Светлая тема

Рецензия на игру FreeForm

Насколько сильно можно испортить хорошую идею? Очень сильно. Практически до неузнаваемости. Возьмем, к примеру, совсем недавний фильм "Dungeons & Dragons". Согласитесь, название обязывает. Однако ни наличие спецэффектов, слегка бестолковых местами, ни полеты уродливых тощих драконов, ни безголовый Марлон Вайнс, смотрящийся в подобном кине совсем не органично, не смогли удержать марку. Калека вышел на сцену, махнул костылем в сторону сидящих в первом ряду, неудачно плюнул себе на ботинок, попытался прочесть пару строк и… свалился в оркестровую яму, создав кучу ненужного шума. Результат - возмущенные крики из зала, сломанный нос дирижера и ощущение поиметости в самое постыдное место.

Final countdown

Как показывает практика, даже клон может быть отличным и не уступающим оригиналу. Вторичность не всегда плоха, если при этом разработчики ставят своей целью в итоге подать к столу вполне конкурентоспособный продукт, а не солянку из фич, надерганных из десятка других игр. Дешевые модели, созданные за пять минут в Character Studio, сюжет а-ля детективы Александры Марининой из серии "Мертвые не потеют", щепотка Wing Commander, кусочек Star Control и, конечно же, ставший очень модным в последнее время покемон-тамагочи-телепузик, как экзотический бананас, взращенный на полях Сахары - чем не космический симулятор, к каковым и относится Freeform?

К сожалению, игра не порадует нас ручным зверьком и ужасами в стиле "я учусь делать монстров в 3D Max", но все остальное - на высшем уровне. Далекое будущее. Неугомонное человечество захватило всю галактику. Делать нечего, скукотища смертная. Вы - один из тысяч пилотов, пропивающих свое жалование в местном марсианском кабачке. Будущее покрыто мраком. За сим разрешите откланяться. Спасибо за внимание. Приходите еще.

Freeform пугает своей непосредственностью буквально с первых же аккордов. С начальной заставки, до боли напоминающей произведение незабвенного Джорджа Лукаса и блистающей орфографическими и грамматическими ошибками. С уродливых логотипов разработчика и издателя. Преступно долгая загрузка самой игры практически не оставляет никаких шансов, но любопытство одерживает верх, и вот ты уже в открытом космосе, судорожно стучишь по всем кнопкам, пытаясь найти НУЖНУЮ. Что она будет делать, ты не знаешь, потому что пункт "Help" не предусмотрен изначально для таких лузеров, как ты. Десять, девять, восемь… видать, что-то нажал все же… семь, шесть, пять… как же тут все неудобно, черт побери… четыре, три, два… не нравится мне все это… один, ноль, "Runtime error 56"… добро пожаловать в мир Windows, дружок!

Свобода формы

Вы думаете, я тут повышенным красноречием страдаю? Ничего подобного. Всего лишь привел ситуацию из реальной жизни. К примеру, вот так, согласно последним достижениям ученых, заканчивается переход в гиперкосмос. К аналогичным результатам приводят уничтожение полицейского корабля, гибель вашего собственного и временами возвращение на базу. Видимо, не пожелав нарисовать хоть какие-то ролики, разработчики придумали этакий универсальный хеппи энд для ленивых, когда вместо чудес компьютерной анимации мы обнимаемся с родным до боли десктопом.

Попадая в меню, сразу обращаешь внимание на странную надпись "ХХХ users online", где ХХХ означает не одновременно совокупляющихся юзеров, а всего лишь их количество, выражающееся, как правило, пятизначным числом. Тут бы можно было найти оправдание безобразно долгой загрузке игры, пытающейся соединиться с глобальным сервером. Однако через пару минут доходит, что модем на самом деле тихо посапывает рядом со звуковой карточкой, а все эти цифры - не более, чем фикция. Но все же…

Локальная сеть, не требующая дополнительного коммуникационного оборудования, в которой единственный представитель земной фауны - сам игрок. Чем не идея? Остальных юзеров как бы не существует, но вместе с тем они есть, пусть и в виде строк кода. Основное место их обитания - некий глобальный форум. На форуме есть заказчики, которым требуется что-либо перевезти, украсть, устранить конкурента, сопроводить в далекие уголки карты, перестрелять всех еретиков в округе и совершить еще целую кучу добрых дел. Также есть и исполнители, то бишь сам геймер - один, за всех сразу. Выбирай миссию, но помни - далеко не факт, что твоя кандидатура пройдет фейс-контроль и удовлетворит требованиям моральной устойчивости и летного опыта. Чтобы заработать себе на жизнь, придется бросить курить, пить текилу по утрам и регулярно посещать фитнесс-центр.

Стоимость выполненных работ оплачивается соответствующе, а поскольку без денег тут делать нечего, придется погнуть спину за жалкую пачку кредитов. Оплата за среднюю выполненную миссию колеблется в районе сотни условных, а приличная пушка или какой полезный апгрейд стоят порядка десяти... тысяч. О стоимости более совершенных посудин говорить и вовсе не хочется, чтобы лишний раз не расстраиваться. Вот и приходится уныло смотреть на пустой ангар с одним единственным orion fighter'ом о двух ракетах и скромной лазерной пукалкой, имеющей принеприятнейшее свойство перегреваться в самый ответственный момент. Все остальные многочисленные блага космической цивилизации нам будут недоступны еще оч-чень долго.

Впрочем, деньги можно добывать и путем собирания всевозможных субстанций, в том числе уникальных, характерных только для данной системы, да бесхозно болтающихся в открытом космосе ящиков с добром, и последующей сдачи оных в пункт приема стеклотары. Однако и тут придется потратиться, приобретя соответствующий грузовой отсек. Все это, наряду с огромной картой галактики, буквально истыканной звездными системами, невольно навевает ностальгические воспоминания о SC2 и Elite.

Не хотите летать и собирать галактический мусор? Можно попробовать себя в роли брокера - вдруг повезет. Но и тут извольте оплатить членский взнос администрации биржи аккурат вовремя. В общем, как ни крути, но тяжела и терниста жизнь молодого горниста - денег нет, корабль проржавел, девушка ушла, забрав с собой черно-белый телевизор, купленный на распродаже на ее же сбережения. Остается только обожраться просроченной гречневой кашей из тюбиков и избавить мир от еще одного неудачника.

Ладно, допустим, удалось перебороть чувство отвращения и обиды. Предположим даже, что нас не смущает очевидное сходство со старенькими и малость поднадоевшими Wing Commander и сотоварищами. Выбираем первую попавшуюся миссию и вылетаем за пределы станции. Перед глазами возникает красная планетка, подобие какой-то туманности и снующие вокруг пираты. Надо что-то делать, но жутко неудобный радар элементарно не позволяет сориентироваться на местности. Наконец все встает на свои места.

Оказывается, что флибустьеров можно с легкостью перестрелять без ущерба для здоровья, но стоит только сделать шаг в сторону и пульнуть не туда, как назойливый полисмен не замедлит появиться в количестве двух штук и отправить считать ярлыки на рабочем столе. А что делать, если вон тот торговец ну очень не нравится нашему заказчику? Как ни странно, но Freeform предоставляет почти что нулевую свободу. На таком тихоходе далеко не улетишь, новый не купишь, гиперкосмос отказывается работать, а пара случайных попаданий в станцию или пролетающий мимо одинокий кораблик с туристами расценивается как преступление и карается немедленным уничтожением, точнее, все той же "runtime error". Парадокс, короче…

Свобода выбора

Свобода выбора специализации пилота - вот изюминка Freeform, согласно уверениям разработчиков. Однако все вышеописанное вряд ли способствует желанию познать это. Представим еще, что действо сопровождается управлением типа "рывки обыкновенные в большом количестве", коробкообразными моделями истребителей, с удовольствием проходящими сквозь посторонние объекты, не встречая никакого сопротивления, никаким космосом в единственном разрешении 640х480, с трудом растягиваемом до 800х600, безобразными звуками и слабоватыми музыкальными треками, а также практически полным отсутствием ощущения полета и скорости. Теперь вспомним хотя бы тот же пусть не сильно разнообразный, но чертовски красивый BANG! Gunship Elite, и… выберем сникерс.

И зажуем с его помощью обиду на то, что в очередной раз вместо хорошего космосима получили продукт неудачной кастрации нескольких игр сразу, а неплохая идея погибла еще в зародышевом состоянии, так и не пожив как следует и не узнав о существовании виндоуз дветышши и мультиплеера. Остается надеяться, что какой-нибудь добрый доктор аниматор таки ж приделает неразумному дитяте ноги и руки, а мы сыграем в кои-то веки в нечто достойное, не несущее клейма Star Trek или Star Wars…