Светлая тема

Рецензия на игру FIFA 12

В попытке замкнуть подачу с углового Адебайор налетает на Вальдеса, и они дружно падают на газон. Павлюченко, готовый поразить пустые ворота, задевает ногу судорожно брыкающегося голкипера и шлепается аккурат на него. Спустя мгновение в кучу-малу прямой ногой въезжает Пуйоль, раскидывая лежащих футболистов в разные стороны, мяч отскакивает к кому-то из барселонцев, и тот от греха подальше выбивает его на трибуны. Комедия? Революционная FIFA 12!

Злая машина

Если разбирать FIFA 12 на запчасти, то количество нововведений впечатляет. Классический стереотип, будто EA кроме обложек и составов ничего не меняет, испарился. Тут затронули практически все: режимы, звук, графику, геймплей и даже интерфейс. Главное же событие для почитателей PC – абсолютная идентичность версий на «больших» платформах. Вместе с отставанием от консольных стандартов ушли многие технические неполадки: вылеты перед повтором основных фрагментов встречи, беспричинные «тормоза» и «глюки». Осталось подружить проект с отдельными геймпадами и русскоязычной Windows, вычистить парочку странных «багов» (однажды в «Карьере» половина моего состава превратилась в безымянных вратарей) – и комар носа не подточит.

Серьезные проблемы засели глубже. Пусть серия постоянно прогрессирует, футбол в ней по-прежнему утрирован и полон неестественных поворотов. Удары с некоторых точек не вытащит никакой Буффон, однако стоит компьютеру решить, что голов на сегодня хватит, как форварды начнут мазать с двух метров и «запарывать» момент за моментом. Если вы ведете в счете и позволяете ИИ на последних минутах подать угловой, то он с ужасающей вероятностью вколотит мяч в сетку или хотя бы сотрясет каркас ворот. Надо ли напоминать про его реакцию?

Но разработчики шагают в правильном направлении. Очередной список терминов из анонсов и пресс-релизов в этом году действительно подтвержден на практике. Ключевое новшество – тактическая оборона. Раньше противостояние соперникам сводилось к зажатию одной клавиши, теперь же пальцы стремительно пляшут по четырем-пяти кнопкам, а мозг лихорадочно просчитывает возможные ходы. Прессинговать, держать дистанцию, сделать подкат, позвать товарища на помощь, разок-другой пихнуть оппонента, поставить подножку – над ответом нужно поломать голову.

Впрочем, на высокой сложности ИИ губит интригу на корню, юлой вертясь вокруг защитников, проскальзывая в крохотные щели и легко разгадывая наши оборонительные замыслы. На своей половине он тоже внимателен: уверенно прерывает острые передачи, мешает разыгрывать «стеночки» и неплохо выбирает позицию. Кому мало, для тех авторы припасли более тонкую настройку, вплоть до точности ударов и травматизма.

Борьбу с неуступчивым компьютером разнообразит Precision Dribbling. Поначалу я ожидал высокоскоростного маневрирования а-ля Месси, но оказалось, что это отсылка к Ибрагимовичу: плотный, почти статичный контроль мяча и укрывание его корпусом в расчете на рывок партнера. Так не обведешь защитника, зато сохранишь атаку, уклонившись от подката и оставшись фактически на том же месте, — очень полезное умение в войне за каждый клочок поля.

Невыносимая жестокость

Когда контакта не избежать, в дело вступает Player Impact Engine – самое веселое нововведение сезона. Движок отвечает за корректную физику тел, поэтому в свои лучшие моменты игра похожа на трансляцию английского Npower Championship: жесткие стыки, «коробочки», реалистичные падения, повреждения – и никакого проваливания конечностей друг в друга! Сошедшиеся плечами спортсмены не просто отскочат в разные стороны, а еще и красиво развернутся в полете, вратарь, на полной скорости запрыгнувший в толпу, наверняка кого-нибудь собьет и сам сверху упадет – от таких эпизодов зрелищность и атмосфера только выигрывают. Но в целом PIE пока сыроват и порой рисует комичные картины. Фол может запустить эффект домино: игроки цепляют один другого и валятся на газон, попытка встать приводит к волне конвульсий. Пищи для YouTube подкидывают и глупые столкновения при праздновании голов.

Вот постановка хороша как никогда. Анимация вылизана до блеска, графика ощутимо прибавила (лица звезд – практически фотографии), звук традиционно бесподобен (кроме российских комментариев), свежие детали, вроде незамедлительного ввода мяча из-за боковой, пришлись ко двору. Единственный промах – короткие предматчевые ролики про избранных игроков. Некоторые ситуации явно высосаны из пальца, и Каррагер, задорно разбрасывающий финтами вражескую защиту, – это скорее плод больной фантазии, нежели реальная история.

Горе от ума

Вопиющая надуманность добралась и до режима «Career». Разработчики, стремясь наполнить его интересными событиями, перемудрили и устроили цирк. Так, футболисты получили право голоса и сразу принялись требовать, ныть, публично вешать бутсы на гвоздь и комментировать решения менеджера. Тридцатипятилетний резервист может посетовать на то, что мы ломаем его карьеру, маринуя на скамейке. Нападающий, проведший в элитной команде несколько лет и забивающий почти в каждом матче, вдруг заявляет, что не прижился в клубе, и просит выставить на трансфер (похожим образом из моего «Милана» сбежал Пато, причем руководство отпустило бразильца, несмотря на сопротивление главного тренера). Такие полуабсурдные случаи вызывают лишь недоумение, а идиотский трансферный рынок превращает игру в фарс. Звезды массово переходят из клуба в клуб, затем возвращаются обратно, чтобы через сезон вновь уехать (Снейдер без устали кочевал из «Интера» в «Манчестер Сити» и назад). Суматоха достигает апогея перед самым закрытием трансферного окна: таймер отсчитывает последние часы, геймпад яростно вибрирует, почту распирает от странных предложений.

Из-за этой клоунады на второй план отошли остальные «фишки» – односложные пресс-конференции и поиск талантов1. Общение со СМИ примитивно: за несколько дней до важной встречи можно сказать пару слов о командах, футболисте, коллеге, напомнить общественности о результате предыдущего противостояния, мотивируя своих подопечных или раздражая соперников. Работа с молодежью куда насыщеннее. Для начала необходимо подобрать скаутов, выдать им инструкции и отправить в какую-нибудь страну. Ежемесячно они будут присылать данные о подрастающих Зиданах и Пеле, готовых продолжить обучение в нашей академии. Первая информация пространна — ни точной позиции на поле, ни конкретных прогнозов, – поэтому иногда выгоднее подождать более глубокого анализа. Однако если сильно затянуть с заключением контракта, то юное дарование перехватят конкуренты, а кому такое по душе?

Вряд ли много поклонников и у слегка модифицированного режима «Be a Pro». Он всегда был убогим и тоскливым, но новая система оценок за матч окончательно его нокаутирует. Начинать за полевого игрока резона нет – челюсть мгновенно сведет от зевоты. Примерить «шкуру» вратаря – подписать себе приговор: баллы утекают не из-за ошибок, а с оборотами минутной стрелки. Поскольку даже выступление за слабейший клуб лиги не гарантирует опасные моменты у наших ворот (голкипер «Новары» мерно посапывает, пока команда осаждает штрафную «Ювентуса»), на итоговый рейтинг можно повлиять, только убегая в атаку, иначе постоянные «тройки» и «четверки» заведут карьеру в тупик…

Когда мы вместе – никто не круче

Недостатки «сингла» перестают волновать после первого визита в онлайн. EA напихала туда развлечений на любой вкус, увлекательнейшее из которых – коллекционная карточная игра Ultimate Team, уже знакомая владельцам X360/PS3-версий. Посещаем магазин или аукционы, собираем собственную колоду, участвуем в соревнованиях – стандартный комплект. Но картонные спортсмены привередливы, у всех есть любимые тактическая расстановка и позиция. Кроме того, взаимоотношения в команде зависят от клубной и турнирной прописки футболистов и их национальности: лучше всего друг друга понимают одноклубники, между земляками же связь минимальна (правда, неясно, как это работает во время матчей). Также существуют карты тренеров, медпомощи, контрактов, эмблем и форм – короче, заработанные или купленные очки мертвым грузом не лежат.

Помимо Ultimate Team заслуживает внимания режим «Head to Head Seasons» – продолжительное путешествие из десятой лиги в высшую. Сезон состоит из десяти встреч, и с каждым годом для повышения надо набирать все больше очков: 12, 14, 16 и т. д. Естественно, неудачные выступления грозят вылетом, в лучшем случае – сохранением места в дивизионе. Если долгосрочные занятия вам неинтересны, стоит попробовать несколько вариантов товарищеских сражений (в том числе за своего Virtual Pro), подивиться глобальной игровой статистике или переписать итог реальных баталий (за португальцев вырвать ничью у Дании, спасти «Монпелье» от провала против «Бордо»).

* * *

Так или иначе, мультиплеер опять выручает FIFA. Без онлайна новая часть – сносная игра с неплохой картинкой, глубокой оборонительной системой и перспективной моделью столкновений, страдающая от ненатуральности. А с ним – лучший футбол последних лет, уже стучащийся в ворота «Золотого пантеона».

1Похоже, EA считает, что убирать элементы, а спустя год-другой их возвращать – это очень оригинально.