Светлая тема

Рецензия на игру F-22 Lightning 3

Хроника истребителя-бомбардировщика

В обзорах авиационных симуляторов принято рассуждать о физической модели и модели повреждений, о качестве виртуальной кабины и динамической кампании. Обязательно нужно упоминать ИЛС, ДРЛО, СПО и другие малопонятные широкой публике аббревиатуры. Если же насыпать погуще терминов типа блэк-аут, ред-аут, падлок, то статья станет понятной только ярым поклонникам симуляторов, зато все остальные тебя шибко зауважают и причтут к сонму титанов авиационной мысли.

Между тем авиасимуляторы делаются не только для специалистов (для них делаются тренажеры). Даже в самом крутом симе присутствует масса упрощений и допущений, и делается это именно для того, чтобы неподготовленному долгими годами учебы в авиашколе игроку можно было в них играть. Вот почему я и решил написать о F-22 попроще. Собственно говоря, я просто поделюсь своими впечатлениями о самолете и полетах на нем.

День первый. Мы к земле прикованы туманом.

Хотя погода-то сегодня великолепная, все, что касается нового симулятора, пока что скрыто от меня словно за густым туманом. Вот почему первый день я проведу на земле, ознакомлюсь с опциями, настройками, посижу в кабине истребителя и подергаю за разные ручки.

Первый сюрприз поджидает уже при появлении главного меню — в нем начисто отсутствует привычное разделение на мультиплеер и сингл. Все, что я вижу, явно относится к одиночной игре, кроме пункта “NovaWorld Option”. Ну, понятно, именно сюда авторы и запихали все многопользовательские режимы. С ними разберемся попозже, а пока зайдем в раздел настроек.

Тут все традиционно: графика, звук, управление. А это что такое? А, это настройка Voice-Over-Net, уникальной новалоджиковской системы голосовой связи. Жаль, что проверить ее не с кем, говорят, создает полную иллюзию присутствия на поле боя твоих товарищей. Ладно, посмотрим, что у нас есть в настройках реализма. Не густо, автоматический выпуск и уборка шасси, упрощенный выбор цели, режим обзора кабины, да включение/выключение тех самых блэк-аут и ред-аут (отключение сознания пилота от прилива или отлива крови при перегрузках). А где же неограниченный боезапас? Где упрощенная летная модель? Где, наконец, моя любимая опция “Самолет не может быть поврежден”? Увы, всего этого нет, а, значит, воевать придется на полном серьезе.

С настройками разобрались, пора и на аэродром. Выбираем режим одиночной миссии и смотрим, чем разработчики порадовали нас здесь. Выбор богатый — шесть тренировочных и шестнадцать боевых миссий. География довольно широка: Ближний Восток, Филиппины, Индонезия и, конечно же, Россия. Кроме того, можно загружать собственные миссии, созданные в специальном редакторе. Жаль только, что редактор этот выполнен в виде отдельного модуля, и чтобы его запустить, нужно выйти из игры.

Займемся тренировочными миссиями. Они построены так, что игру можно начинать полным чайником — взлет и посадка, перелет с одного аэродрома на другой, учебный воздушный бой, атака наземных целей. Упс, а в пятой миссии-то предстоит нанести учебный ядерный удар! Круто, это я обязательно попробую.

Теперь заглянем в ангар. Ну, вот, наконец, и он, F-22, стоит посредине ангара под звездно-полосатым флагом. В лучших традициях NovaLogic можно повертеть его туда-сюда, приблизить и удалить. Действительно красив, черт возьми! Нет, до нашего СУ ему, конечно, далеко, но для Америки сойдет.

А что там с вооружением? Говорят, что для своего истребителя девяностых супостаты придумали что-то новенькое. Щелкаю по наружным подвескам, перебираю варианты. Да нет, ничего нового, ракеты управляемые и неуправляемые, всякие там “AMRAAM”, “Сайдвиндер” и прочее. Богатый выбор бомб, простых, с лазерным наведением, со спутниковым наведением. А вот и она, тактическая термоядерная бомба B-61 (обязательно сброшу ее где-нибудь на территории Штатов, давно мечтал). Ну ладно, пора и в кабину.

Вот не знаю, как там выглядит кабина настоящего F-22, но эта, виртуальная, мне нравится. Никаких тебе циферблатов, датчиков и прочей муры. Три радара, дисплей состояния, авиагоризонт и дисплей загрузки. Вся остальная информация выведена прямо на стекло кабины, простенько и со вкусом. Впрочем, теперь так делают во всех симуляторах. Попробуем покрутить головой. Поворачиваю влево до отказа, а отказа-то и нет! Моя голова плавно совершает поворот на 360 градусов и готова крутиться дальше, всю жизнь мечтал иметь такую гибкую шею. Смотрим вниз. Ого, вот и мои руки мужественно лежат на рукоятках управления, только почему это они обрезаны по локоть? Вид, нужно сказать, жутковатый, к счастью, так все выглядит только при разрешении 640х480, а при 800х600 уже нормально. Но вот если, глядя вниз, повернутся на 180 градусов, видишь собственное тело, но без головы, совсем жуть!

Ладно, какие там у нас еще виды? Преследование, вид со стороны, вид текущей цели, вид с выпущенной ракеты. Словом, все, что нужно для полного счастья. На сегодня, пожалуй, хватит, завтра попробую, как эта штука ведет себя в воздухе.

День второй. Воздушные рабочие войны

Начну, пожалуй, с самой первой тренировочной миссии. Добавлю только к предлагаемой загрузке самолета парочку B-61. Как ни странно, персонал ангара не протестует. Хороши же у них в Америке порядки, если начинающему пилоту в первом же вылете позволяют побаловаться тактическим термоядерным оружием! Ну ладно, их дело.

Итак, взлетаем. В динамиках звучит голос инструктора, подробно рассказывающего, кто я такой и что тут делаю. Вот он перечисляет цели миссии и называет клавиши, которые следует использовать. Черт с ним, пусть талдычит, у меня своя миссия. Сейчас найду какой-нибудь городок в штате Невада, да и сброшу на него гостинец. Врубаю полный газ, даю форсаж и, примерно на средине полосы, резко тяну ручку джойстика на себя. Ого! Говоря словами старинного романса: “Мама миа, как он крут!”. Самолет свечкой взмывает вверх, мелькающие цифры высоты просто невозможно рассмотреть.

Однако почему это к голосу инструктора примешивается какой-то другой, женский? А, это автоматика меня предупреждает, что пора выключать форсаж, а то рвануть может. Ладно, убираю газ и перевожу машину в горизонтальный полет. Под крылом проплывает жизнерадостный пейзаж пустыни Невада, какие-то горы, редкие клочки зелени. А где же города и поселки? Увы, их нет, придется сбросить бомбу на собственный аэродром, не пропадать же добру. Нажимаю кнопку сброса, никто и не думает предупреждать меня, что под крылом дружественный объект или о чем-нибудь подобном.

Ну вот, наконец-то расцветает красочный гриб ядерного взрыва, и тут же посыпались сообщения об уничтожении союзной техники и сооружений. Ой, а что это я вдруг вверх колесами лечу? А, это меня взрывная волна настигла. Реалистично. Ну ладно, приземляться мне уже негде, выйдем из миссии клавишей Esc. Инструктор сообщает, что первичная цель миссии не выполнена. Это он так думает.

Вторую миссию пропустим, перейдем сразу к воздушному бою. Что тут у нас? Три группы воздушных целей с оригинальными названиями Альфа, Браво и Чарли. В каждой по две цели и все их нужно уничтожить. А отпущено на это целых восемь ракет, стало быть, мазать не рекомендуется.

Взлетаем, выбираем первую группу, переключаем оружие на ракеты AMRAAM. Тут же на стекле кабины появляется зеленый треугольник, под ним какие-то цифры. Понятно, цель схвачена, нужно лететь к ней. Через пару минут треугольник становится красным и приятный женский голос сообщает, что можно запускать ракету. Подчиняюсь, хотя никакой цели по-прежнему не вижу. Еще через минуту что-то щелкает, и мне сообщают, что цель уничтожена. Приятно, только кого это я сбил? Говорят, что Ту-160, вот только я его и в глаза не видел.

Сбиваю второй Ту-160, потом два F-15, ракеты AMRAAM кончились, переходим на Сайдвиндер. Разницы почти никакой, только подлететь к следующей цели пришлось поближе.

Инструктор советует нажать клавишу “Е” и закончить миссию. Ну нет, я хочу попробовать приземлиться на родной аэродром. Только вот где он? Придется искать. Хотя зачем, для этого ведь существует автопилот. Нажимаю клавишу “А” и заполучаю солидное меню. Чего тут только нет: автоматический взлет и посадка, горизонтальный полет и следование по навигационным точкам, полет за самолетом-заправщиком и преследование цели. Глядя на это меню, думаешь: “А нафига, собственно говоря, тут пилот-то нужен?”

Пока автопилот рулит за меня, посмотрим на графику. Ну что же, учитывая системные требования, графика вполне приличная. Вон, даже аэродромные постройки прорисованы вполне натурально, да и самолеты ничего, очень даже симпатично выглядят. Конечно, всяких там отдельных деревьев, пешеходов на улицах и коров на пастбищах не увидишь, но лично мне они и не нужны. За то при почти минимальной конфигурации игра не тормозит даже при разрешении 800х600 (с акселератором, конечно).

День третий. За туманами наш дом

Будем считать, что летную школу я закончил, перейдем к режиму кампании. Тут все традиционно — фиксированный набор миссий по семь-восемь штук на каждую. География примерно такая же, как и для одиночных сценариев. Балкан опять нет. Вот ведь странно, в предыдущем симуляторе от NovaLogic F-16 бывшая Югославия присутствовала, а тут ее нет, или они посчитали, что там уже все закончено?

Ну ладно, что же выбрать? Вот, Кольский полуостров, все же что-то родное. Читаем предысторию — образовалась Новая Советская Республика, ясное дело, агрессивная, нужно положить конец этому безобразию, а для этого предстоит поддержать высадку десанта на Кольский полуостров. Почему это американцы выбрали для начала вторжения именно северную, самую неприветливую окраину нашего государства? М-да, оказывается не только в России принято все делать через... Ну, сами знаете как.

Смотрим карту. Если это Кольский полуостров, то я — Папа Римский! А если это Кольский залив, то я — Великий Муфтий Сибири! У них что там, в NovaLogic, денег хотя бы на школьную карту не нашлось? А географические названия? Как я не пытался их прочесть, и с переводом, и в транскрипции, ничего не получается, сплошной бред.

Знакомимся с материалами брифинга. Взлетать предстоит с аэродрома Иво Джима. Час от часу не легче! Ведь этот остров находится в Тихом океане, у берегов Японии. Быть может, имеется в виду одноименный вертолетоносец? Конечно, взлететь с него F-22 сможет вряд ли, но тем не менее. Да нет, вот он остров, на нем аэродром. Ладно, будем считать, что специально для вторжения в Россию американцы притащили к нашим берегам японский островок.

Проверим загрузку. На каждой подвеске есть всего два варианта — то, что предлагается по умолчанию, или ничего. Ну что же, вполне логично, а то бы я загрузился под завязку атомными бомбами, да и развалил весь полуостров. Однако пора взлетать.

Время года в материалах брифинга не обозначено, но дело явно происходит весной. Покрытые снегом сопки смотрятся именно так, как они и должны выглядеть в этих широтах в это время года. А вот военный городок, проплывающий под крылом, подкачал. Ну не видел я на Кольском полуострове таких городков. Где милые сердцу “хрущебы”? Где серые и желтые бараки? Где дымящиеся трубы нефтяных котелен? Вместо всего этого стандартные американские дома, не небоскребы, но их младшие братья. Ладно, будет легче бомбить — не вызовет неприятного чувства удара по своим.

Так, пока я любовался красотами пейзажей, появился противник. Не то, чтобы появился, но система наведения его засекла. Ладно, выпускаем ракету, переключаемся на другую цель, повторяем операцию. Цели уничтожены. Летим на запад бомбить ударную группу “Инферно”. Еще какие-то Ми-28 путаются под ногами... Вот вам, ребята, по ракете и не приставайте. А вот и “ракетный фрегат Нанушка” пытается достать меня своими ракетами. Поднимемся повыше и сбросим на него бомбу со спутниковой системой наведения. Что? Я уже победил?

День последний. Будешь ты летать со свистом

Откровенно говоря, я так и не понял, понравился мне F-22 или нет. С одной стороны, красивая (но не более) графика, прекрасная летная модель, совмещенная с простотой управления — все для чайника, только-только вползающего в мир авиасимуляторов. Словом, все то, что мы и привыкли видеть в симуляторах от NovaLogic. Но с другой стороны — полное пренебрежение реалистичностью в плане географии (не только в кампании на Кольском полуострове, но и в других), плохоразличимые модели кораблей и наземной техники, явная недооценка самолетов противника (то есть, наших).

Впрочем, похоже, этот продукт, как и большинство выпускаемых в последнее время, рассчитан в основном на многопользовательский режим. А важны ли там все отмеченные недостатки?