Светлая тема

Рецензия на игру Football Mogul 2003

Уж насколько я уважал авторов серии Baseball Mogul, но о такой фантастике, что попала мне в руки, даже и подумать не мог. Прорыв в жанре, не иначе! Вернее, кардинально новый подход к созданию игр.

Клоны атакуют

Приведу в пример нас, простых болельщиков. По субботам или любым другим «центральным» для нашего вида спорта дням мы удобно располагаемся перед телевизорами или на трибуне, поддерживаем свою команду аплодисментами и разражаемся проклятьями в адрес игроков. Как водится, плачем после поражений и напиваемся с незнакомыми «коллегами» по фанатскому цеху после побед. Короче говоря, ведем правильный образ жизни среднестатистического «суппортера». Все бы хорошо, но в паузах между встречами наседает спортивная тоска. Кроме того, из-за невозможности соприкосновения с любимой игрой начинает сосать под ложечкой. Тут-то и появляются компании типа Sports Mogul, своевременно предоставляющие заменители большого спорта на экране.

Как я уже упоминал, серией Baseball Mogul этот коллектив сделал себе имя среди поклонников менеджеров. Ненавязчивая, несложная, приятная игра прочно вошла в золотой фонд тех людей, что интересуются бейсболом и его компьютерными аналогами. Благодаря этому на Football Mogul 2003 возлагались определенные надежды. Все-таки основной представитель жанра менеджеров американского футбола — Front Office Football — отличается некоторой информативной перегруженностью и бестолковостью. Хотелось чего-то легкого, воздушного и серьезного, в стиле Baseball Mogul 2003…

Виртуальный конструктор

Не мне вам объяснять, из каких частей «собирается» спортивный менеджер, однако на всякий случай напомню: а) тактическое управление командой (тренировки, схемы и т. д.); б) селекционное управление; в) коммерческая деятельность (товарно-денежные отношения, не связанные с трансфертами: продажа билетов, абонементов, прав на трансляцию, постройку дополнительных элементов стадиона и т. д.). Так вот, Football Mogul 2003 — почти что универсальный LEGO-конструктор менеджера средней руки.

Возьмем, к примеру, игроков. Есть круг футболистов, отвечающих отдельно за нападение и отдельно за защиту, плюс т.н. спецкоманды. Мы можем лишь определять, кто и на какой позиции будет играть. Ни схем, ни настроек тактики, ни общего задания нет. Просто набор спортсменов. Согласитесь, если сменить амплуа с футбольных на бейсбольные, получится симулятор бейсбола. Тем более что режим «play by play», который был новинкой в Baseball Mogul 2003 и визуализировал матч, в Football Mogul 2003 отсутствует. Видимо, чтобы не создавать проблем при переходе, скажем, на баскетбольные рельсы.

Для полноты картины добавлю, что остальные части игры, обозначенные под буквами «б» и «в», в американских видах спорта идентичны. Более того, единственное отличие Football Mogul 2003 от Baseball Mogul 2003 в области трансфертов — наличие реальной денежной системы. В Baseball Mogul 2003 зарплаты измерялись в мистических условных единицах, которые приходилось умножать на взятый чуть ли не с потолка коэффициент, дабы увидеть похожие на всамделишные долларовые суммы. Теперь же не нужно ломать голову над тем, сколько зарабатывают подопечные, — все четко и понятно, даже значок «$» на месте.

В финансовой же составляющей изменений ноль: мы устанавливаем цену на билеты, атрибутику, жратву на стадионе и прочий хлам, по-моему, совершенно не предназначенный для спортивного менеджера (Championship Manager не даст соврать). Интересен разве что подход к общению с телевидением: можно показывать матчи «как все», т.е. по очереди с другими клубами, можно продать права на трансляции встреч платному каналу, а можно и вовсе запретить телевизионщикам появляться у себя на стадионе. Впрочем, и эта деталь есть в Baseball Mogul 2003.

Какую песню испортили… Или нет?

В общем, игра получилась в духе серии: живой, в меру симпатичной и… донельзя вторичной.