Светлая тема

Рецензия на игру Extreme Mountain Biking

Передовые маунтинбайкеры планеты, в перерывах между своими безумными тренировками, весьма взбудораженные известиями о выходе симулятора гонок на горном велосипеде, считали дни, оставшиеся до воплощения наяву этого жизнеутверждающего события. Да, именно СОБЫТИЯ, ибо впервые кто-то взялся сделать игру по мотивам столь обожаемого огромным количеством людей спорта, давно уже превратившимся в своеобразное искусство.

Задача, поставленная перед собой малоизвестной широкому кругу геймеров фирмой Head Games (низкобютжетное отделение Activision’а), являлась заведомо гиперсложной, ибо симулировать предстояло не реакцию управляемой вами машины (самолета, паровоза) на сигналы с руля, а значительно более сложные процессы. Ведь для достоверной имитации езды на велосипеде необходимо учитывать не только поведение самого велосипеда, но и все движения байкера. Ведь именно за счет правильных действий гонщика, прилагаемых напрямую к неустойчивому агрегату, велосипед не только не падает, но и довозит спортсмена до самого конца смертельно опасной трассы. Так что без вашей помощи велосипед далеко не укатится, а при экстремальной езде (о которой заявляется в самом названии игры) помощь нужна просто высококлассная. Следовательно, разработчикам необходимо было учесть множество нюансов физики управления горным велосипедом, то есть к стандартным условиям, влияющим на перемещение тех. средства (сцепление с поверхностью земли, амортизация), добавляются еще и чувство равновесия гонщика, умение правильно перемещать массу собственного охочего до острых ощущений тела и так далее... Поэтому передать игроку всю гамму захватывающих байкера чувств хотя бы на 10% - уже очень сложная, но вместе с тем достойная цель.

Итак, байкеры затаили дыхание. Что же получилось в результате?

О видах соревнований

В игре предусмотрено четыре вида соревнований. Это триал, кольцевая гонка cross-country, скоростной спуск и параллельный слалом. Первый вид - триал - это малопонятный непосвященным вид соревнований, который представляет из себя последовательное преодоление различных препятствий на время, с начислением штрафных очков за совершенные ошибки. Со стороны это выглядит наподобие того "кто ловчее запрыгнет, скажем, на крышу автомобиля, эффектнее на ней попрыгает и красивее оттуда спрыгнет".

Далее, кольцевая гонка. Особых пояснений не требуется. Перед вами сильно пересечённая местность и что-то наподобие проселочной дороги под колесами. Надо успеть преодолеть заданное количество кругов быстрее компьютерных соперников, количество которых вы выбираете по собственному желанию. Кстати, можно сразиться и с неумолимой секундной стрелкой, то есть просто посоревноваться на время с самим собой.

Третий вид - скоростной спуск, хорошо известный любителям горнолыжного спорта и называемый байкерами downhill. Нестись с горки вам предстоит не одному, компанию играющему составят от одного до четырех велосипедистов-камикадзе, управляемых компьютером. Направление движения показывается стрелкой, маячащей перед носом вашего экстримальщика.

И, наконец, параллельный слалом. Этот вид так же известен всем бойцам натёртых мазями кусков дерева или пластмассы, именуемых в простонародье лыжами. И представляет из себя фигурный объезд цветных флажков/ворот на наклонной плоскости. На нужное направление мягко, но настойчиво намекает всё та же стрелка. А место, по которому нужно проехать, чтобы вам засчитали эти самые ворота, помечено ещё и точкой на земле.

О байках, байкерах и трассах

Друзья, казалось бы, что тут сложного?? Рама, два колеса, руль и шатуны с педалями. Крути себе в удовольствие. Ан нет, не все так просто. После достаточно длительной тренировки вы, наконец-то, осваиваетесь с вашим велосипедом и понимаете, что для того, чтобы претендовать на победу, необходимо совершать и адекватные для нормальной езды движения, освоиться с передачами, где-то использовать специальные трюки... Наконец понять, что велосипед не машина и, скажем, при резком торможении ваш железный конь остановится, как вкопанный, выбросив несчастного играющего прямо под колеса несущихся следом байкеров.

Кстати, о самих байках. В арсенале играющего - восемь совершенно разных моделей, начиная от велосипедов с жесткой рамой и заканчивая бескомпромиссными двухподвесами. Причем все они являются точными копиями реально существующих байков известной американской фирмы TREK, принимавшей участие в создании игры.

Посадить на этих железных коней можно 12 человек, среди которых есть как мужчины, так и женщины. Причем у каждого из спортсменов есть свое имя, возраст и любимый вид соревнований. Соответственно, шанс на победу, скажем, в слаломе выше у того, кто предпочитает именно этот вид развлечения. Кроме того, все байкеры отличаются по фигуре и раскраске экипировки. И радует, что всё это реально заметно прямо во время гонки.

Что до трасс, то их в игре пятнадцать. Кое-где присутствует вода, кое-где деревья. Но в общем и целом, при смене местности отличаются они слабо. Чуть-чуть меняется окраска почвы, становиться на одно-два растения больше, на две-три лужи меньше. Да и окружающая среда изменяется в более или менее мрачную сторону. Так что очень скоро становится понятно, что много лучшего оставляет желать, к глубочайшему сожалению, не только дизайн самих трасс, но и игровая графика. Впрочем, это можно сказать и о звуковом оформлении.

Неутешительные итоги

Как уже и упоминалось, в силу специфичности симулируемого предмета, эта игра вряд ли приобретет у нас особую популярность. Если бы еще был многопользовательский режим... Только представьте себе компьютерный клуб, в воздухе которого навис смог от выкуренного и запах от выпитого, и где по клавиатурам неустанно мелькают шустрые пальцы геймеров. А на экранах - велосипедисты! "Ах ты кампер! Нет, вы видели, как он меня подрезал?" "Аааа! Чёрт, опять мимо ворот промахнулся..!" И так далее. Каково? Но мультиплейера нет. Впрочем, если так подумать, то его наличие ничего бы не исправило. Ибо колесить по сомнительной красоты пейзажам можно лишь в минуты глубочайшей тоски. Так как тамошняя природа весьма напоминает болота. Да и отсутствие дополнительных звуков (например, того же пения птиц) и забавных мелочей (могли б время от времени выпускать на трассу горного козла) отнюдь не добавляет игре очарования и интересности.

Скорей всего, авторы рассчитывали, прежде всего, на всё возрастающий интерес к экстремальным видам спорта. Да ещё и на внезапно проявившийся у западников интерес к симуляторам реальной жизни во всех её проявлениях (например, разнообразные Deer Hunter'ы время от времени занимают ведущие места в списках продаж). Не исключены, правда, и другие варианты. Быть может, это вынесенный из потаённых недр Пентагона симулятор, использовавшийся для подготовки диверсионных групп, забрасывавшихся потом в нашу глушь под видом почтальонов Печкиных. Но как бы там ни было, несмотря на всю тайну, окутывающую корни смысла появления этой игры, результат в целом неутешительный.

В общем, игру можно посоветовать лишь безбашенным велосипедистам-экстрималистам в межсезонье, чтобы не терять форму и помнить о бренности бытия и своей телесной оболочке. Да ещё коллекционерам редких жанров компьютерных игр. Всё-таки, как-никак, это первая игра, посвящённая столь удивительному виду спорта, как маунтин байк. Но вот всем остальным, и особенно людям еще не знакомым с удивительным миром горных велосипедов, смотреть на Extreme Mountain Biking крайне не рекомендуется. Суровая и сухая безрадостная действительность игры может привить отвращение к велоспорту на всю оставшуюся жизнь.