Светлая тема

Рецензия на игру Flight Unlimited 3

Суета вокруг Сиэтла

Строгое предупреждение! Данный обзор написан исключительно для полных профанов в области авиационных симуляторов. Читать его лицам, разбирающимся в данном вопросе, а тем более фанатам Microsoft Flight Simulator, строго-настрого запрещается! Претензии любого характера от специалистов не принимаются и не рассматриваются!

А то в последнее время от критиков проходу не стало, о чем не напишешь, все им не так. Теперь же, обезопасив себя от нападок профессионалов, можно рассказать всем остальным, что же такое этот Flight Unlimited 3, и с чем его едят.

Моряк под облаками

Скажу сразу, мне эта игра понравилась с первых же шагов, в смысле, метров. Можно сказать, я влюбился в нее с первого взгляда. И по одной очень простой причине - в ней можно летать на гидросамолетах! Не знаю, как обстоит дело с этим в последнем MSFS, но вот в остальных гражданских авиасимах я ничего подобного не встречал. А тут, пожалуйста, целых два типа амфибий, летающая лодка и поплавковый гидросамолет. Вам непонятно, чем вызван этот восторг? Ну, прежде всего, я по профессии моряк, так что все, что может двигаться по водной глади мне как-то близко. Но дело не только в этом. Самолет, обладающий возможностью взлетать и садиться на воду, обретает ни с чем не сравнимую свободу. Нет жесткой привязки к аэродромам, лети, куда хочешь, лишь бы в пункте назначения был крошечный клочок водной поверхности. Можно приземлиться (то есть, извините, приводниться) в большом порту и порулить между громадными танкерами. А можно залететь подальше в море, совершить посадку и заняться ловлей рыбы (шутка). Жаль, в игре нет Европы, а то неслабо было бы приводниться на Большом Канале в Венеции и погонять тамошних оборзевших гондольеров (почему оборзевших? А они за получасовую прогулку дерут с туристов аж сотню баксов. Вся их лоханка столько не стоит).

Управлять гидросамолетом не так просто, как кажется, он ведь имеет качества быстроходного глиссера и самолета. Взлететь на нем сложно, а приземлиться еще сложнее. Если не верите, посмотрите на одну из картинок, там запечатлен мой новенький самолет после первого опыта приводнения. Не так просто и ввести гидросамолет в игру. Судите сами, при одной и той же мощности двигателя, автомобиль по твердой земле может двигаться вдвое быстрее, чем катер по воде. Кроме того, разгоняется последний медленнее, да еще как бы в два этапа (до выхода на глиссирование совсем медленно, а после немного быстрее). И еще, если на приличной скорости заложить крутой вираж, обычный самолет попросту перевернется, а летающая лодка, имеющая поплавки на крыльях, всего лишь накренится, может быть чиркнет крылом по воде, но перевернуться не сможет.

Как видите, нужно создавать еще одну физическую модель - модель движения быстроходного катера. Разработчики Flight Unlimited 3 не поленились и сделали это на совесть. Гидросамолеты ведут себя весьма реалистично не только в воздухе, но и на воде. Впрочем, давайте-ка я расскажу обо все подробно, по пунктам.

Конюшня

Всего в игре имеется десять управляемых игроком самолетов, помимо уже упоминавшихся амфибий есть три одномоторных и один двухмоторный винтовой самолет, один реактивный двухмоторный и три экзотических, как я бы их назвал. К ним относится «Фоккер Др.1», времен Первой Мировой войны, истребитель «Мустанг» из Второй Мировой и мотопланер. Об амфибиях я уже упомянул, «Фоккер» вы наверняка видели в Red Baron 2, «Мустанг» представлен в любом симуляторе на тему Второй Мировой, ну а остальные гражданские самолеты есть во всех гражданских авиасимах (можете посмотреть хотя бы наш обзор Fly!). Так что осталось рассказать о мотопланере.

Это очень интересная штука. С одной стороны планер, очень легкий и с громадным размахом крыльев, а с другой стороны - самолет, поскольку на нем установлен маломощный моторчик. Предназначен этот моторчик только для взлета, ибо топлива для него берется в обрез, причем, прежде чем насладиться безмоторным полетом, нужно это топливо почти все выжечь, иначе ваш аппарат не сможет свободно парить под облаками. А это почти так же интересно, как управлять гидросамолетом. Ведь полет на планере - это не тупое перемещение из точки А в точку Б, а творческий процесс поиска восходящих потоков воздуха, набора высоты, плавного снижения и т.д.

Все летательные аппараты в игре смоделированы со всевозможной тщательностью. В глаза сразу же бросаются совершенно разные кабины, причем разные в них не только приборные доски, но и вообще весь интерьер. Если посмотреть назад, в маленьком самолетике увидишь пару пассажирских кресел, в большом же - просторный салон. Возвращаясь к приборной доске скажу, что все приборы, тумблера, кнопочки и переключатели работают (жаль только, что при наведении на них курсора не выскакивают подсказки, как это сделано во Fly!). Так что можно управлять самолетом с помощью мышки.

Раз уж я начал говорить о кабинах, поведаю и о режимах обзора. Есть три основных режима наблюдения из кабины - свободный полет, то есть когда вы совсем не видите приборов и деталей самолета; полусвободный, при котором виден верхний ряд приборов (то есть самые главные); основной режим, в котором половину экрана занимает приборная доска, и еще виртуальная кабина. В первых трех режимах есть по восемь фиксированных направлений взгляда, заведенных на дополнительную цифровую клавиатуру (можно менять обзор и джойстиком, нажав первую кнопку и двинув его в нужную сторону), а в виртуальной кабине можно вертеть головой как угодно. Честно говоря, последний режим мне не очень понравился. Во-первых, совершенно невозможно разобрать, что там приборы показывают, а во-вторых, кабина совершенно пуста, в том смысле, что не только нет второго пилота или пассажиров, но и кресло первого пилота, то есть вас, не занято. Смотрится жутковато.

Со стороны на самолет можно смотреть самыми разными способами и с самых разных ракурсов. Для этих режимов задействованы все оставшиеся функциональные клавиши (восемь, то есть). Естественно, можно приближать и удалять аэроплан и вертеть его в разные стороны. Делается это с помощью джойстика с нажатой той или другой кнопкой.

Модель поведения самолетов в воздухе очень даже различна. Я уж не говорю, что реактивный самолет ведет себя совсем не так, как винтовой, но поплавковый гидросамолет, к которому снизу приделаны два громоздких понтона, управляется гораздо хуже, чем самолет с убирающимся колесным шасси. Не будучи специалистом в области авиации, я не смогу вам в тонкостях описать особенности управления тем или иным аппаратом, но поверьте мне на слово, отличия есть.

Да, и еще, у каждого самолета звук работающего двигателя свой! Ясное дело, реактивный двигатель гудит совсем не так, как поршневой, но и поршневые издают разные звуки. Одни звуки издает движок, расположенный в носу самолета, другие - присобаченный сверху над корпусом, и совсем третьи - два двигателя на крыльях. Тарахтенье мотора «Фоккера» не спутаешь с ревом движка «Мустанга», а мягкое воркованье моторчика мотопланера и вовсе ни на что не похоже.

Кроме управляемых игроком самолетов есть и те, полетать на которых нельзя. Они используются для создания атмосферы на аэродромах и в воздухе. Этих аэропланов очень много, причем кроме всяких там гражданских «Боингов» и «Дугласов» есть и военные «Лайтинги», «Фальконы» и прочие «Хорнеты». Попадаются и вертолеты.

Над горами, над лесами

Пора рассказать и о том, где все это, собственно говоря, происходит, о мире Flight Unlimited 3. Он не обладает всеохватывающей полнотой MSFS, собственно говоря, представлено только Тихоокеанское побережье США и прилегающие территории. Причем детальная карта имеется на Сиэтл и его окрестности (при инсталляции вам сообщают, что если у вас установлена предыдущая версия игры с картой окрестностей Сан-Франциско, можно ее проапгрейдить для использования в новой игре).

Хочу отметить, что на той территории, на которую нет детальной карты, представлены все природные объекты, населенные пункты и прочее. Просто там нет домиков в городах, а аэродромы представлены только самые крупные. На мой взгляд, это не такой уж большой недостаток, при дальних перелетах совершенно не важно, что там под крылом, а если вы хотите полюбоваться красотами американской архитектуры, окрестностей Сиэтла вполне достаточно.

Кстати, в этих окрестностях воспроизведено абсолютно все. Громадные небоскребы и сравнительно маленькие пятнадцатиэтажные дома, церкви и офисы компаний (между прочим, есть и офис Microsoft), дороги и мосты, доки и портальные краны, стоящие у причалов и бороздящие моря корабли, и многое, многое другое. Ясное дело, воспроизведены и все имеющиеся на данной территории аэродромы. Между прочим, их такое количество, что можно подумать, будто почти каждый американец имеет самолет.

Нарисовано все это вполне прилично, конечно, дома выглядят не так, как в Unreal, но отличить один от другого вполне возможно. А если подняться хотя бы метров на пятьсот, картина и вовсе становиться прелестной. Вообще, нужно сказать, окрестности этого самого Сиэтла довольно разнообразны. Тут и зеленые долины, и скалистые горы, и морские побережья, и высокогорные озера (почти на каждом озере имеется гидроаэродром; еще один аргумент в пользу полетов на гидропланах). Так что просто облететь весь этот кусочек Америки и полюбоваться видами весьма привлекательно.

Само собой, есть в игре и смена погоды, времени года и времени суток. Как видите, можно любоваться всеми этими видами и по несколько раз, в разные сезоны и с разными условиями освещенности. Кстати, о погоде. Скачивать из Интернета реальную погоду на данной территории нельзя, но можно ее самостоятельно задавать или программировать. Или задать динамическое изменение погоды, так что поднявшись при чистом небе и ярком солнце, можно приземлиться в густом тумане.

В конце рассказа о красотах мира игры, стоит упомянуть, что в ваших силах его изменить. Дело в том, что к игре прилагается специальный редактор, в котором можно строить новые города и разрушать старые, прокладывать дороги и сооружать аэродромы. Перечень объектов, которые можно создавать, занимает четыре страницы мелким шрифтом, так что и тут можно поработать на славу. Я, например, возвел в живописном уголке побережья роскошную виллу под названием Veselov’s House и построил рядом частный аэродром. Как говорится, будете у нас в Сиэтле, милости прошу...

Мелочи

Как и положено, нужно бы отметить недостатки игры. Дело это непростое, потому как найти их сложно. Вот разве что не очень удобная система тренировок. В MSFS инструктор вам объяснял и показывал, как совершать то или иное действие, а потом предлагал его повторить. Тут же инструктор только объясняет, а понять его объяснения не всегда просто. Но вообще-то тренировок много, и они охватывают все аспекты управления самолетами разных типов. Причем в отдельный раздел вынесено обучение полетам на летающей лодке.

Еще не все хорошо со сценариями, похоже, что создавать собственные нельзя. Правда, имеется довольно много заранее заданных, некоторые из которых весьма интересны. Нет и опций связанных с аварийными ситуациями. Можно только задавать, реально ли вообще повредить самолет, и возможны ли отказы двигателей и других систем. Я выставил реалистичность по максимуму, но пока у меня никаких поломок не было.

Не совсем понятно, зачем нужны переговоры с наземными службами, они вам что-то разрешают и запрещают, но действовать вы можете совершенно свободно, никаких санкций за нарушение правил воздушного движения не наблюдается.

Еще хотелось бы отметить, что взлетать и садиться можно на любой ровной поверхности. То есть не задается характер поверхности: песок, трава, лес и т.д. По цвету можно понять, что ваш самолет движется по глубокому снегу, но вот на его движении это никак не отражается.

Почему-то у меня не действует функция ускорения времени. Клавиша соответствующая есть, но вот воспользоваться ей не удается. Скорее всего, нужно подняться на приличную высоту или отлететь подальше от населенных пунктов. А может быть и еще что-то.

Вот, пожалуй, и все замеченные мной недостатки. Профессионалы наверняка найдут и еще какие-то, но на то они и профессионалы.

Заключение

О графике я, как всегда, распространяться не стану, а вот о звуках скажу. Кроме уже упоминавшегося разнообразия звуков работающего двигателя есть и другое разнообразие. При движении по взлетной полосе колеса издают свои собственные звуки, а скользящий по поверхности воды гидросамолет поет свою собственную песню. Не лебединую. Да, чуть не забыл, при движении по воде на лобовом стекле появляются брызги воды! Как видите, реалистичность доведена почти до идеала.

Не стану ничего рассказывать о радионавигации, полетам по приборам и использовании спутниковой навигационной системы GPS, это все для профессионалов, а я не для них пишу. Да и игра, на мой взгляд, сделана не для них. Как раз начинающим виртуальным пилотам лучше всего опробовать свои силы в этом красивом, но достаточно простом симуляторе. Причем, что самое главное, по мере совершенствования своего мастерства вы можете ставить перед собой все более и более сложные задачи.