Светлая тема

Рецензия на игру Eternal War: Shadows of Light

«В Quake I и Quake III были сатанинские символы. В Quake II их вроде
бы не наблюдалось, но я все равно ни в одну из этих игр играть не буду»
Christian Computer Game Reviews, www.ccgr.org

Классический неудачник, белый американец подросткового возраста по имени Майк сидел, безразлично уставившись в пустоту. Сталь кухонного ножа неприятно холодила горло. Зачем жить в этом мире? Почему люди так жестоко относятся друг к другу? Почему его никто не любит? Неужели Бог действительно оставил этот мир?.. И, черт побери, что же такое матрица?

Добро и Зло

«Иоанн, Иоанн, проснись, проснись скорее!» Джонни откровенно плохо спалось. Вот уже полчаса его донимал какой-то старик. Дежурная защитная реакция «ща, ище пять минут и фстаю» почему-то не помогала. Собрав последние остатки воли, Джон приоткрыл левый глаз и пробормотал: «Че нада?». «Иоанн, а ты не хотел бы поиграть в Quake?» Он приоткрыл правый глаз. «А чо, можна!» Через мгновение подросток, разодетый в броню щегольского цвета, уже оглядывался по сторонам, недоуменно хлопая глазами. «Ку?» — в ужасе прошептал Джон. «Куууууууу…», — жизнерадостным эхом ответило из-за угла голодное рычание. «ПЕРВЫЙ Quake???»

«Иоанн, ты должен помочь Михаилу. В его душе развернулось сражение между силами Добра и кровожадными приспешниками Зла. Иоанн, в твоих руках судьба друга, ты должен помочь ему!» Джон хмыкнул, по-свойски высморкался в рукав и решил, что «нада, значит нада». С арбалетом в руках жизнь казалась не такой отвратительной. «Изгони демонов, мучающих его. Орду кровожадных созданий наслал Донован, Демон-Хранитель». По подземелью гулко пронесся звук, напоминающий щелканье магнитофонной кнопки. «Я — Донован, Демон-Хранитель. Жалкие людишки, я нашлю на ваши души вечные страдания, и никто не избежит моей кары! Я удостою вас встречи со мной, но не сейчас, а позже!.. Я — Донов…» Кнопку нажали еще раз. «Иоанн, не соблаговолишь ли ты помочь мне?» «Че? — не сразу понял паренек, но быстро сориентировался. — А пострелять дадут?» «В некотором роде дадут…», — с сомнением промолвил голос. «Тогда я пошел!» — ответил Джонни и выглянул из-за угла.

Целевая аудитория

Наверное, вам тоже интересно, кому в наше время можно продать полупрофессиональный недомод к Quake по тридцать монгольских тугриков за коробку. В подполье, рядом с огромной индустрией масскульта, год за годом пережевывающей одну и ту же попсу, притаилось небольшое, но уверенное в себе сообщество игроков и творцов «христианских игр». Там не смотрят на графику, сюжет, звук и прочие мирские радости. Высшее предназначение игры — нести в народ учение Христа и/или придавать сил верующим (не станут же они бездарно тратить то время, за которое могли бы спасти свою душу). Христиане-разработчики занимаются компьютерными проектами, которые покупают христиане-игроки, а христиане-журналисты пишут рецензии и берут у христиан-разработчиков интервью. По ту сторону религии Eternal War: Shadows of Light награждается рейтингами, близкими к отметке 80/100, и получает десятки восторженных отзывов… Взгляд с этой стороны, увы, приводит к крайне неутешительным выводам.

Эксперимент по клонированию Quake с целью получения Quake, проведенный общиной Святого Иосифа, стал причиной появления на свет крайне ослабленного правильным образом жизни детища. Все почти как в Q, однако с трубой и дымом на калибр поменьше: вчистую содранная стилистика (но, упаси Боже, без сатанинской символики; вместо пентаграмм и кровищи на стенах нарисована Непонятная Розовая Хрень — внимательно см. скриншот), полное отсутствие насилия, «Девятидюймовых Гвоздей» и Трента Резнора лично, дизайн уровней и архитектуру попримитивнее, всего несколько этажей на здание и побольше телепортеров. Зато можно помолиться. В любой момент игроку позволено воззвать к Всевышнему и восстановить за его счет ровно десять хитов, после чего Господь довольно быстро «перезаряжается» до состояния полной боеготовности… Все хорошо, вот только молитва требует полной сосредоточенности — ни стрелять, ни двигаться папа не разрешает. Постоянные перерывы на божественное вмешательство поначалу безумно хочется заполнить хорошим кофе, но тут обнаруживается интересная деталь. Вы начинаете молиться, получаете свои хиты и мгновенно перестаете тратить игровое время на чтение инкантаций, поскольку вновь способны двигаться и стрелять, хотя через 5 секунд жесткого «мяса» операцию желательно повторить. Deathmatch в такой игре вполне мог бы порадовать нас парочкой презабавных идей, но… христианин никогда не поднимет руку на христианина. Отныне и во веки веков, cooperative only.

Сайты соответствующей направленности в унисон хвалят Eternal War за «очень хороший сюжет и прекрасную идею». Очень хороший сюжет раскрывается в десятистраничном тексте без всякой озвучки или видеоряда. Прекрасная идея осталась бы незамеченной, не будь здесь этой словесной белиберды, — получается этакая милая конверсия Quake а-ля Heretic. Монстры, магия, мана… Миль пардон. Как мне подсказывают, нужно сказать «демоны, крестная сила и манна небесная». Если бы не мануал, никто бы и не догадался, что местные рыцари-гренадиры — ни капельки не люди. Крестная сила делится на крестную силу огня и воды, манна бывает синей и зеленой… Правда, коварные сатанисты в последние минуты перед отправкой игры в печать подправили код, и манна превратилась в ману. Верующие в ужасе зовут батюшку освятить компьютер, изгнать демонов, распределить ведьм по кострам, а богомерзких колдунов сдать инквизиции. Батюшка чешет в затылке и садится играть.

----------------

И если бы не все тот же мануал, я, вот вам крест, никогда бы не углядел в Eternal War высокую моральную направленность. Отсутствие крови и «сатанинской символики» вовсе не делает Quake добрее или человечнее. Иными словами, это забава для тех, кто долгими зимними вечерами мечтал о замене надписи «kills» на «banishes».