Светлая тема

Рецензия на игру G.I. Combat: Episode I - Battle of Normandy

Сидя на удобном стуле или развалившись в мягком кресле, оставив суету повседневности за пределами четырех стен, творить великие дела несложно. К примеру, воевать. Наблюдая за тем, как роты рассредоточиваются по окопам, “жуют” землю и скрываются в растительности, отдавать безответственные приказы, отправляя отделение за отделением на верную погибель, и чувствовать себя великим полководцем не составляет особого труда. Однако даже там, где смерть не имеет никакого значения, законы реального мира вступают в силу. Теперь не каждый пожертвует собственной бессмысленной виртуальной жизнью на потеху какому-то умнику, комфортно расположившемуся по ту сторону монитора.

Знакомые все лица

В новом обличье, но узнаваемый с первого взгляда, к нам вернулся… Close Combat. Имея в друзьях трехмерность, он, по сравнению с плоским предшественником, производит весьма яркое впечатление, однако оно, как и ожидалось (см. наше превью), оказалось двойственным. “Мыльные” текстуры таковыми и остались, а ряды кустов не смогли из нелепых прямоугольных примитивов с натянутыми на них обоями превратиться во что-нибудь более пристойное. Словом, поначалу может показаться, что мастерам из Freedom Games лучше продолжать рисовать тайлы и спрайты (впрочем, деревья здесь самые что ни на есть спрайтовые). Но…

Все недостатки разом отходят на второй план, как только в объективе камеры появляется солдат. И дело даже не в том, что он несет настоящее оружие, а его униформа прорисована и смоделирована до мелочей (при достаточном приближении виден каждый подсумок). Дело в поведении. Анимация бойцов выполнена на высшем уровне. Присев, они оглядываются и поводят ружьями из стороны в сторону, словно ища цель. При длительном марш-броске винтовки, автоматы и пулеметы закидывают на плечо. Находясь под обстрелом, бросаются на землю, изредка поднимая голову, дабы оценить обстановку, а затем ползут, причем настолько естественно, что им хочется аплодировать стоя. Браво.

Ни одна стратегия, тесно связанная с 3D, не в состоянии обойтись без удобной, свободно вращаемой камеры — это факт. Здесь у G.I. Combat возникают определенные трудности. Нет, направление обзора меняется как угодно, но вот настроить угол относительно горизонта по своему усмотрению нельзя. Поднимать камеру можно хоть до полной панорамы места действия сверху, как в CC, но в этом случае что-нибудь различить абсолютно нереально. Зачастую, чтобы указать место назначения отделению или детально рассмотреть нужную позицию, приходится совершить целую серию запутанных операторских пассов. Согласитесь, неудобно, а в условиях развивающегося боя еще и грозит потерей драгоценного времени.

Ассортимент битв, в которых можно принять участие, учитывая временные рамки, принятые авторами, большой; кроме того, они объединены в операции и кампании. Подверглась коррекции система формирования сил, которая, по сути, отсутствовала в CC. Отныне на каждое сражение мы направляем отделения и технику по своему усмотрению, с оглядкой на наличные очки (все боевые единицы в соответствии с огневой мощью охарактеризованы определенным их количеством). Правда, организация пиктограмм, олицетворяющих доступные войска, кажется проигрышной, если вспомнить структуру из трех подразделений, реализованную в CC. Здесь же все воинские отделения свалены в одну кучу, и ориентироваться в них сложнее (речь идет о запоминании нахождения каждого отделения на карте). Хотя это скорее вопрос привыкания.

О главном

После вступления в бой обращать внимание и на порой ужасную графику, и на неудобное управление уже некогда, поскольку оно полностью переключается на действие, разворачивающееся на поле битвы. Разумеется, неотъемлемая часть любого сражения — предбоевая подготовка — имеет первостепенное значение. В принципе, выбор позиции и способа передвижения (кстати, назначение «горячих клавиш» идентично тому, что было CC) во многом определяет шансы на выживание.

Оппонент (можно играть как за американцев, так и за немцев) довольно грамотно распоряжается своими войсками, пользуется дымовыми завесами и наносит удары артподготовки; нередко засевший на возвышенности или спрятавшийся в кусты пулеметчик убивает столько нервных клеток, что хочется плюнуть на все и забыться в Unreal Tournament 2003. В общем, враг составляет серьезную конкуренцию, и лобовой атакой его не возьмешь.

Да и не всем захочется мчаться навстречу пулям и снарядам. Солдаты — существа чувствительные, все через себя пропускают, ситуацию воспринимают эмоционально. Перекрестный огонь напрочь отбивает у них всякое желание поднимать голову и отстреливаться, бомбежка обращает в паническое бегство, а вид проезжающего танка оставляет в сознании глубокий отпечаток — впоследствии они не посмеют даже шелохнуться. Можно смело сказать, что создателям удалось претворить в жизнь систему моделирования психологического состояния бойцов, превосходящую по реалистичности аналог из Close Combat 5. Разумеется, страх — не единственное чувство, обуревающее вояк. Бывает, в них просыпается патриотический дух, заставляющий бросаться на врага с холодным оружием. При виде таких фанатиков противник, видимо, почуяв настрой атакующих, иногда просто сдается.

Гораздо чаще можно воочию увидеть рукопашную схватку, когда в ход идут приклады, руки и ноги. Помешать дерущимся может разве что граната, на всякий случай брошенная в толпу каким-нибудь героем. Возможно, это и недоработка искусственного интеллекта, но после того, как утихнут вопли и стоны (звуковое сопровождение заслуживает всяческих похвал), а поднятая в воздух пыль осядет, становится понятно, что на войне как на войне, и вопрос выживания участникам нужно решать самостоятельно.

Вопреки

Только от значимости поставленной цели зависит, стоит за нее сражаться или нет. Да, препятствий, не позволяющих G.I. Combat одним рывком оказаться на пьедестале, немало, но если вы сумеете их преодолеть, то обнаружите интересный геймплей, который так искусно диктует условия, что с ними приходится соглашаться, получая при этом удовольствие от процесса игры по чужим правилам.

P.S. А вот многоэтажных зданий нет. Жаль.