Светлая тема

Рецензия на игру Frozen Synapse

Хорошая игра не обязана быть оригинальной. Стремление «идти своим путем» достойно уважения, но слишком уж часто оно превращается в самоцель. Авторы Frozen Synapse поставили перед собой иную задачу: взять старую, очень-очень нишевую и хардкорную стратегию (Laser Squad Nemesis) и создать на ее основе увлекательное и доступное развлечение.

Размороженный синапс

Конечно, не обошлось без упрощений. Одна усредненная «фракция», урезанные ТТХ, нарочито минималистичная графика… Зато геймплей проверенный, и кошелек никто не теребит. Laser Squad Nemesis требовала ежемесячных взносов, Frozen Synapse исповедует более конкурентоспособную модель: заплатил один раз и играй, пока не надоест. Тем, кто пропустил известное в узких кругах творение братьев Голлоп, повезло вдвойне — им выпал шанс увидеть что-то действительно новое. Пофазовый бой сегодня стал огромной редкостью.

В теории все выглядит просто. Вот поле брани (небольшая площадка, которую генератор разделил на комнаты), вот несколько пехотинцев. Игрок в мельчайших подробностях решает, куда они перемещаются, где берут оружие наизготовку или стреляют, как реагируют на появление противника. Фокус в том, что в отличие от серии Jagged Alliance и ее аналогов мы лишь намечаем план будущих действий. После нажатия клавиши «Конец хода» игра на пять секунд переходит в реальное время, и что-либо изменить уже нельзя.

Frozen Synapse не лезет во владения ALFA: antiterror или Combat Mission, здесь полно условностей и искусственных ограничений. К примеру, деление на классы. Точка отсчета — универсальные автоматчики, составляющие костяк ударного отряда. Специалисты, напротив, имеют ряд очевидных преимуществ и недостатков. Бойцы с дробовиками непобедимы в ближнем бою, но их оружие бесполезно на открытой местности. Снайперы бьют без промаха, но долго целятся. Ракетчики могут уничтожить любое препятствие, но не в силах справиться со стоящим «посреди чистого поля» врагом (возможно только поражение обломками). Интереснее всего работать с гранатометчиками. Дальность выстрела невысока, зато, как и в Laser Squad Nemesis, гранаты честно отскакивают от стен.

Мастерство приходит с опытом. Когда, наконец, привыкаешь к особенностям игры, начинаешь получать настоящее удовольствие. Занудную одиночную кампанию с бредовыми уровнями-головоломками не стоит воспринимать всерьез. Заунывная байка о хакерах-революционерах, противостоящих ненасытной мегакорпорации, не заслуживает даже строчки в некрологе. Советую побыстрее уйти в онлайн — благо там есть с кем померяться байтами, а уж автоматизированная система поиска подберет подходящего партнера.

Как и везде, народ предпочитает гонять «дефматч». Впрочем, любители экзотики обратят внимание и на другие режимы. «Disputed» вносит в перестрелки неожиданный элемент. Через четыре хода на поле появляются пять красных ящиков. Для победы нужно собрать три из них и донести добычу до выхода. «Secure» еще необычнее. До фактического начала матча соперники отмечают квадраты, за которые они готовы сражаться. Тот, кто выбрал самый большой по площади участок, выигрывает жеребьевку и теперь обязан оборонять его. Задача второго игрока — провести на запретную территорию бойца. «Charge» предлагает схожие условия, но вместо конкретной зоны (в «Secure» она может быть любой формы и находиться где угодно) мы рисуем ровную полоску — до нее и должны добежать солдаты. На общем фоне «Hostage» — явный аутсайдер. Возня с заложниками получилась чересчур скоротечной и суетливой.

В техническом плане, увы, все небезупречно. Иногда сервер не учитывает отправленный ход, что крайне неприятно. Отсутствие таймера тоже напрягает — некоторые тугодумы тратят по полчаса на простейшие действия. С другой стороны, можно параллельно вести несколько игр, переключаясь между ними, а если внезапно свалились дела — взять бессрочный тайм-аут. Несознательным гражданам лазейка полюбилась, и в безнадежном положении они трусливо убегают, дабы не портить себе статистику.

Пасьянс

Frozen Synapse не конкурент полнокровным тактическим стратегиям. Скорее это идеальная забава для обеденного перерыва. Короткие, наполненные адреналином матчи и возможность при необходимости сделать паузу, несомненно, добавляют «офисной» привлекательности, однако вряд ли за ней будут просиживать дни и ночи напролет.