Светлая тема

Рецензия на игру ФБР: Освобождение заложников

По-настоящему убогие игры — явление крайне редкое и от того не менее удивительное, чем игры гениальные. Страшная графика, непроходимо тупой и примитивный геймплей, крошечные уровни, полудохлая озвучка, абсолютное отсутствие новых идей… Тем, кто захочет сварить столь насыщенный неудобоваримыми составляющими компот, потребуется немало терпения и своеобразного мастерства. Признаюсь, единственное желание, неотступно преследовавшее меня на протяжении всего общения с FBI Hostage Rescue, сводилось к тому, чтобы поскорее удалить ее и больше не видеть ни заставки, ни даже диска.

На службе у народа

Тяжела и неказиста жизнь рядового «штурмовика», день и ночь вкалывающего на благо американской родины и ФБР. Постоянная боеготовность, маленькая зарплата, современной техники почти нет, да и убить в любой момент могут, тоже большой минус. Ситуации, требующие нашего вмешательства, объединяет одно — заложники, которых позарез необходимо вернуть обществу в сравнительно (с теми, кто надумал их захватить) невредимом состоянии. Банальное ограбление продовольственного магазинчика незаметно превратилось в военную драму с участием продавцов и редких ночных покупателей. Бандитская разборка закончилась захватом пассажирского автобуса. В туристическом лагере объявился снайпер-маньяк, безжалостно расстреливающий всех, кто рискнул высунуться из своего трейлера… Если за этим словоблудием вам послышалось слово «тактический» или «командный», срочно отправляйтесь к отоларингологу. Ведь, вопреки логике и субъективным жизненным реалиям, наш герой предпочитает бороться со злом в одиночку. Окрестные злодеи могут перевести дух и вскипятить чайку. Кровожадные профи из Rainbow Six и Ghost Recon по их душу не заявятся.

Не возьмусь угадать, каким изысканным блюдом изначально собирались потчевать нас господа из Idol FX, но в итоге в тарелке оказались слипшиеся макароны с дешевым кетчупом из красителей, ароматизаторов и измельченной туалетной бумаги. FBI Hostage Rescue — обыкновенный шутер «от первого лица» с крошечными, до безобразия скучными картами и беспочвенными претензиями на нечто большое и светлое. Дабы хоть немного вас заинтриговать (в конце концов, мало кто целиком читает рецензии со столь низкими оценками), сообщу, что самой запоминающейся и революционной «деталью» игры стали… двери. А вернее — способ их открывания. Медленно и мучительно или быстро и энергично — настоящий фэбээровец не ищет легких путей; если дверь, открываемая «от себя», больших проблем не представляет, то вариация «на себя» часто оказывается почти непреодолимым препятствием. Присовокупите к «управленческим» проблемам тикающий над ухом таймер и чудный дизайн уровней, благодаря которому можно элементарно заблудиться в трех метафорических соснах. Вот такой здесь геймплей.

Эх, ограничиться бы мне этим «почти», но нет — профессиональная сознательность требует продолжения трепанации. Долой абстракции, приведу конкретный пример. Итак, нужно освободить заложников — двух штатских и одного бедолагу-полицейского. Преступников тоже трое, и, учитывая «могучий» AI, проделать в их тушках несколько неучтенных в анатомическом атласе дырок не составляет труда. Все нарушители закона мертвы, «mission completed»… Как же! Приказ звучал предельно ясно — освободить заложников. Точка и восклицательный знак. До истечения определенного времени пострадавшие должны быть доставлены на специальную площадку, остальное значения не имеет. Если вам удастся выкрасть пленников из-под опеки антисоциальных элементов, не сделав ни одного выстрела, начальство скажет «спасибо» или, быть может, выдаст памятный значок. А вот если игрок перебил всех, но не уложился в график (находящиеся в перманентном ступоре заложники могут потеряться по дороге), то, увы, придется перегружаться. Как я уже упоминал выше, логика и здравый смысл здесь не действуют.

Скромный размер уровней компенсирован лишь нелинейностью их прохождения. Например, мы можем проникнуть в магазин через заднюю дверь или через окно в служебном туалете. Правда, от имеющихся вариантов за версту разит тухлятиной (все альтернативы аккуратно отмечены в брифинге, и напрягать извилины не понадобится). Закоренелым гуманистам стоит попробовать взять «врага» живьем; если верить руководству пользователя, для этого нужно незаметно подобраться поближе и гаркнуть что-нибудь внушительное — горе-налетчик тут же раскается в своем поведении и подымет лапки к потолку. Сравнивать с аналогичным «пряником» из Raven Shield я не буду. Слишком разного полета эти две птички.

Арсенал стандартен до одурения; непонятно только, почему рядом со знакомыми по Rainbow Six и другим тактическим шутерам образцами стоят абстрактные подписи, вроде «compact submachine gun» (самая популярная вариация нашего любимого MP5) и «assault rifle» (по виду обычная М16). В плане использования все предельно предсказуемо. Отдача, два вида прицеливания («от бедра» и «от плеча» — как в Delta Force), рассеивание… Единственная радость — оружие можно выбрать прямо перед миссией. Легкий реверанс в сторону реализма, не иначе.

Убогая графика отправляет игру в глубокий и окончательный нокаут. В 2004 году, когда NVIDIA анонсировала шестое поколение ускорителей, а долгожданные Doom 3 и Half-Life 2 уже томятся у дверей, выпускать такое нельзя. Отвратительные текстуры, грубые модели, дерганая анимация, давящая темнота… Не вздумайте выкручивать яркость монитора, картинка станет только хуже. Более жалкого зрелища, чем угловатые арбузы в местном супермаркете, я давно не видел. По уровню примитивизма и психоделии отдельные уровни могут почти на равных конкурировать с бессмертной Monet: The Mystery of the Orangerie Museum. Исчезающее в адской дымке шоссе с потертыми машинками грязно-кислотных расцветок — это нечто. Еще шаг, и FBI Hostage Rescue превратилась бы в мордатый кривоногий трэш.

* * *

Ужас и кошмар. Подозреваю, что авторы сами видели, какую откровенную и наглую халтуру они сотворили, и это не делает им чести. А репутация издателя в очередной раз подтвердилась. Что бы ни говорили сторонники принципа «вкалывать за идею», но в подавляющем большинстве случаев «бюджетный» продукт хорошим быть не может.