблем, доказали, что дорогой – не значит лучший.

Хлопающие на ветру паруса и плеск волн за бортом подсказывают, что подготовительный этап позади. Желаете атаковать традиционными методами или сначала покрошить рангоуты книппелями? Обездвиженное судно можно аккуратно расстрелять либо захватить. Матч «4 на 4» иначе как «мясом» не назовешь. Когда вокруг кружит почти сотня кораблей всех форм и размеров, становится не до изысков. На фоне такого даже Трафальгарское сражение выглядит блекло.

Кино не для всех

Рейтинговая система награждает упорных игроков. Очки начисляются по хитрой схеме: за глумление над новичком вы получите крохи, а вот скальпирование «папы» принесет солидный куш. Жаль, авторы не развили тему. Звания, медали, рекорды – в Empire этого нет. И голосового чата тоже. Приходится терпеть примитивное текстовое окошко или устанавливать TeamSpeak.

Аутсайдерами стали штурм и оборона форта – две половинки режима «Siege». Причины — в тактических ограничениях. Построения лишены смысла, от стрелков-«дальнобойщиков» и лошадок пользы – как от панамы в —20°С. Многое зависит от того, какие войска предпочтет агрессор. Предположим, он решил разбомбить крепость издалека. Без мортир или ракетниц вы не сможете ответить и будете вынуждены под огнем выводить солдат и перестраиваться, что равносильно поражению. В следующий раз вы потратили уйму денег на артиллерию, а злодей вместо неторопливой осады начал массированное наступление. Опять провал! Гость, знакомый с этими особенностями, немедленно сбежит, поняв, куда его занесло.

Многопользовательские кампании также останутся уделом избранных. Получив код на сайте, скормите его Steam-клиенту, и в меню Empire появится специальная вкладка. Поздравляю, вы только что вступили в ряды бета-тестеров! «То, что мы называем „бетой“, и есть полная версия, – признался Джек Ластед (Jack Lusted) из The Creative Assembly. – Просто мы еще не делали ничего подобного и должны были как-то предупредить людей, что по ходу игры они могут столкнуться с проблемами».

«Главный по юнитам» не соврал – недоделки доведут до истерики того, кто заглянет в запретную зону. Отсутствие защиты от читеров – лишь первый звоночек. Позже выясняется, что DLC здесь не работают, а наиболее стойких добивает «тяжелая кавалерия». Чем дольше играешь, тем выше вероятность рассинхронизаций, вылетов и прочих сюрпризов. Вот мой любимый: оба участника выбирают «автобитву», оба побеждают и… расходятся по параллельным вселенным. Чтобы ликвидировать аномалию, необходимо переслать напарнику «сейв» и перезагрузиться (увы, помогает не всегда). Настоящие фанаты все стерпят, но я советую сперва подумать.

В редкие моменты, когда единички и нолики ведут себя хорошо, начинается волшебная сказка, о которой мы мечтали десять лет. Полноценная игра против человека на глобальной карте с возможностью лично влезать во все потасовки (в том числе — подменяя глуповатый AI) – такого в Total War еще не было! Официальный дебют режима состоится в Napoleon. Любую из трех исторических кампаний можно будет пройти на пару с приятелем. Менее экстремальный вариант – отметить опцию «открытые сражения», разрешив другому пользователю на время битвы принять командование вражеской армией.

В ожидании чуда

До выхода аддона остались считанные недели. Обновки из Napoleon вряд ли попадут в Empire, а значит, часть игроков уйдет. Надолго ли? The Creative Assembly славится тем, что тратит не один месяц на доводку баланса в мультиплеере. Как бы не пришлось возвращаться…

1«Imba» — сокращение от «imbalance» (в переводе с англ. — дисбаланс); чересчур сильный юнит или некий тактический прием, при помощи которых «плохой» игрок может легко одолеть «хорошего».

2Распространенный термин, обозначающий «мелкое» детальное управление своими войсками. Микроменеджмент позволяет максимизировать эффект от использования определенных юнитов или тактики, но требует от игрока специфических умений и опыта.