Светлая тема

Рецензия на игру Eurofighter Typhoon Gold: Operation Icebreaker

В мае прошлого года мне на рецензию попал симулятор под названием Eurofighter Typhoon, при ближайшем рассмотрении оказавшийся прямым духовным наследником любви моего детства - "Реталятора". Сегодня же предметом нашего изучения является "золотое" издание EFT (упоминаний о "Ретале" больше не будет; поплакали, и хватит). Вырисовывается следующая картина: перед нами очень аркадный авиасимулятор, сработанный по концепции, которая ныне всеми признана порочной, и обладающий, мягко говоря, неважной графикой. Надо сказать, что и год назад внешность EFT оставляла невзрачное впечатление, а уж сейчас, после выхода "Ил-2"…

И что совсем нехорошо - приставка Gold сопровождается минимумом изменений. Единственное серьезное дополнение - новая кампания "Operation Icebreaker".

Чувствую себя идиотом

Вероятно, EFT - последний симулятор, в котором была реализована полностью динамическая кампания. Она практически не улучшала геймплей, но поразительно наглядно демонстрировала свои врожденные пороки - миссии, где можно вообще не встретиться с противником (или, напротив, абсолютно самоубийственные задания), бестолковый стратегический AI и т.д.

Работая над Gold-версией, в Digital Image Design приняли определенные меры для исправления положения. В чем они заключаются? Периодически в кампании EFT возникали "спецзадания", напрямую не связанные со стратегической ситуацией. Например, утопить русские корабли-разведчики или эскортировать самолет президента. Обращаю ваше внимание - весь Icebreaker состоит из таких "специальных" миссий. Налицо решительный отказ от динамической кампании (без переписывания ядра программы, разумеется).

Посмотрев на это, я с удивлением обнаружил, что лучше почти не стало. Казалось бы, теперь миссии не могут быть дурацкими, поскольку не сгенерированы тупым AI, а созданы заботливыми человеческими руками. Так нет же.

Герои-одиночки

Завязка "Ледокола" весьма проста. Все сектора Исландии отрисовываются красным - силы НАТО выбиты с острова. Аэродромов больше нет. Все, что у вас осталось, - два авианосца, с которых и летают в бой наши любимые "Еврофайтеры".

Красный флаг над Исландией! Тяжелая ситуация для НАТО. Русские Ту-22М3, базирующиеся на исландских аэродромах, наносят мощные ракетные удары по американским конвоям, идущим на помощь натовским войскам в Европе. В противолодочном рубеже Гренландия - Исландия - Соединенное Королевство образовалась брешь, куда потоком хлынули русские подводные лодки. Теперь они тоже орудуют на атлантических коммуникациях, и американские конвои несут очень серьезные потери от их ракет и торпед. Если из-за всего этого связь Америки с Европой будет разорвана, то европейским странам ни за что не выдержать натиск русских танковых лавин.

Подобные сценарии рассматривались военными специалистами примерно двадцать лет назад. Действие EFT происходит в 2015 году; предполагается, что России к тому времени будет вполне по силам проделать такой фокус.

Именно поэтому основной задачей в оригинальном EFT являлась защита Исландии. Любой ценой. Ключевая точка. Некоторые товарищи, кстати, хихикали - не зная, за каким чертом Россию могло туда понести, они грешили на умственные способности разработчиков.

Однако худшее свершилось, и Исландию надо отбивать обратно. Силами двух авианосцев.

Веселье, значит?

Почему не стало лучше? Да потому, что в EFT кривые миссии еще можно было оправдать, - творил-то их AI, что с него взять, с убогого?

Итак, у берегов Исландии бродит парочка авианосцев. Не авианосное соединение, а именно два авианосца. И все. Никакого корабельного прикрытия. В реальной жизни они бы там гарцевали очень недолго. Снизу за них взялись бы подлодки, а сверху - бомбардировщики. Или можно было бы просто-напросто выкатить на берег артиллерию, - дистанция позволяет.

Первая миссия - перехват противокорабельных ракет. Уже смешно. Моего участия не понадобилось, все ракеты были сбиты усилиями ПВО самих авианосцев. Кстати, если в EFT по летящей русской крылатой ракете дать пушечную очередь, последует очень мощный взрыв, который может серьезно повредить ваш самолет. Но сама ракета полетит дальше. Чтобы ее сбить, по ней надо дать несколько очередей, и каждый раз она будет взрываться. В Gold-версии по этой части - никаких изменений. No comments.

Затем - перехват бомбардировщиков. Разработчики всерьез считают, что Ту-22М3 начнут работать по морским целям фугасными авиабомбами. По крайней мере, последний самолет я свалил уже непосредственно над авианосцем. Для тех, кто не интересовался предметом, могу сообщить, что в данной ситуации русские очень быстро порвали бы цели на куски, не удаляясь от своего аэродрома.

Далее поступил приказ атаковать российскую авианосную группу. Силами пары самолетов. В качестве вооружения по умолчанию выдали НУРСы. Что тут скажешь? Японским камикадзе было проще - они, конечно, тоже погибали, но при этом у них был хоть какой-то шанс выполнить задачу.

Впрочем, это в реальной жизни. А здесь корабельные комплексы ПВО бьют на расстояние мили в четыре, не больше, вследствие чего я успешно разбомбил все цели управляемыми авиабомбами. Кстати сказать, Paveway нарисован неправильно, - он тут летает со сложенными крыльями. И еще: насколько я знаю, Paveway III, будучи сброшен с десятикилометровой высоты, может улететь раза в полтора дальше, чем указано в местном мануале.

Ну и так далее. Интересно, кто это все придумывал?

Да, а миссии теперь фиксированные. Но некоторые издержки динамической кампании остались. В частности, вас могут заставить добрых полчаса ожидать разрешения на взлет. В реальном, слегка ускоряемом времени.

Ну и сами они…

Авианосцы? Мягко говоря, не Jane's F/A-18. В любом аспекте.

Корабли нарисованы весьма посредственно. Казалось бы, мелочь, но отсутствие кильватерной струи за кормой сильно раздражает. Хотя, судя по движению текстуры воды, авианосец действительно перемещается. С другой стороны, когда ты на глиссаде, палуба не уходит вбок - опять же, как в Jane's F/A-18. Непонятно, в общем.

Заход на посадку осуществляется исключительно на глаз. Нет ни малейшего признака IFLOLS или радиокоманд. "Тайфун" все так же терпим к очень грубым ударам при посадке. Единственное настоящее неудобство - на ИЛС каждая зенитная пусковая установка авианосца отмечается маркой. Установок много, и со средней дистанции палубу разглядывать очень неудобно. Этот момент ощутимо мешает при посадке.

Взлет осуществляется без помощи катапульты или трамплина. Точнее, трамплин есть, но чисто символический.

И последняя занятная черточка: если зайти на посадку, не спросив разрешения, посадочные тросы тормозную функцию не выполнят. Мол, не нарушай дисциплину. Но уж если запросил, то все - вот она, свобода! Можно, например, сесть, зайдя на авианосец с носа. У меня получалось.

О всяких нехороших подозрениях

В начале статьи я назвал EFTG аркадным симулятором. А разве нет? Летает слегка странновато, тяговооруженность совершенно отмороженная, авионика слишком проста в освоении. На это авторы в мануале отвечают: "А вот такой самолет! Суперсовременная электродистанционная система управления! Продвинутая авионика - без утомительного застиры… то есть переключения режимов радара! Ты сам-то на "Еврофайтере" летал, умник?"

На "Еврофайтере" я не летал, чего уж там. Но информации для того, чтобы крепко усомниться в пристойном качестве игры, хватает. И вообще - впечатление очень неважное. Сплошная техническая отсталость. Плюс нулевой прогресс за последний год.

А могло бы неплохо получиться. Особенно если учесть, что аркадные симуляторы современных истребителей нам давно не предлагали, - NovaLogic завяла…